- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

США пытаются нащупать пути установления прочной власти в Афганистане

Власти в Исламабаде пока так и не предприняли каких-либо решительных действий против радикального движения «Талибан» и террористической группировки «сеть Хаккани» (обе организации запрещены в РФ), невзирая на свои обещания. Такую оценку деятельности пакистанских властей на данном направлении борьбы с терроризмом и экстремизмом дал во вторник генерал американских Сухопутных войск Остин Миллер, выдвинутый президентом Дональдом Трампом на пост нового командующего Вооруженными силами США и операцией НАТО в Афганистане. «Мое понимание заключается в том, что мы еще не видим, чтобы … контртеррористические усилия в отношении боевиков, действующих против Пакистана, трансформировались в решительные действия, нацеленные на афганское движение «Талибан» или главарей «сети Хаккани», проживающих в Пакистане», — говорится в письменных ответах Миллера, подготовленных к слушаниям по рассмотрению его кандидатуры в комитете по делам Вооруженных сил Сената Конгресса США. «Мы все еще ищем убедительные свидетельства того, что Пакистан разделяет нашу концепцию создания безопасного и стабильного Афганистана», — подчеркивает далее американский военачальник. С его точки зрения, «достичь долгосрочной стабильности в Афганистане без поддержки Пакистана будет сложно, но не невозможно». Кроме того, Миллер выражает уверенность в том, что «собственной стабильности и процветанию Пакистана пойдет на пользу мир в Афганистане». Комментируя вопрос о помощи талибам извне, генерал заявил, что она оказывается, в том числе некоторыми государствами региона. «По моей информации, движение «Талибан» извлекает выгоду также от государственной поддержки и пожертвований на уровне ниже государственных в регионе», — отмечает Миллер, не вдаваясь в детали. Очень туманная фраза, есть все основания полагать, что генерал сам не понял, что сказал. Также вызывают вопросы его поиски «свидетельств разделения Исламабадом американской позиции по Афганистану». Интересно, что кроме генерала никто таких свидетельств уже давно не ищет, а его самого вообще-то прислали в Афганистан не для этого. В этой связи расчитывать на то, что Исламабад своими руками начнет уничтожать самые эффективные свои инструменты в рамках воздействия на внутриафганскую ситуацию, может только очень наивный человек. Причем надеется на это генерал, не делая ровным счетом ничего для того, что сдвинуть Исламабад с такой позиции.  Но один вывод из этой путанной речи можно сделать вполне уверенно. Тактика «высиживания» в Афганистане с отказом от проведения каких-то решительных действий в рамках проведения широкомасштабных наступательных операций продолжится в среднесрочной перспективе. И происходит это на фоне провала попыток Вашингтона и Кабула пролонгировать  перемирие, которое было объявлено на срок праздника Ураза-байрам, и тем самым сделать этот процесс долгосрочным. 20 июня по меньшей мере 45 афганских военнослужащих погибли в результате нападения боевиков радикального движения «Талибан»  на два контрольно-пропускных пункта в провинции Бадгис на северо-западе страны. Об этом сообщило в среду со ссылкой на местные власти агентство Рейтер. В общем-то очевидный ответ на все мирные инициативы Вашингтона и Кабула. В этой ситуации миролюбивые инициативы Кабула становятся в принципе бесполезными. Президент Афганистана Ашраф Гани предложил главарю движения «Талибан» Хайбатулле Ахундзаде провести прямые переговоры о прекращении огня на год. Об этом во вторник 19 июня сообщает агентство Пажвок. «Они должны (кому должны?