- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (25 июня — 1 июля 2018 года)

В регионе на минувшей неделе сохранялась сложная, а в ряде стран напряженная и нестабильная обстановка. Вооруженные конфликты различной степени интенсивности продолжаются в Сирии, Ираке, Афганистане, Йемене, Ливии и Сомали. В Сирии правительственные войска освободили от боевиков экстремистских группировок значительные территории в южной провинции Дераа. Власти Южного Судана и оппозиция подписали 27 июня в столице Судана Хартуме соглашение о прекращении огня.

На минувшей неделе вооруженные силы Сирии при поддержке ополченческих отрядов и содействии авиации ВКС России продолжали боевые действия против террористических и экстремистских группировок с целью восстановления контроля над южной провинцией Дераа. Одновременно целый ряд населенных пунктов перешел под контроль сирийских властей в результате подписания соглашений о локальном примирении с представителями вооруженной оппозиции при содействии российского Центра по примирению враждующих сторон. При этом боевики оппозиции согласились сдать свое оружие и военную технику правительственной армии. Всего под контроль властей САР перешли свыше 70 населенных пунктов. В то же время часть формирований радикальных исламистов отказалась сложить оружие и продолжает сопротивление. Наиболее активные бои с бандформированиями ведутся в пограничном с Иорданией районе к юго-востоку от города Дераа.

28 июня в МИД России заявили, что США и Иордания не смогли выполнить свои обязательства по поддержанию режима прекращения боевых действий в южной зоне деэскалации в Сирии. В сложившейся ситуации боевики «Джебхат ан-Нусры» и «Исламского государства» (обе группировки запрещены в РФ) «пользуются безвластием, которое царит на неподконтрольных правительству Сирии территориях, наращивают свои боевые потенциалы и переходят к провокациям». Одновременно было заявлено, что России сохраняет приверженность договоренностям по южной зоне деэскалации в Сирии.

Сообщается о большом числе беженцев, покидающих районы боевых действий. При этом Иордания и Израиль заявили об отказе принимать сирийских беженцев на своей территории, но оказывают им гуманитарную помощь.

Министр иностранных дел Турции М. Чавушоглу 29 июня возложил на Россию, США и Иран ответственность за нарушение договоренностей в сирийской провинции Деръа.

В ночь на 26 июня две израильские ракеты поразили склад оружия, принадлежавший ливанской «Хизбалле», недалеко от международного аэропорта Дамаска. Командование ВС Израиля сообщило об усилении группировки войск на Голанских высотах, куда направлены артиллерийские и танковые подразделения. Премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху заявил 1 июля, что находится в постоянном контакте с Москвой и Вашингтоном в отношении событий в Сирии.

Вооруженные силы САР в восточной провинции Дейр-эз-Зор при поддержке авиации освободили от боевиков «Исламского государства» 5,8 тыс. кв. км территории Сирийской пустыни вплоть до границы с Ираком.

28 июня президент России В. Путин сообщил, что только за последние несколько дней из Сирии из состава российской военной группировки было выведено 13 самолетов, 14 вертолетов и 1140 человек личного состава.

Министр иностранных дел России С. Лавров заявил 29 июня, что выборы в Сирии «должны проходить под наблюдением ООН, и все сирийцы, где бы они не находились, должны участвовать в голосовании». По словам Лаврова, «вывод российской военной группировки из Сирии зависит от происходящего на земле, Москва не ставит искусственных сроков».

Спецпредставитель генерального секретаря ООН по Сирии С. де Мистура назвал «полезными» состоявшиеся 25 июня в Женеве консультации с представителями так называемой «малой группы» по Сирии (Великобритания, Германия, Иордания, Саудовская Аравия, США и Франция). По словам де Мистуры, «состоялся обстоятельный обмен мнениями о перспективах продвижения на конституционном треке и о продолжающихся дипломатических усилиях по содействию единству среди международных игроков в поддержке политического урегулирования в Сирии». Одновременно «была высказана серьезная озабоченность нынешней военной эскалацией на юго-западе Сирии» и прозвучали «призывы к немедленному прекращению насилия».

Президент Южного Судана С. Киир и лидер оппозиционных повстанцев Р. Машар подписали 27 июня в Хартуме политическое соглашение о мирном урегулировании конфликта в стране. Документ предусматривает бессрочное прекращения огня, открытие коридоров для доставки гуманитарной помощи, освобождение заключенных обеими сторонами конфликта, а также создание временного правительства через четыре месяца с момента вступления в силу подписанного соглашения. Посредниками на переговорах между южносуданскими сторонами выступили президенты Судана и Уганды О. аль-Башир и Й Мусевени.

