- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в штате Джамму и Кашмир препятствует улучшению отношений между Индией и Пакистаном

По данным ряда американских экспертов, в рамках предвыборной кампании 2019 года тема конфликта в Джамму и Кашмире станет одной их основных в риторике и политике нынешнего премьер-министр Индии Нарендры Моди. Это означает, что, с большей долей вероятности, произойдет рост эскалации насилия между повстанцами и индийскими вооруженными силами в долине Кашмира. В свою очередь это сохранит на очень высокой точке напряжения отношения между Нью-Дели и Исламабадом, по крайней мере, до майских выборов 2019 года в Индии. Самый Северный штат Индии –Джамму и Кашмир вступил в новую фазу беспорядков. В настоящее время ситуация в области правопорядка ухудшается, что накладывается на серьезные проблемы в области развития социальной инфраструктуры. Началу нового витка внутреннего кризиса в этом штате положил распад местной коалиции, которая ознаменовала собой кризис системы управления этим образованием. 19 июня «Бхаратия Джаната Парти» (БДП) премьер-министра Индии Нарендры Моди вышла из своего трехлетнего союза с Народно-демократической партией (НДП) «из-за обеспокоенности ситуацией в штате». Распад правящей коалиции, в свою очередь, вынудил главного министра штата Мехбуба Муфти уйти в отставку. Эта вакансия в высшем административном органе управления штата была заполнена на следующий день президентом Индии Рамом Натхом Ковиндом, который утвердил на эту должность губернатора Н.Н.Вохры. Отметим, что он назначается центральным правительством и, исходя из реалий, которые сложились в  штате Джамму и Кашмир, обычно выполняет только церемониальную роль. Таким образом, Джамму и Кашмир в настоящее время перешел на режим фактически прямого управления из Нью-Дели, что делает перспективы диалога между индийским правительством и пропакистанским сепаратистским движением Джамму и Кашмира фактически ничтожными. А это, в свою очередь, делает сценарий нормализации отношений между Нью-Дели и Исламабадом минимальным на среднесрочную перспективу.
Крах коалиции между правоцентристской БДП и левоцентристской НДП в Джазу и Кашмир был в некотором роде неизбежен. После выборов 2014 года две партии создали очень проблемную коалицию для формирования правительства штата. При это партнеры не достигли консенсуса по целому ряду вопросов, включая статус и уровень автономии Кашмира, что собственно и является сутью всех проблем и основой разногласий между индийским правительством и пропакистанскими сепаратистами. При этом надо отметить, что нынешний подход индийского премьера Н.Моди в рамках своей перевыборной стратегии очевиден: это упор на вопросы безопасности в рамках централизации государства и главной роли именно премьер-министра в качестве ее главного гаранта. Такая стратегия диктует необходимость воссоздания жесткой вертикали управления, что ставит на повестку дня меры по минимизации любых сепаратистских проявлений. И этот тезис становится основным в риторике его БДП. НДП же наооборот выступает за всяческую активизацию диалога с политическим крылом сепаратистского движения в Джамму и Кашмир. Это крыло состоит из коалиции организаций под названием Всепартийная конференция «Хуррият», которая уже давно настаивает на праве Джамму и Кашмира на самоопределение в соответствии с резолюцией 47 Совета Безопасности ООН. 17 мая, учитывая эту позицию НДП, Министерство внутренних дел Индии впервые за 18 лет ввело режим прекращения огня против боевиков в Джамму и Кашмире по случаю рамадана. При этом вооруженная активность боевиков не прекратилась, а убийство известного в штате журналиста Шуджаат Бухари вынудило Нью-Дели из перемирия выйти уже 16 июня, что в принципе предопределило и развал правящей в штате коалиции. При этом сторонники БДП в индуистском регионе Джамму разочарованы тем, что Н.Моди не пошел на отмену статьи 370 Конституции Индии, которая предоставляет Джамму и Кашмиру особый автономный статус в Индийском Союзе. Отмена данной статьи является ключевым элементом идеологической платформы правящей партии, которая вращается вокруг ужесточения политической интеграции страны. И наоборот, мусульманские сторонники НДП были разочарованы тем, что коалиционное правительство не смогло удовлетворить некоторые ключевые требования кашмирских мусульман.
Со стратегической точки зрения конечной целью Нью-Дели всегда было предотвращение отделения Джамму и Кашмира от Индийского Союза. Будучи самой северной территорией страны, этот район иногда называют «короной» Индии. Территория, которая граничит с Китаем, пакистанской частью Кашмира и Пенджабом, обеспечивает индийским вооруженным силам стратегический плацдарм в любом потенциальном конфликте против Китая или Пакистана, двух самых серьезных региональных соперников Индии. Этот фактор является ключевым в аргументации Н.Моди, которая заключается в том, что за счет наращивания военно-полицейских сил в этом штате сломить повстанческое движение в регионе и тем самым сформировать базу для политического урегулирования между правительством и сепаратистами, которое бы сводило к минимуму перспективы получения штатом большей автономии. По оценке идеологов БДП, такой сценарий означает первый шаг к слиянию Джамму и Кашмира с пакистанской частью Кашмира. Пропакистанские сепаратисты, со своей стороны, добиваются сокращения численности индийского персонала безопасности численностью 700 000 человек, дислоцированного в Кашмире в соответствии с Законом об особых полномочиях Вооруженных сил 1990 года. Этот закон, предоставляющий широкие правовые иммунитеты силам безопасности, является ключевым моментом для разжигания недовольства среди местных жителей и является постоянным источником пополнения вооруженных отрядов сепаратистов новыми рекрутами. При этом сепаратисты пользуются тыловыми базами на пакистанской территории. Н.Моди в этой связи полагает, что любой значительный вывод сил будет рассматриваться Пакистаном как капитуляция. По существу, такой вариант только убедит Исламабад в том, что его продолжительная кампания асимметричной войны с использованием и стимулированием повстанческих движений приносит свой положительный результат. С учетом предстоящих на следующий год выборов, Моди, исходя из этих соображений, позиционирует себя в качестве кандидата с несгибаемой решимостью в рамках устранения различных проблем в области безопасности страны. Неизбежно, это означает, что он вернется к более жесткому подходу против сепаратистов в Джамму и Кашмире, что логично объясняет и разрыв его партии коалиции с НДП. И поскольку территория штата находится в центре индийско-пакистанского регионального соперничества, риск военной конфронтации между Индией и Пакистаном в плане безопасности будет оставаться высоким, как минимум, до выборов. А такая ситуация крайне негативно отразится и перспективах усиления экономической интеграции в Южной Азии. Несмотря на то, что регион имеет обширный набор развивающихся рынков и почти одну четверть населения мира, он имеет только 5-процентный показатель внутрирегиональной торговой интеграции, что является самым низким в мире.