-авт.) согласиться на переговоры, если они хотят, мы можем провести переговоры где угодно: в пустыне, в горах, в мечети. Я готов приехать в любое место», — заявил Гани в своем обращении к талибам. «Если Хайбатулла готов к переговорам, он может их начать, с нашей стороны не будет никаких условий. Мое предложение к нему такое: если он намерен разговаривать со мной и Абдуллой (премьер-министром Афганистана Абдуллой Абдуллой — прим. ТАСС), то пусть скажет, где. Я предлагаю свое место — президентский дворец», — добавил президент Афганистана. Гани также отметил, что вся нация устала от продолжающегося конфликта и хочет становления мира и спокойствия. «Если мы смогли договорится о трехдневном перемирии, почему мы не можем обсудить перемирие длиною в год», — отметил президент. Специально для президента Афганистана заметим, что такой сценарий невозможен по нескольким причинам, среди которых надо отметить прежде всего категорическое нежелание Исламабада и подконтрольных ему талибов вообще в принципе о чем-то разговаривать с Кабулом. А с Вашингтоном они готовы обсуждать только исключительно единственный вопрос — условия и сроки вывода американского воинского контингента из страны. Но сами панические нотки в заявлениях А.Гани и очень невнятная политика американцев по поиску «свидетельств» миролюбия в стене их оппонентов свидетельствует о следующем. Прежде всего о  том, что США начали очень жестко давить на Кабул и лично президента А.Гани в рамках необходимости заключения с талибами мирового соглашения в предельно сжатые сроки. В противном случае есть все основания полагать, что Вашингтон инициирует во время предстоящих президентских выборов смену руководящих в Кабуле декораций. И такие маневры уже идут. Мы уже сообщали, что  сын покойного лидера афганских таджиков А.-Ш.Массуда Ахмад намерен участвовать в президентских выборах в Афганистане, которые намечены на следующий год. И в этой связи А.Масуд уже проводит активные консультации в Лондоне на эту тему с американскими, британскими и французскими лоббистскими фирмами.  И не только. По нашим данным, он встречается там и представителями посольской резидентуры США и эмиссарами британских служб. Растет и раздражение политикой А.Гани и внутри правящей верхушки Афганистана. Прежде всего с точки зрения наметившегося перекоса в рамках распределения постов в исполнительной власти и силовых структурах в пользу родного клана нынешнего президента Ахмадзай. Очень вероятен вариант трансформации позиции Вашингтона на афганском направлении, и предстоящие президентские выборы в этой связи очень удобный случай и предлог. Но есть один важный момент, который позволяет нам говорить о том, что А.Гани у власти может и остаться. В этой связи отметим, что у американцев сейчас нет достаточно харизматичной кандидатуры среди пуштунов в качестве будущего президента. Таджик или узбек на этом посту автоматически означает провал всей стратегии, представителям этих этносов уготована роль вице-президента. Попытка сейчас аккумулировать во власти представителей клана Ахмадзай может быть в этой ситуации согласованы с американцами. К этому же клану принадлежал и покойный последний «просоветский» лидер Афганистана Наджибулла. И он в принципе отметился тем, что конечно при условии иностранной помощи со стороны СССР смог по большому счету держать под контролем Афганистан. И держать его самостоятельно без активного присутствия советских войск.  Таким образом, если абстрагируемся от личности самого А.Гани, то расчет американцев  в этой ситуации может строиться на следующем. В рамках создания связки Масуд (таджик)-Дустум (узбек) во главе возрожденного «Северного альянса» с пуштунами с опорой на Ахмадзай и иные пушкинские кланы в принципе воссоздается в более расширенном формате та самая устойчивая относительно структура власти в стране, которая позволяла Наджибулле при массированной иностранной поддержке удержать страну под контролем без участия советских войск. В этой связи становятся понятными попытки Вашингтона использовать возможности Ташкента в рамках консолидации сил бывшего «Северного альянса»  путем возвращения в Афганистан генерала Дустума из Турции. Становится понятным и концентрация таджиков в северной части страны, которые прибывают из Сирии и Ирака, и что российскими политологами и руководителями силового блока расценивается «как экспансия ИГ в Афганистане». Но видимо речь идет все-таки о несколько других вещах, что более имеет отношение прежде всего к чисто внутриафганским раскладам. Повторим, сейчас США пытаются нащупать пути создания устойчивой системы власти в стране, которая позволила бы им, пусть и не сразу, но минимизировать свое военное присутствие. Это собственно не скрывает тот же О.