Сложная ситуация сохраняется в Ливии. 25 июня Ливийская национальная армия (ЛНА) под командованием фельдмаршала Х. Хафтара передала управление терминалами в так называемом «нефтяном полумесяце» на побережье залива Сирт, структуре, подчиняющейся временному правительству в Бенгази. До недавнего времени основные нефтяные терминалы этого района находились в распоряжении Национальной нефтяной корпорации, штаб-квартира которой расположена в Триполи. Военные считают, что средства от экспорта нефти из залива Сирт использовались для финансирования наемных сил и незаконных вооруженных формирований. Передача нефтяных терминалов под управление временного правительства в Бенгази вызвала резко негативную реакцию со стороны властей в Триполи, которые призвали Совбез ООН вмешаться в ситуацию и заблокировать любые нелегальные попытки продажи углеводородов. США, Италия, Франция и Великобритания выразили озабоченность передачей контроля над нефтяными месторождениями и портами в Ливии временному правительству на востоке страны. Египет пытается выступить в качестве посредника в кризисе с нефтяными портами в Ливии и повлиять на Х. Хафтара с тем, чтобы тот поменял решение об их передаче под контроль правительства в Бенгази.

28 июня командование ЛНА объявило об установлении полного контроля над городом Дерна на востоке Ливии на побережье Средиземного моря — последним крупным оплотом террористов на территории страны. Дерна была захвачена террористическими группировками более четырех лет назад. ЛНА начала операцию по освобождению города от боевиков 7 мая.

Президент Афганистана А. Гани 30 июня заявил о прекращении перемирия с радикальным движением «Талибан» (запрещено в РФ), объявленного 12 июня, и возобновлении боевых операций против исламистских боевиков. Вместе с тем, А. Гани подчеркнул, что временное прекращение боевых действий подтвердило готовность страны к урегулированию конфликта. По словам афганского президента, усилия по достижению перемирия в стране продолжаются.

25 июня в столице Ирана Тегеране и других городах страны прошли протестные акции, вызванные резкой девальвацией национальной валюты риала и тяжелой экономической ситуацией в стране. Отмечается, что наряду с экономическими требованиями участники выступлений выдвигали лозунги прекращения поддержки иранским правительством палестинцев, Сирии, Ливана, Ирака и Йемена. 50 депутатов Меджлиса (парламент) Ирана подписали петицию об отставке министра экономики и финансов М. Карбасиана. Президент ИРИ Х. Роухани заявил 28 июня, что все государственные и военные институты должны отказаться в пользу народа от своих финансовых активов, в том числе нефтегазовых. Одновременно Роухани признал, что американские санкции окажут давление на население Ирана и создадут трудности для страны. В первую очередь, это касается продажи нефти, которая составляет 64% всего экспорта ИРИ и служит основным источником поступления в страну твёрдых валют — доллара и евро. В связи с последними событиями в Иране эксперты отмечают, что «нынешние события существенно меньше по масштабу, чем полгода назад, но в целом причина та же: ухудшающееся социально-экономическое положение». В основном девальвация валюты «беспокоит напрямую жителей крупных городов, до глубинки последствия дойдут позже, и поэтому сейчас протесты более локальны и не столь многочисленны. Тем не менее, частота повторяемости выступлений говорит об усугубляющемся кризисе, с которым власти ИРИ явно не справляются».

Между тем США продолжают оказывать давление на своих партнеров и союзников с целью вынудить их отказаться от импорта иранской нефти к началу ноября. Вашингтон намерен изолировать иранские финансовые потоки, и требует от всех зарубежных потребителей сырой нефти прекратить ее импорт из Ирана с 4 ноября. США готовы вводить рестрикции в отношении европейских компаний за нарушение американских санкций в отношении Ирана, заявил 1 июля президент Д. Трамп.

27 июня глава дипломатии Евросоюза Ф. Могерини заявила, что ЕС «продолжит прилагать максимальные усилия для сохранения торговых и финансовых потоков, защиты интересов иранских деловых кругов». По мнению Могерини, «развал иранской сделки негативно скажется на уверенности в эффективности международной дипломатии и режима нераспространения». Турция не намерена разрывать торговые отношения с Ираном из-за одностороннего решения США о санкциях против ИРИ, заявил 29 июня глава МИД республики М. Чавушоглу. Евросоюз пока не представил пакет предложений, чтобы убедить Иран остаться в ядерной сделке после выхода из нее США, отметили 30 июня в МИД ИРИ.

