- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Грозит ли экономическая ситуация в Иране отставкой президента Хасана Роухани?

25 июня в иранской столице в очередной раз вспыхнули акции протестов. Причиной стало резкое падение иранской валюты. По официальным данным курс составляет 42 тысячи риалов за 1 доллар, однако, как рассказывают местные жители, по официальному курсу обменять доллар практически не представляется возможным, а на черном рынке курс составляет 80000-87000 риалов, при том, что в апреле Центральный банк ИРИ распорядился закрыть все пункты обмена валют. В тот же день правительство созвало экстренное заседание для поиска решений против девальвации национальной валюты.

Если в январе основными участниками массовых акций протестов были представители бедных слоев населения, которые жаловались на повышение цен на ряд продуктов первой необходимости, то на сей раз на митинги вышли торговцы Большого базара, который является самой большой торговой площадкой страны. Иранский базар представляет собой особую экономическую структуру, имеющую весомую роль в хозяйственной жизни страны. Базар состоит из различных объединений, корпораций, которые выбирают Торговую палату, представляющую интересы всех базари (торговцев базара).

Ситуация на тегеранском базаре была урегулирована и торговые точки восстановили свой обычный график работы, однако экономическая ситуация в стране остается критичной, чем спешат воспользоваться противники действующего правительства.

В последние недели в иранских СМИ появилась информация о возможной отставке президента Хасана Роухани. Ходят слухи и о тяжелой болезни, которая может стать причиной досрочной сдачи полномочий главы исполнительной власти ИРИ. Подобные версии стали звучать после выхода США из СВПД и провала политики Х.Роухани по решению экономических проблем путем урегулирования ядерных споров. Некоторым политическим силам, недовольным правлением действующего президента, подобная информация, пусть даже непроверенная, играет на руку, и они только способствуют ее распространению.

Одним из наиболее заинтересованных противников президента является его предшественник Махмуд Ахмадинежад, который не оставляет попыток вернуться в политику и даже пробовал баллотироваться на пост президента на прошедших в мае 2017 года президентских выборах. Однако, Совет стражей, уполномоченный регистрировать кандидатов в президенты, отклонил его заявку после предостережения Верховного лидера.

В дни массовых протестов в различных городах Ирана, вспыхнувших в последние дни декабря 2017 года, появились первые сведения о том, что студенты Тегеранского университета обратились в различные органы с требованием отставки Хасана Роухани. Но вскоре эта новость была опровергнута властями, а реформистские СМИ осудили подобные информационные вбросы, назвав их деструктивными действиями конкурентов.

Именно после этого случая различные оппозиционные движения начали использовать идею досрочных президентских выборов и по различным поводам повторяют эту мысль. В открытом письме Верховному лидеру, опубликованном в марте т.г., Махмуд Ахмадинежад потребовал провести «досрочные и свободные» президентские и парламентские выборы. Вновь группа студентов, сторонников бывшего президента, вслед за своим лидером обратилась в аятолле Али Хаманеи с аналогичной просьбой.

Колебания на рынке валют и нестабильная экономическая ситуация в апреле в очередной раз стали поводом для обсуждения неспособности действующего правительства решить экономические проблемы сторонниками М.Ахмадинежада. На сей раз этот вопрос поднял Али Акбар Джаванфекр. Последний занимал пост советника президента М.Ахмадинежада по вопросам прессы, а также год являлся руководителем государственного информационного агентства ИРНА. 20 ноября 2011 года он был приговорен к году тюремного заключения по обвинению в «публикации материалов, противоречащих исламским нормам». Он заявил: «Невозможно принять поражение и все еще оставаться у власти. Правительство Роухани должно уйти в отставку в результате неэффективности и создать почву для проведения переизбрания».

Однако, не только консервативные сторонники бывшего президента заявляют о необходимости проведения досрочных выборов, но и некоторые реформистские активисты, единую позицию которых и представлял Хасан Роухани на президентских выборах.  Среди них, например, Саид Хаджариан, один из идеологов-теоретиков реформистского течения и журналист. Он был членом городского совета Тегерана и советником бывшего реформистского президента Мохаммада Хатами. С.Хаджариан подвергался репрессиям, был арестован после протестов «Зеленого движения» 2009 года, а в 2000 году на него было совершено покушения. Предполагается, что причина заключается в его журналистской деятельности и его расследовании серий громких убийств в стране.

В одной из своих последних по времени публикаций С.Хаджариан написал следующее:  «Если ситуация усугубится, то перед правительством будет четыре сценария: во-первых – это отставка Хасана Роухани, второй – оказание давления, до тех пор, пока президент не откажется от власти. Третий сценарий – представить Х.Роухани как некомпетентного президента. Если большинство в Меджлисе до конца года оценит ситуацию в стране как кризисную, то оно может поднять вопрос о несостоятельности президента. Четвертый сценарий – это открытие дела против президента, например, для этого можно создать следственную группу, которая заявит, что Х.Роухани со своими сторонниками организовал мятежи, или же имел контакты с иностранцами во время переговоров по СВПД, и поэтому он не может быть главой исполнительной власти».

Еще один реформистский деятель Абдулла Насери, член Консультативного совета реформистов и политический активист, написал: «Специальное политическое движение, исходя из нынешнего состояния страны, разработало новую стратегию по свержению Хасана Роухани. Планы отставки и политического давления на президента были разработаны и представлены политическим кругам и средствам массовой информации».