Миллер во время своего «допроса» по существу дела в Конгрессе. Министерству обороны Соединенных Штатов следует приступить к изучению возможности полного вывода американских войск из Афганистана, но поспешность в принятии и реализации такого решения чревата серьезными последствиями для национальной безопасности США. С таким предостережением, как сообщила газета «Дифенс ньюс», выступил во вторник на слушаниях в сенатском комитете по делам Вооруженных сил Конгресса США генерал-лейтенант Остин Миллер, выдвинутый президентом Дональдом Трампом на пост нового командующего американскими войсками и операцией НАТО в Афганистане. Под давлением настойчивых вопросов сенаторов, как пишет издание, Миллер вынужден был признать, что продолжающаяся уже 17 лет военная миссия США в Афганистане слишком затянулась и пришло время задуматься над планами вывода американских войск из этой страны, но при этом генерал предостерег от быстрых и плохо продуманных решений. «При поспешном и неупорядоченном выводе [войск из Афганистана] мы столкнемся с негативными последствиями для национальной безопасности США, — приводит газета слова американского генерала. — Я бы очень задумался о возможностях создания [террористическими группировками] «Исламское государство» и «Талибан» (обе запрещены в РФ — прим. ТАСС) [террористических] угроз для США». Миллер, как отмечает «Дифенс ньюс», согласился с тем, что в 2001 году при вторжении американских войск в Афганистан никто не ожидал, что эта операция настолько затянется. По словам генерала, он и предположить не мог, что за время этой миссии успеет повзрослеть его сын, которому недавно было присвоено первое офицерское звание в Сухопутных войсках, и «он окажется в положении военнослужащего, который может быть туда направлен». Тем не менее Миллер выразил уверенность в том, что после «столь очень долгого периода» войны в Афганистане американским войскам все же удалось добиться там определенного прогресса, обеспеченного, как он отметил, главным образом благодаря внесенным новой администрацией в Вашингтоне изменениям в проведение этой операции.  Очень вежливый подхалимаж, которые не имеет под собой никакого практического результата. Такой оптимизм, указывает газета, был скептически воспринят некоторыми членами сенатского комитета, поставившими под сомнение выполнение этой миссии в принципе. «Боюсь, что мы требуем от наших военных [в Афганистане] выполнения невыполнимой задачи, — заявила, как пишет газета, сенатор-демократ от штата Массачусетс Элизабет Уоррен. — Наши военные не могут и не должны вечно находиться в Афганистане. Мы все более и более продвигаемся по пути, в конце которого нас не ожидает успех». В настоящее время, по данным издания, в Афганистане дислоцированы 16 тыс. американских военнослужащих, которые, согласно официальной версии Пентагона, осуществляют там подготовку бойцов афганской армии и участвуют в проведении антитеррористических операций. Если брать итоги этих обсуждений, то генерал косвенно, но все-таки подтвердил, что сейчас основным вариантом выхода из афганского кризиса является поиск политического решения.  И для этого собственно его и назначили. И это политическое решение очевидно не лежит в плоскости прямого диалога талибов с Кабулом. На эти варианты в Вашингтоне и Пентагоне более не рассчитывают, и последняя по времени попытка установления хотя бы долгосрочного перемирия провалилась. Она была по существу некой отправкой точкой для  принятия решения  о необходимости выработки более жизнеспособных схем поддержания устойчивого контроля в Афганистане при минимизации прямого военного иностранного присутствия. И такое сокращение должно, по замыслу стратегов в Пентагоне, дать новый импульс и к готовности Исламабада к мирным переговорам. Если брать эту схему в целом, то она означит полный отход от прежней линии поведения, которая предусматривала принуждение талибов к переговорам чисто военными способами. То есть та самая новая концепция по Афганистану, которую разработал Пентагон после прихода Д.Трампа и которую так в Конгрессе хвалит О.Миллер.   Лицемерит конечно, но в данном случае его назначение призвано эту ситуацию изменить.

