- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Размышления о заявлениях спецпредставителя Госдепартамента США Э.Уэллс о политике России в Афганистане

21 июня состоялось выступление первого заместителя помощника госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии Элис Уэллс перед комитетом по международным делам Палаты представителей. В нем ключевой и самый высокопоставленный дипломат, отвечающий за афганское направление, коснулась вопросов российской политики в Афганистане. В конечном счете, ее заявления, которые транслировались в прямом эфире на сайте Палаты представителей Конгресса США, были интерпретированы американскими, афганскими и российскими СМИ, как желание администрации Дональда Трампа видеть больше действий со стороны России в Афганистане. Разумеется, речь идет о действиях, которые были бы в интересах Вашингтона и поддерживали бы его политический курс. Обратим внимание на два больших блока вопросов. Первый касается исключительно России, второй – общей политики США на афганском направлении.

«Россия обеспокоена ситуацией в Афганистане, и она может играть важную роль, содействуя усилиям по стабилизации в Афганистане. Мы бы хотели, чтобы она делала больше и оказала такую помощь правительству Афганистана, которая бы способствовала подержанию им победы или вступлению талибов в мирные переговоры. Россия, безусловно, только выиграет, если ситуация в Афганистане стабилизируется», — отметила Уэллс, выступая на слушаниях в комитете по иностранным делам Палаты представителей. По словам представителя Госдепартамента, соседние с Афганистаном страны, включая Россию и Иран, могли бы «сыграть важную роль и в поддержке возможного мирного процесса между правительством Афганистана и движением «Талибан». Она уклонилась от ответа на прямой вопрос одного из конгрессменов: «Поставляет ли Россия оружие талибам?» «Россия отрицает это, — сказала она. — Но мы видим, что Россия занимает позицию, заключающуюся в том, что «Талибан» — легитимная сила в борьбе с группировкой «Исламское государство». Мы не признаем это в качестве оправдания взаимодействия с «Талибаном». По словам американского дипломата, «у Москвы важная роль, которую она может сыграть в стабилизации ситуации в Афганистане». «Мы бы хотели видеть, как Россия делает больше для того, чтобы обеспечить помощь афганскому правительству. Как на военном, так и на дипломатическом уровнях», — заявила она. По ее мнению, «в таком случае, шансы усадить талибов за стол переговоров существенно бы возросли».

В своем выступлении Уэллс обратила внимание на несколько пунктов, которые сегодня являются основой американской политики на афганском направлении. «Мы поддерживаем усилия Афганистана по уменьшению насилия и защите мирного (переговорного) процесса от тех, кто хочет его сорвать. Во-вторых, мы способствуем тому, чтобы все стороны афганского политического спектра объединились и поддержали мир и сделали этот процесс своим главным приоритетом в интересах своей страны в ходе предстоящих парламентских и президентских выборов. В-третьих, США поддерживают реформы, которые проводит Кабул. В-четвертых, США работают с соседями Афганистана, чтобы добиться региональной поддержки, которая приведет к миру в стране. Пакистан играет важную роль и имеет законные (!) интересы, которые он хочет обеспечить. Мы ведем диалог с Пакистаном», — заявили госпожа Уэллс.

Анализируя российскую составляющую выступления Уэллс, следует обратить внимание сразу на несколько пунктов. Во-первых, информация о якобы поддержке Россией движения «Талибан» уже устарела и не актуальна. Действительно, из США на официальном уровне звучали заявления, которые прямо обвиняли Москву в поддержке движения «Талибан». Более того, по линии Пентагона и Госдепартамента были заявления о поставках Россией вооружения радикалам. Москва отвечала на эти обвинения прямо и достаточно жестко. Как заявил глава МИД РФ Сергей Лавров на пресс-конференции во время визита в Вашингтон в мае 2017 года, приведите «хотя бы один факт». «У тех, кто серьезно занимается Афганистаном, есть полное представление о том, что там происходит, и ни один серьезный аналитик, который не пытается заработать дешевую репутацию, не утверждает, будто мы помогаем оружием «Талибану», — заметил он. Со временем эта тема ушла на второй и даже на десятый  план. В последние несколько месяцев подобных обвинений со стороны США в адрес России не звучало. На наш взгляд, очевидно, что после проведения определенной разведывательной и информационно-аналитической работы американские эксперты, военные и дипломаты пришли к логичному выводу о несостоятельности подобных обвинений и просто-напросто перестали их делать.

В этом смысле наиболее важным и в чем-то даже сенсационным выглядит вторая составляющая заявлений о России. Приведем ее еще раз. «Россия обеспокоена ситуацией в Афганистане, и она может играть важную роль, содействуя усилиям по стабилизации в Афганистане. Мы бы хотели, чтобы она делала больше и оказала такую помощь правительству Афганистана, которая бы способствовала подержанию им победы или вступлению талибов в мирные переговоры». Одним словом, США устами своего дипломата призывают Россию активнее включиться в афганскую политическую реальность и поддержать усилия Вашингтона по переговорному процессу с талибами. Данное обстоятельство крайне важно потому, что на протяжении долгого времени США не только игнорировали российские интересы в Афганистане, а занимались тотальной блокировкой усиления присутствия Москвы в регионе, о чем автор этих строк подробно писал в материалах Института Ближнего Востока. Сейчас, по всей вероятности, США не хватает ресурсов и потенциала, чтобы обеспечить реализацию по истине космических планов переговоров и интеграции талибов в политическую жизнь Афганистана. Возвращаясь к анализу этой части выступления американского дипломата обратим внимание на тот факт, что все пункты ее речи хорошо известны, по крайней мере, в экспертном сообществе.