- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О политике Ирана по развитию железнодорожного транспорта

На днях в иранский портовый город Энзели на Каспийском море  прибыл поезд из Китая. На церемонии встречи данного поезда присутствовал первый вице-президент Ирана Эсхак Джахангири. «Сегодня, в свободную зону Энзели, через транспортный коридор Китай-Казахстан-Иран прибыл первый груз, соединив Китай с казахским портом Актау и Ираном», — заявил первый вице-президент[1] [1].

На самом деле первый грузовой поезд из Китая прибыл в Тегеран еще в феврале 2016 года. Первый испытательный рейс Китай-Казахстан-Туркменистан-Иран длиной 10 000 километров поезд прошел за 15 дней. Оказалось, что такой путь на 30 дней быстрее, нежели морской из Шанхая в южный иранский порт Бандар Аббас. (25-30 дней). Этот маршрут является частью трансконтинентального железнодорожного маршрута, возглавляемого Китаем в рамках плана «Один пояс, один путь» для перевозки грузов между Дальним Востоком и Западной Европой.

Надо отметить, что Иран уделяет больше внимание развитию железнодорожного транспорта. Эта страна имеет развитую и разветвленную железнодорожную сеть. В настоящее время протяженность железнодорожной сети в Иране составляет около 10 170 км. Согласно шестой пятилетней программе развития Ирана (2016-2021 гг.) железнодорожный сектор является одним из приоритетов правительства, и было решено, что в ближайшие пять лет 1% годовых нефтяных доходов Ирана будет выделено на развитие железных дорог. Это около 1 млрд долларов в год. А 20-летняя программа развития страны (2005-2025 гг) предусматривает, что количество пассажиров, использующих железнодорожный транспорт, к 2025 году, достигнет 65 млн в год, вместо нынешних 25 млн.

Благодаря своему географическому положению Иран хочет стать крупным транспортно-логическим хабом в евразийском пространстве. Поэтому эта страна пытается реализовать ряд международных транспортных проектов, такие как транспортные коридоры Север-Юг, Восток-Запад, Юго-Запад, где она будет занимать ключевое место и будет транзитной страной.

В настоящее время Иран имеет железнодорожное сообщение с рядом стран, и правительство делает важные шаги для строительства совместных железных дорог еще с несколькими странами, для  интегрирования свою железнодорожную сеть с их железными дорогами. В этом контексте для Ирана особенно важно иметь железнодорожное сообщение с Китаем, поскольку эта страна является ведущим торговым партнером Ирана. Параллельно маршруту Китай-Казахстан-Туркменистан-Иран в Иране обсуждается также еще один железнодорожный проект — строительство железной дороги Китай-Кыргызстан-Таджикистан-Афганистан-Иран. Таким образом, Иран пытается включить ираноязычный Таджикистан в железнодорожную сеть Центральной Азии. Для технико-экономического обоснования этого проекта иранская сторона даже предоставила Таджикистану грант в размере 1 млн долл. По проекту общая протяженность железной дороги Китай-Кыргызстан-Таджикистан-Афганистан-Иран составляет около 2000 км. По предварительным данным, только для строительства таджикской участки требуется около 3,2 млрд долларов.

Для Ирана очень важное значение имеет также железнодорожное сообщение с Центральной Азии. Еще в 2009-2014 гг. Казахстан, Туркменистан и Иран построили железную дорогу, благодаря которой эти страны имеют железнодорожное сообщение друг с другом. Длина железной дороги составляет 908 км, из который 120 км находиться в Казахстане, 700 км в Туркменистане а 88км в Иране. Надо отметить, что благодаря этой железной дороге торговый оборот Ирана с Казахстаном и Туркменистаном резко увеличился за последние годы.

Тегеран также придает большое значение развитию экономических связей  со своими двумя восточными соседями —  Афганистаном и Пакистаном. В этой связи Иран развивает также железнодорожное сотрудничество с этими странами. Еще в 2007 году Пакистан и Иран подписали меморандум о сотрудничестве в сфере железной дороги, в рамках которого была построена железная дорога Захедан-Кветта, а железнодорожные системы двух стран были соединены. Эта железная дорога соединяет иранский пограничный город Захедан с городом Кветтой — с административным центром провинции Белуджистан Пакистана.