Оборотной стороной такой политики является необходимость серьезным финансовых издержек в рамках поддержки такой архитектуры. И в этой связи обратим внимание на следующее. Еще в марте Вашингтон активизировал свои усилия по вовлечению КСА в афганский проект. Соединенные Штаты и Саудовская Аравия обсуждают возможности создания безопасных убежищ для умеренных лидеров движения «Талибан», готовых пойти на мирные переговоры с афганским правительством. Об этом со ссылкой на заявление официального представителя Пентагона Даны Уайт сообщила  газета «Милитари таймс». По словам Уайт, эта тема, в частности, обсуждалась на состоявшейся в марте в Вашингтоне встрече министра обороны США Джеймса Мэттиса с наследным принцем Саудовской Аравии Мухаммедом бен Сальманом Аль Саудом. Уайт пояснила, что Эр-Рияд в свое время, до терактов 11 сентября 2001 года, признавал «Талибан» в качестве правительства Афганистана, поэтому в Вашингтоне посчитали, что привлечение КСА к обсуждению возможностей создания «тихой гавани» для умеренных талибов станет для последних некой гарантией серьезности указанных намерений США. «Гарантирование наличия безопасного убежища для тех [талибов], кто захочет обсуждать политическое урегулирование, будет содействовать привлечению умеренных талибов к мирным переговорам, — приводит издание слова Уайт. — В политических составных частях «Талибан» есть члены движения, проявляющие больший, чем другие, интерес [к проведению переговоров], являющиеся более неформальными; и я думаю, что они уже провели встречи в Саудовской Аравии по поводу перспектив достижения политического урегулирования [в Афганистане]». Представительница Пентагона предположила, что некоторые лидеры «Талибана» вынуждены продолжать борьбу с афганским правительством из-за того, что боевики движения фактически удерживают их родственников в заложниках. Она отметила, что на уже состоявшихся встречах не назывались страны, где могли бы быть созданы убежища для умеренных талибов и членов их семей, равно как и не обсуждались меры обеспечения их безопасности. По поводу прошедшей в четверг встречи министра обороны США и наследного принца Саудовской Аравии Уайт указала, что последний «проявил готовность содействовать поискам возможностей оказания помощи урегулированию» ситуации в Афганистане. Если называть вещи своими именами и не обращать внимание на благоглупости по теме «удержания родственников в заложниках», то речь идет о простом подкупе ряда полевых командиров талибов. Таким образом им предлагается фактическая амнистия и безбедное существование вместе с семьями в КСА, где в принципе многие из них давно и так проживают. Теперь американцы предлагают Эр-Рияду расширить число таких «содержанок». И не только. В более глобальном смысле аравийцам предлагается активно поучаствовать в финансировании политического выживания той самой схемы баланса сил в рамках вновь создаваемой широкой коалиции между возрожденным «Северным альянсом» и частью пуштунов. И обратим внимание на то, что основными инициаторами всех этих планов выступают американские военные, а не дипломаты.  Таким образом, американцы верны себе, а вернее новой концепции Трампа, который полагает, что за спасение утопающих должны платить сами утопающие. То есть аравийские монархии превращается в рамках этой политики в «дойных коров», которые за гарантии безопасности со стороны США в отношении гипотетической иранской угрозы и выхода США из СВПД, должны платить во все возрастающей степени. При этом теперь саудовцам «со товарищи» предлагается платить за реализацию американских проектов не только в Афганистане или Сирии, но и еще в секторе Газа.  Это не считая многомиллиардных оружейных контрактов, которые в принципе являются для аравийских армий избыточными. Что-то мешает поверить в то, что аравийские монархии, сломя голову, бросаться оплачивать все эти счета американской дипломатии. По крайней мере, они практически саботировали идеи администрации США по размещению своих контингентов в Сирии, и, судя по всему, успешно отобьются и от предложений по афганской линии. По ряду причин. И в первую очередь, по причине пока дефицитов своих бюджетов, а также глобальных проектов экономических реформ. КСА к тому же плотно увязли финансово и политически в двух безусловно более приоритетных для них конфликтах в Сирии и Йемене. К тому же наследный принц КСА Мухаммед бен Сальман остался крайне разочарованным итогами своего последнего по времени визита в США. Он не смог получить самого главного — право от США на  реализацию полного цикла саудовской ядерной программы. А также разрешение на экспорт из США ряда современных образцов разведывательной техники. И вообще он не смог добиться от Вашингтона полной поддержки  своего видения развития ситуации в Йемене. И все эти моменты безусловно будут сдерживать КСА в его ретивости на афганском направлении. И единственное, что может заставить Др-Рияд в какой-то степени расширить такое присутствие — это аналогичные шаги со стороны Катара, которые он пока делать не торопиться. Просто силу того, что Доха застолбила за собой сегмент афганского политического поля, которые американцы для простоты называют еще афганским «Исламским государством» (ИГ). И платит деньги новой политической конструкции в Кабуле, которая собирается это детище катарцев физически уничтожить,  она не будет.