В Тегеране сообщили, что Иран запустил завод по производству уранового концентрата, который используется в ядерной промышленности. Завод располагается в городе Исфахан, и был запущен по распоряжению руководства страны в связи с тем, что США вышли из ядерной сделки с ИРИ.

25 июня ЦИК Турции официально сообщил, что действующий глава государства Р. Т. Эрдоган победил на президентских выборах, прошедших 24 июня, набрав 52,59% голосов. Ближайший конкурент Эрдогана, кандидат от оппозиционной Народно-республиканской партии М. Индже получил 30,64% голосов. Правящая Партия справедливости и развития набрала 41,85%, но фактически получила большинство мест в парламенте, благодаря сформированному «Народному альянсу» с Партией националистического большинства. Последняя заручилась поддержкой 10,9% избирателей. Таким образом, их альянс получит 343 депутатских мандата из 600. Политические наблюдатели отмечают, что «победа Эрдогана на выборах президента Турции укрепила его личную власть».

Президент России В. Путин поздравил Р. Т. Эрдоган с победой на выборах. Два лидера в телефонном разговоре подтвердили заинтересованность в расширении партнерских связей России и Турции, а «также условились поддерживать плотное взаимодействие по вопросам сирийского урегулирования». Р. Т. Эрдоган получил поздравления в связи с избранием на пост президента Турции от руководителей основных государств Запада.

29 июня саммит Евросоюза принял решение выплатить новый транш в 3 млрд евро Турции для борьбы с миграцией. По соглашению о миграции с Турцией в 2015г. ЕС обещал Анкаре 6 млрд евро, из которых первый транш в 3 млрд уже перечислен, а выделение второго откладывалось до настоящего момента.

Противоборствующие стороны в Йемене подтвердили свою готовность к переговорам, которые могут состояться в ближайшие несколько недель, заявил 28 июня спецпосланник генсека ООН по Йемену М. Гриффитс по итогам переговоров, проведенных им с представителями йеменского правительства и шиитскими мятежниками-хоуситами. Аравийская коалиция, возглавляемая Саудовской Аравией, 1 июля приостановила на неделю военную операцию против сил хоуситов в йеменском порту Ходейда.

 

Приложение

Об Африканском командовании ВС США

Американские политики и представители экспертного сообщества все чаще высказываются о «растущей стратегической значимости» Африки для интересов США. К числу этих интересов они относят, прежде всего, природные и энергетические ресурсы континента. Кроме того, говорится о возрастающей угрозе со стороны различного рода экстремистских сил и террористических группировок, особенно действующих на неконтролируемых или очень слабо контролируемых правительствами территориях. Указывается и на усиление гуманитарного кризиса в Африке, сохраняющуюся здесь угрозу внутренних и межгосударственных вооруженных конфликтов, наличии целого ряда «несостоявшихся государств» (failed states). Ряд экспертов говорит и о необходимости принятия мер, направленных на противодействие растущей активности Китая на Африканском континенте.

Учитывая усиливающуюся значимость Африки для экономических и политических интересов США, необходимость оперативного реагирования на угрозы безопасности США, исходящие из «Черного континента», администрация Дж. Буша в 2007 г. приняла решение о создании нового командования ВС США – Африканского (U.S. Africa Command – AFRICOM). В зону его ответственности вошла вся территория Африки (кроме Египта) и прилегающие континенту острова (всего 54 страны). Первоначально АФРИКОМ действовал как субрегиональное командование в составе Европейского командования ВС США, а с 1 октября 2008 г. становится полноправной (шестой по счету) самостоятельной структурой в системе межвидовых единых боевых командований ВС США. В Пентагоне считают, что с образованием АФРИКОМ американские военные могут лучше координировать свою деятельность в этой части мира. Постоянная штаб-квартира командования располагается в Штутгарте (Германия), так как ни одна из африканских стран не дала согласия на размещение на ее территории штаба АФРИКОМ. В подчинении Африканского командования находятся следующие командно-штабные структуры: Сухопутные войска США в Африке (штаб-квартира в Винченце, Италия), ВМС США в Африке (Неаполь, Италия), ВВС США в Африке (авиабаза Рамштайн, Германия), Корпус морской пехоты США в Африке (Штутгарт), командование специальных операций США в Африке (Штутгарт), Объединённое тактическое командование в районе Африканского Рога (база Кэмп-Лемоньер, Джибути).