Рамазан Али Собханифар, представитель  от г. Сабзевар в Меджлисе и представитель партии «Умеренности и развития», также считает: «Для того, чтобы остаться на политической сцене, обеспокоенные1 следуют сценарию импичмента министров, вплоть до президента, чтобы удержаться на местах».

Недовольства правительством Хасаном Роухани и его политикой аккумулировались в своеобразное движение «Пересечение Роухани» (Obur az Rouhani). Понятие «пересечение» или «переход» в иранской политической терминологии появилось еще в 1999 году, когда силы безопасности и члены «Ансар-е Хизбалла» в Иране силой разогнали студентов в университете Амирабад, протестующих против закрытия газеты «Салам». Несмотря, что большинство протестующих были сторонниками реформистов и в частности, президента М.Хатами, они отказывались прислушаться к призывам властей прекратить акции. Именно во время этих протестов появился термин «Пересечение Хатами».

Лозунг «Пересечение Роухани» появился во время вышеупомянутых демонстраций в конце декабря 2017 года – начале января 2018 года и впервые прозвучал в Мешхеде. Организаторами и участниками этих протестов стали сторонники соперников Х.Роухани на выборах Ибрагима Реиси и Ахмада Аламолходы. Среди лозунгов звучали также выражения «Смерть Роухани», однако в течение часа этот лозунг перешел во фразу «Пересечение режима» (Obur az nezam), ознаменовав целью протестов смену верховной власти ИРИ.

Согласно агентству «Алеф», многие реформисты считают умеренное правительство Х.Роухани не реформистским, а переходным на пути к реформистскому, и они не в состоянии реализовать планы правительства. Протесты против президента, растущая критика в его адрес, его сближения с консерваторами вызывают озабоченность реформистов, т.к. они могут ослабить свои позиции в борьбе со своими идеологическими конкурентами – консервативным лагерем. На этом фоне продолжающая усугубляться экономическая ситуация и неэффективное решение проблем страны путем дипломатии, на чем настаивал «шейх дипломатии» Х.Роухани, могут лишить двенадцатое правительство поддержки реформистского большинства как в Меджлисе, так и среди народа.

Отсутствие акцента на реформистских требованиях кабинета министров и выборах губернаторов, пренебрежение реформаторской критикой в течение первых четырех лет президентства, сокращения полномочий вице-президента Эсхака Джахангири в новом кабинете, неспособность выполнить определенные предвыборные обещания и даже отказ от ряда из них являются признаками того, что реформаторы более чувствительны к действиям Х.Роухани и его правительства. Как отметил реформистский активист Ахмад Хоррам, реальность состоит в том, что на фоне всех этих событий значительная часть критики звучит в адрес всего реформистского лагеря.

Конечно, эта точка зрения не поддерживается всеми реформистами. Например, Мустафа Таджзаде отмечает: «Лично я не согласен с предположением, что Роухани поворачивает направо, и я считаю, что президент после выборов не только не повернул направо, но и не мог в принципе свернуть с пути. Я считаю, что он умнее тех, кто хотят обратиться к правым, потому что он знает, что если так поступит, он ничего не добьется и просто потеряет свою огромную поддержку, Роухани должен быть осторожен в этом вопросе».

Недавние заявления Саида Хаджариана не остались без реакции. Али Джаннати — министр культуры и исламского лидерства при 11-ом правительстве — в интервью газете «Этемад», в ответ на обвинения Х.Роухани в некомпетентности и мнении о возможной отставки, отметил: «Конечно, противники правительства, возможно, преследуют подобные цели, но на мой взгляд, это невозможно реализовать. Ни давление на Роухани не заставит его подать в отставку, ни Меджлис не выразит вотум недоверия президенту. Когда Х.Роухани в 2013 г. принял участие в выборах и одержал победу, при личной встрече рассказал, что не собирался становиться президентом, но условия в стране таковы, что он решил пожертвовать собой ради спасения страны. Человек с подобным духом не может подать в отставку из-за проблем или давления, чтобы создать новый кризис для страны, поэтому я не считаю возможным какой-либо из этих сценариев».

Еще один реформистский активист Мохаммад Киануш Рад также поддержал президента Хасана Роухани и сказал в интервью агентству Фарару: «Вопрос о «пересечении Роухани» ничем не отличается от «пересечения Хатами». Но это было ошибкой  при президенте М.Хатами, и теперь это тоже ошибка. Мы очень скоро забываем о наших собственных проблемах и анализах. Мы поддержали Х.Роухани в конкретной ситуации, и поддержка, которую мы оказываем сегодня, не ошибочна и не будет таковой».

Власти Ирана имеют большой опыт пресечения протестов, что, тем не менее, негативно отражается на имидже государства. Однако в подобной кризисной экономической ситуации создание внутренней нестабильности может нанести неисправимый ущерб стране. Министры кабинета Хасана Роухани в настоящий момент ведут активнейшую деятельность по защите международных и экономических интересов Ирана так же, как это было во время 11-го правительства и его усилий по достижению ядерного соглашения. Иранскому руководству как никогда необходимы поддержка и рациональный взгляд народа на ситуацию для выхода из сложных экономико-политических рамок, в которых оказалась Исламская Республика после выхода США из СВПД.

 

  1. Обеспокоенные – политический тег, используемый реформистами и проправительственным кругом для обозначения противников ядерного соглашения и политики Хасана Роухани и его команды в целом.