- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О процессе формирования правящей коалиции в Ираке

Совет представителей (парламент) Ирака не стал продлевать срок полномочий до завершения пересмотра итогов выборов в парламент, которые прошли в мае. Об этом сообщил в субботу телеканал «Аль-Хадас». По его данным, о завершении работы парламента третьего созыва сообщил вице-спикер парламента Хумам аль-Хамуди. Заседание прошло при участии 127 из 329 депутатов. Вопреки ожиданиям, в повестку не вошло голосование за поправки в закон о выборах, предусматривающие продление мандата Совета. Срок полномочий действующего созыва парламента истекает в полночь 1 июля. Согласно конституции, после этого и до утверждения итогов выборов законодательная власть переходит в руки правительства. Выборы в парламент четвертого созыва прошли в Ираке 12 мая. Центризбирком впервые отказался от ручного подсчета голосов, что вызвало критику ряда политических партий, обвинивших комиссию в нарушениях и подтасовках. После обнародования итогов Совет представителей принял поправки в закон о выборах, предусматривающие их пересмотр по всей стране. 21 июня Высший суд Ирака признал решение парламентариев конституционным, тем самым санкционировав процедуру пересчета. Вместе с тем совет судей, на который возложена эта задача, решил провести не тотальный пересмотр итогов, на чем настаивал парламент, а только на тех участках, где были зафиксированы нарушения. Как уточнил в субботу ЦИК, пересчет начнется 3 июля и затронет итоги голосования в провинциях Киркук, Сулеймания, Эрбиль, Дахук, Найнава, Салах-эд-Дин, Анбар. Также пересмотру подлежат результаты выборов, организованных для иракцев, в Иране, Турции, Великобритании, Иордании, Ливане, США, Германии. Таким образом, внутри Ирака пересчет голосов состоится в основном в суннитских зонах традиционного проживания, спорном с точки зрения арабо-курдских взаимоотношений Киркуке и Сулеймании, которая является вотчиной Патриотического союза Курдистана (ПСК). Если мы проанализируем такое решение с точки зрения общего расклада сил, то отметим, что пересчет голосов в суннитских областях скорее всего приведет к не очень значительному увеличению мандатов в пользу партии «Аль-Ватания» А.Алауи. И это обстоятельство видимо надо полагать еще одним моментом в рамках достижения некого консенсуса по итогам голосования в пользу суннитского населения и соответственно к формированию более или менее устойчивой коалиции в парламенте. Эти коалиции продолжают формироваться, и закулисные переговоры об этом в общем-то не прекращаются. Даже после объявления о достижении согласия о создании широкой коалиции. На днях блок шиитского имама Муктады ас-Садра «Ас-Саирун» (54 места) объединился с премьер-министром Хейдаром аль-Абади (блок «Наср», 42 места). К ним, как ожидается, примкнут «Фатх» (47 мест) экс-министра транспорта и командира шиитского ополчения «Аль-Хашед аш-Шааби» Хади аль-Амири, «Аль-Ватания» (21 место) вице-президента Айяда Алауи и «Хикма» (19 мест) другого влиятельного лидера шиитов Аммара аль-Хакима. До этого о создании блока объявили только М.ас-Садр и Х.аль-Амири, что оставляло много вопросов к политическому будущему Х.аль-Абади. Теперь он и его непримиримый антагонист в лице М.ас-Садра решили пойти на компромисс. Что же произошло? Во-первых, все это время с участниками иракских партий активно работали иранцы. Выйдя на промежуточный альянс между «Аль-Хашд аш-Шааби» и «Ас-Саирун» какое-то время назад, Тегеран тем не менее в конечном счете осознал, что достаточного для формирования правительства мандатов этот альянс не набирает. В оппозицию ему встали курды из ДПК Масуда Барзани, партия А.аль-Алауи и в какой-то степени даже в общем-то проиранский А.аль-Хаким. Отсюда и жесткое давление на М.ас-Садра в рамках расширения этого альянса путем привлечения в коалицию Х.аль-Абади. Собственно сохранение за ним поста главы будущего кабинета министров было одним из условий сделки между Х.аль-Абади и иранцами еще до проведения выборов. И трансформация «Аль-Хашд аш-Шааби» в политическую партию (а против этого очень возражал М.ас-Садр, понимая что таким образом Тегеран создает в политическом пространстве Ирака эффективный противовес его партии в силу падения электоральной поддержки у Х.аль-Абади. И эти его опасения собственно сейчас материализовались, поскольку без «Фатха», как выяснялось, дееспособную коалицию создать не получается) и окончательная инкорпорация этого ополчения в систему МВД и армии было условием этой сделки. Таким образом, М.ас-Садр пошел на такую коалицию во многом вынужденно, и условия этой сделки подразумевает сохранение за Х.аль-Абади или его ближайшим сторонником поста премьера с передачей «Ас-Саириун» ключевых постов в кабинете министров. Это прежде всего пост главы Национальной нефтяной компании и министра нефти. Не исключено, что это может быть еще и пост министра экономики или иностранных дел. И в данном случае формирования такой широкой шиитской в принципе коалиции является оптимальным шагом, поскольку делает М.ас-Садра участником всего процесса принятия и реализации решений в экономике со стороны исполнительной власти, а значит и участником коллективной ответственности в глазах электората за степень эффективности таких решений. Этот путь гораздо более политически дальновиден, нежели чем попытки сформировать коалицию без М.ас-Садра (а это в принципе было реально, надо было уговорить курдов и умеренных суннитов) и тем самым оставить его в поле постоянного оппозиционера в условиях его сближения с Эр-Риядом. Последний, кстати, активно разыгрывал карту и М.ас-Садра, и и того же А.аль-Хакима, финансируя их предвыборную кампанию, в надежде развалить единый шиитский блок. И эту угрозу, если все пойдет, как идет (тут еще возможны нюансы), Тегерану удалось в значительной степени купировать. Во-вторых, в дело вмешалась иракская шиитская религиозная элита, которая предпочла сохранение шиитской коалиции в правительстве и парламенте, нежели чем стимулировать центробежный процесс в шиитской общине и выходить на какое-то широкое представительство курдов и суннитов в будущем правительстве. Духовный наставник иракских мусульман-шиитов аятолла Али ас-Систани считает, что противостояние террористической группировке «Исламское государство» (ИГ, запрещена в РФ) должно оставаться главной задачей руководства страны. Об этом, как передает телеканал «Аль-Маядин», заявил в пятницу 28 июня его официальный представитель Абдель Махди аль-Кербелаи. «Борьба с ИГ не завершена, боевики по-прежнему угрожают всем без исключения иракцам. <…> Неправильно, что результаты [майских] выборов, формирование политических альянсов и борьба за власть отвлекают от главной задачи — уничтожения террористов и защиты гражданского населения», — сказал он. Это обращение собственно и надо полагать закамуфлированным призывом (а если еще проще, то требованием) ко всем шиитским партиям о создании единой коалиции в условиях сохраняющегося противостояния с суннитами (ИГ как явление в данном случае лишь кульминация такого противостояния). И эта позиция собственно также очень четко не оставляет М.ас-Садру и его нынешним союзникам по шиитскому блоку иного выхода, кроме как идти на компромисс.