Обратим внимание еще на одно высказывание О.Миллера во время слушаний в Конрессе. Россия, Иран и Пакистан оказывают поддержку радикальному движению «Талибан» в Афганистане.   «Мы не можем добиться [общенационального] примирения в Афганистане, пока Пакистан, Россия и Иран продолжают поддерживать повстанческое движение «Талибан», — говорится в письменных ответах Миллера, подготовленных к слушаниям по рассмотрению его кандидатуры в комитете по делам Вооруженных сил Сената Конгресса США. «Мы не можем одними военными средствами решить вопрос зарубежной поддержки [движения] «Талибан». Это требует тесного партнерства с Госдепартаментом США и НАТО, чтобы заручиться необходимой международной поддержкой и бросить вызов поведению Пакистана, России и Ирана», — заявляет генерал. Он считает, что «такие страны, как Россия, Иран и Пакистан» предпринимают усилия, чтобы «подорвать афганский прогресс», и США и Североатлантическому альянсу следует противостоять подобной деятельности. Согласно сведениям, изложенным Миллером, США и НАТО намерены гарантировать, что «[движение] «Талибан» не сможет одержать военную победу» в Афганистане. «Однако лишь военного давления недостаточно, чтобы обеспечить политическое урегулирование афганского конфликта. Требуется также дипломатическое и социальное давление», — заявил генерал. Кроме того, добавил он, барьером на пути к стабильности в Афганистане остается местное ответвление террористической группировки «Исламское государство» (ИГ), несмотря на «крупные потери [контролировавшихся] районов и боевиков». В реальности же это формирования составляет порядка трех тысяч бойцов, которые сконцентрированы в трех афганских провинциях. В начале марта первый заместитель помощника госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии Элис Уэллс сообщила, что Вашингтон не поддерживает идею возможного взаимодействия с движением «Талибан», призванного стать противовесом укреплению ИГ. Уэллс комментировала периодически звучащие из уст американских должностных лиц утверждения о том, что Россия поставляет оружие талибам. По словам Уэллс, Москва и Тегеран якобы предлагают рассмотреть возможность взаимодействия с движением «Талибан», чтобы нейтрализовать усиление в Афганистане местного ответвления группировки ИГ. При этом Уэллс подтверждала, что США не исключают в будущем прямых переговоров с талибами с целью урегулирования в Афганистане. Москва неоднократно отвергала за последние месяцы обвинения в свой адрес в поддержке талибов. Движение «Талибан» и группировка ИГ запрещены в России. Никаких доказательств оказания Москвой поддержки талибам власти США не предоставляли. Последнее сейчас в принципе не важно. Москва безусловно оружием талибов не снабжает, но через пакистанские и иранские возможности контакт с движением поддерживает. В данном случае генерал прав на все «сто» только в отношении политики Исламабада и Тегерана на этом направлении. Именно они в очень значительной степени оказывают талибам помощь вооружением. Но суть в данном случае в ином. Снова обратим внимание на ссылки генерала «на необходимость поиска мирного решения афганского кризиса». Что же касается ссылок на необходимость помощи со стороны НАТО, то в данном случае никаких реальных действий, кроме символического увеличения своего контингента в рамках тренинга местных сил, американцам ожидать от основных членов альянса не стоит. Но вот ссылка на усиление взаимодействия  с талибами для нивелирования влияния местных сторонников ИГ следует рассматривать как еще один пробуемый сейчас американцами алгоритм втягивания противника в опосредованный процесс переговоров.  Пока безуспешный, даже несмотря на последний по времени подрыв якобы ИГ собрания талибов и представителей афганских силовиков в Нангархаре в предыдущую субботу.