- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Реакция делового сообщества на результаты президентских и парламентских выборов в Турции. Часть 3

Продолжаем обзор реакции ведущих представителей местного делового сообщества на итоги досрочных президентских и парламентских выборов в Турции, состоявшихся 24 июня с.г.

Следующим, а точнее следующей, в списке отметившихся заявлением стала глава Ассоциации женщин-предпринимателей (KAGIDER; автора неизменно забавляют объединения, которые весьма распространены в Турции и в качестве своих базовых характеристик заявляют гендерные или возрастные параметры, «женщины-предприниматели», «молодые предприниматели» и т.д. – исходя из этого и М.Цукерберг должен быть отнесен к молодым предпринимателям – В.К.).

Итак, Санем Октар заявила: «Мы ожидаем, что после этого (то есть, состоявшихся выборов – В.К.) в Турции будут предприняты шаги, направленные на укрепление стабильности, союза и единства и на процесс быстрой нормализации». В числе важнейших шагов глава KAGIDER указала на необходимость скорейшей отмены режима чрезвычайного положения, а также на укрепление системы правосудия. К этому побуждает выход макроэкономических показателей за рамки обычных величин и те риски, с которыми Турция осталась лицом к лицу.

Дальше приведем высказывание главы Союза сельскохозяйственных палат Турции Шемси Байрактара (TZOB): «Мы выражаем большое удовлетворение тем, как прошли выборы – в той манере, которая пристала нашему народу, спокойно (спокойствие – это не совсем классическая манера для пассионарных турок – В.К.), с высокой явкой и зрелостью (насчёт зрелости не очень ясно – имеется ли в виду зрелость сделанного выбора? – В.К.). Сейчас процесс выборов должен быть быстро оставлен позади (вообще-то, есть ещё предусмотренный законодательством период на подачу протестов, да и президент должен в должность вступить – В.К.), все слои нашего общества, а также все вместе отрасли (экономики – В.К.) должны сфокусироваться на проблемах и интересах страны (а на период выборов они бросили этим заниматься? Хотя, и правда, страна на период выборов замирает– В.К.)».

Следующим представителем бизнес-сообщества, которого хотелось бы процитировать, стал глава Стамбульской промышленной палаты (ISO) Эрдал Бахчиван: «Первые выборы, которые прошли в рамках новой президентской модели при высокой народной явке стали примером для всего мира. Наш народ, как всегда, видит решение проблем и достижение задач в выборах и (избирательных – В.К.) урнах («видеть решение вопроса в урне» — вполне претендует на то, чтобы стать крылатым выражением – В.К.). Это – важная и ценная особенность нашего народа для демократии (явное преувеличение, иначе бы страна на протяжении всей своей новейшей истории не шла бы от переворота к перевороту – В.К.)».

От Стамбула переходим к Анкаре, в частности, к главе Анкарской промышленной палаты (ASO) – Нуреттину Оздебиру: «В выборах победила Турция. Турция этими выборами дала всему миру урок демократии. С этими выборами и в первый раз внедряемой президентской системой управления Турция напишет новую историю. Выборы остались позади, неопределенность (об этом слове – чуть ниже – В.К.) подошла к концу. Наконец, всеми силами вернемся к нашей работе, производству, экспорту и к принесению пользы для нашей страны. После этого мы должны сфокусироваться на реформах, которые позволят Турции достичь своих целей, и, в особенности, на экономике».

В прошлой публикации мы говорили уже про фразы-клише, а точнее маркетинговые ходы, которые успешно использовала действующая власть, вбросившая их в медийное пространство и которые были охотно подхвачены населением, включая представителей делового сообщества: из серии «нужно обеспечить быстрое принятие решений» и «нужно завершить проведение реформ».

На самом деле, период реформ не может длиться 16 лет – это глупость. Реформы – всегда ограничены во временном отрезке. За этим краткосрочным периодом следует период «притирки» и «точной настройки». И если посмотреть на ход преобразований в сфере экономики в Турции, то, по большому счету, все самое главное случилось за первые пять лет нахождения ПСР во власти. Однако, эти слова стали мантрой и не исключено, что они будут повторяться и на следующих выборах в 2023 году.

Ещё одно словечко, на которое стоит обратить внимание и которое исключительно часто проскакивает в выступлениях руководства страны, политиков и представителей делового сообщества, — это «неопределенность». «Неопределенностью», которую надо «срочно преодолеть», пугают избирателей на каждых выборах в Турции и каждый раз это срабатывает.

Правда, непонятно, какая в стране возникла неопределенность и какова её природа?

Слову «неопределенность» часто сопутствует слово «двоевластие», которое, дескать, образовалось после того, как на президентских выборах в 2014 году впервые турецкий президент был выбран не в парламенте, а «на улице» — всеобщим народным голосованием. Получив, как логически заключил из этого президент Р.Т.Эрдоган, особый мандат доверия от народа, который весомей чем мандат премьер-министра, которым, как правило, становился глава партии-победительницы на парламентских выборах. То есть, есть мандат президента де-факто, а есть полномочия, положенные премьер-министру де-юре по Конституции. Переводя на русский язык: значит надо существующее «де-юре» вместе с премьер-министром убрать, а на его месте создать новое, отвечающее реальности, в которой президент Эрдоган получил высший мандат от народа.