Что касается железнодорожного сообщения с Афганистаном, то следует отметить, что в прошлом году Иран и Афганистан подписали меморандум о взаимопонимании, согласно которому железнодорожные сети двух стран будут связаны друг с другом[2] [2].

Согласно проекту, 140-километровая железнодорожная линия пройдет от иранского города Хаф до города Герат в Афганистане. Предполагается, что из Ирана в Афганистан будет экспортироваться цемент, а также бензин и нефтепродукты. По оценкам экспертов, экспорт из Ирана в Афганистан в ближайшие пять лет составит 5 млн тонн грузов в год. Согласно соглашению 60-километровая часть иранского участка будет финансировать Иран, а афганская часть — афганское правительство. Иранские и афганские чиновники железнодорожного сектора выразили надежду на то, что объединение железнодорожных сетей двух стран лишь небольшая часть более крупного проекта, и страны будут принимать меры по созданию часть железнодорожного коридора Восток-Запад, который будет распространяться из Китая в Европу, проходя через территории Ирана и Афганистана.

Иран также прилагает усилия для развития железнодорожного сообщения со странами Ближнего Востока. Речь идет о создании интегрированной железнодорожной системы на Ближнем Востоке. В частности, Иран хочет иметь железнодорожное сообщение с Ираком и Сирией и выйти в Средиземное море через эти страны. В частности, в 2016г. представитель государственной компании «Иракские железные дороги» (IRR) заявил, что Ирак намерен связать свою железнодорожную сеть с железной дорогой Ирана, отметив, что несколько международных компаний уже проявили интерес к этому проекту. По его словам, иракские и иранские официальные лица встречались несколько раз, чтобы обсудить проект. В частности, он заявил, что правительство Ирака ищет потенциальные инвесторы для строительства железной дороги, которая соединит иранский пограничный терминал Аль-Шаламче с юго-восточным городом Басрой в Ираке. «Строительство запланированного 35-километрового участка позволит пассажирам легко перемещаться из одной страны в другую, особенно во время паломничества шиитов», — сказал он[3] [3]. Кроме того, в будущем предусматривается перевозка грузов по этой железной дороге.

Как уже было упомянуто выше Иран хочет выйти в Средиземное море по железной дороге. Для осуществления этого проекта рассматривается возможность строительства железной дороги через Ирак и Сирию. В прошлом году президент Хасан Роухани в рамках своего предвыборного визита, посетил провинцию Курдистан в Иране, где заявил, что в настоящее время ведутся работы по строительству железной дороги, которая соединит страну с западными, средиземноморскими прибрежными регионами Сирии, в частности с портом Латакия[4] [4].

Строительство железной дороги из Тегерана в Санандадж (административный центр провинции Иранского Курдистана), а потом ее присоединение в Средиземноморские регионы Сирии через территорию Ирака Роухани назвал стратегическим задачей. Следует отметить, что в прошлом существовали аналогичные программы, когда в Сирии еще не была начата война, но строительство этой железной дороги было отменено и пока неясно когда будет осуществлена эта программа.

Для Ирана очень важное значение имеет также железнодорожное сообщение с Турцией. Иран и Турция давно имеют железнодорожную связь, но она проходит через паромную переправу на озере Ван, пропускная способность которой весьма ограничена. В 2016 году из Ирана через Турцию было перевезено 350 000 тонн грузов. Теперь Иран и Турция планируют увеличить ежегодный транзит железнодорожных грузов между двумя соседними странами, доведя этот показатель до 1 млн тонн в год. В прошлом году об этом заявил представитель железной дороги Исламской Республики Иран Хоссейн Ашури[5] [5].

Следует отметить, что в настоящее время Турция обсуждает с Ираном и Азербайджаном возможность запуска другой железной дороги. Речь идет о проекте строительства железной дороги Карс-Игдыр-Дилиджу-Нахичевань-Иран. Об этом в прошлом году заявил министр транспорта, навигации и связи Турции Ахмед Арслан[6] [6]. По словам турецкого чиновника, железная дорога может быть подключена к железной дороге Баку-Тбилиси-Карс, которая будет введена в эксплуатацию в ближайшие месяцы. Турецкий министра заявил также, что если вышеупомянутые страны будут готовы присоединиться к проекту, железная дорога будет построена.

Примечательно, что в 2009 году, была достигнута договоренность между Турцией, Пакистаном и Ираном, согласно которой должна была строиться железнодорожная линия Стамбул-Тегеран-Исламабад. Длина железной дороги, согласно проекту, должна была составлять 6543 км, из которых 1990 км приходил бы на Пакистан, 2603 км на Иран и 1950 км до Турции. Однако никаких реальных действий для реализации этого проекта пока не предпринималось.

И наконец, Иран предпринимает действенные шаги для развития железнодорожной связи с Азербайджаном. В последние годы Азербайджан и Иран в рамках транспортного коридора Север-Юг пытаются связать железные дороги двух стран друг с другом. Транспортный коридор Север-Юг — это международный транспортный коридор, связывающий Индию и Персидский залив с Россией и Европой. В отличие от других существующих маршрутов, в частности маршрута проходящий через Суэцкий пролив, этот проект более чем вдвое сокращает дорогу. Благодаря этому проекту Иран может соединить свои железные дороги с азербайджанскими железными дорогами. В частности, железная дорога Казвин-Решт-Астара должна соединиться с азербайджанским пограничном городом Астара. Для осуществления этой программы был возведен мост через реку Астарачай.  В прошлом году из Азербайджана на территорию Ирана прибыл первый испытательный поезд.

Иран уже построил 203-километровый участок Казвин-Рашт. Для строительства участка Рашт-Астара Баку согласился предоставить кредит Тегерану в размере 500 млн долларов. По предварительным оценкам, железная дорога сможет перевозить 1,4 млн пассажиров и 5-7 млн тонн грузов в год, а в дальнейшем может перевозить до 20 млн тонн грузов в год.

Таким образом, железнодорожная политика Ирана показывает, что эта страна предпринимает очень серьезные шаги, чтобы стать центром транспортной логистики и иметь железнодорожное сообщение со всеми своими соседями.

 [1] [7] Iran opens new trade link under Silk Road plan http://www.presstv.com/Detail/2018/06/26/566148/Iran-China-Kazakhstan-Silk-Road-Caspian-railway [8]

[2] [9] Iran, Afghanistan to link railway networks http://www.tehrantimes.com/news/415311/Iran-Afghanistan-to-link-railway-networks [10]

[3] [11] Iraq Mulls Rail Linkup With Iran https://financialtribune.com/articles/economy-domestic-economy/56412/iraq-mulls-rail-linkup-with-iran [12]

[4] [13] Железнодорожная линия соединит Иран со Средиземным Морем через Курдистан и Сирию http://www.railways.by/75464-zheleznodorozhnaja-linija-soedinit-iran-so.html [14]

[5] [15] Иран организует транзитный железнодорожный коридор в Германию через Турцию https://www.iran.ru/news/economics/106483/Iran_organizuet_tranzitnyy_zheleznodorozhnyy_koridor_v_Germaniyu_cherez_Turciyu [16]

[6] [17] Анкара обсуждает с Баку и Тегераном новый ж/д проект https://www.aa.com.tr/ru/%D0%B7%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B8-%D0%B4%D0%BD%D1%8F/%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B0-%D0%BE%D0%B1%D1%81%D1%83%D0%B6%D0%B4%D0%B0%D0%B5%D1%82-%D1%81-%D0%B1%D0%B0%D0%BA%D1%83-%D0%B8-%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%BC-%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9-%D0%B6-%D0%B4-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82-/831639?amp=1 [18]