Главной задачей АФРИКОМ считается «продвижение стратегических целей» США на континенте», в том числе путем совместных действий с африканскими странами и региональными организациями, «содействие региональной стабильности и безопасности», оказание помощи в укреплении возможностей африканских стран в деле обеспечения безопасности и повышения профессионализма их армий. И хотя у АФРИКОМ традиционная для межвидовых единых командований ВС США целевая установка на ведение боевых действий в зоне ответственности заменена на их предотвращение, при необходимости не исключается проведение военных операций «с целью сдерживания агрессии» или в качестве «реагирования на кризис». Особый упор делается на борьбу с террористическими и экстремистскими группировками («Аш-Шабаб» в Сомали, «Боко харам» в Нигерии и соседних странах, террористические группировки в Сахеле и Магрибе и др.). В Сахеле в деле борьбы с терроризмом США сотрудничают в рамках многосторонней группы планирования с Великобританией, Францией, Канадой и Италией.

Становление нового командования отмечено рядом структурных и идеологических новаций, не характерных для традиционной модели и концепции единых командований ВС США. Это связано с тем, что одной из основных задач АФРИКОМ является координация программ Пентагона и других правительственных ведомств США в Африке. Отсюда и военно-гражданская модель его управленческих структур. Так, возглавляющий в настоящее время АФРИКОМ генерал Т. Вальдхаузер, имеет двух равных по статусу заместителей. Первый из них (военнослужащий) отвечает за оперативные военные вопросы, а второй (гражданское лицо) – за гражданско-военное сотрудничество в сфере здравоохранения, предоставление безвозмездной помощи, разминирование, устранение последствий стихийных бедствий, реформирование структур безопасности и операции по поддержанию мира. Кроме того, примерно 25% штатных должностей в АФРИКОМ заняли представители Госдепартамента, Агентства международного развития США, министерств сельского хозяйства, торговли, финансов, юстиции, внутренней безопасности. Всего в аппарате АФРИКОМ работают 27 представителей американских правительственных учреждений. В Пентагоне считают, что создание Африканского командования позволяет лучше координировать действия как внутри военного ведомства, так и с другими правительственными органами военные поставки в страны Африки, «контртеррористическую стратегию» на континенте, проводить «информационные операции» и др.

АФРИКОМ собирается решать стоящие перед ним задачи не за счет размещения в зоне ответственности значительных сил ВС США на постоянной основе, а путем «целенаправленного, систематического» сотрудничества в сфере безопасности с африканскими государствами. Поэтому командование не имеет крупных военных баз в Африке, за исключением базы Кэмп-Лемоньер в Джибути, где дислоцировано 4,5 тыс. военнослужащих и лиц гражданского персонала ВС США. В начале 2019 г. Пентагон планирует ввести в строй крупную авиабазу в Нигере вблизи города Агадес на границе с пустыней Сахара, где будут размещены разведывательно-ударные беспилотники MQ-9 «Рипер». Считается, что «база в Агадесе улучшит возможности АФРИКОМ по сбору разведывательной информации и оказанию содействия в обеспечении безопасности Нигеру, Нигерии, Чаду, Мали и другим странам в регионе». По данным Пентагона, численность американских военнослужащих возросла в Нигере за последние несколько лет до 800 человек.

Африканское командование использует в интересах выполнения возложенных на него задач американские базы Рота (Испания), Сиганелла (Италия), Аруба (Малые Антильские о-ва), Суда-Бей (Греция), Рамштайн (Германия), а также пункт базирования на британском о. Вознесения в Южной Атлантике. Собственно в Африке ВС США, помимо Джибути, используют временно или на постоянной основе авиабазы Арба Минк (Эфиопия), Уагадугу (Буркина-Фасо), Ниамей (Нигер), Нзара (Южный Судан), «Кэмп Тассон» (Чад), Энтэббе (Уганда), Манда Бэй (Кения), Гаруа (Камерун), Сент-Виктория (Сейшеллы). Наличие вышеперечисленных баз позволяет БПЛА ВС США выполнять как разведывательные полеты над большинством стран африканского континента, так и наносить удары по объектам инфраструктуры и живой силе исламистов, действующих в Ливии, Нигерии, Мали, Мавритании, Сомали, Тунисе и Йемене. Кроме того, база в Джибути позволяет БПЛА MQ-1 Predator выполнять разведывательные полеты над территорией Египта, стран Аравийского полуострова, Ирака и Сирии. Как видится, США продолжат избирательно наращивать свое присутствие в странах Африки в целях борьбы с террористической угрозой. Так, в настоящее время подразделения Сил специальных операций ВС США на постоянной основе дислоцированы в 23 африканских странах, а их общая численность составляет около 1400 человек.

Одной из главных задач, стоящих перед АФРИКОМ, является всемерное содействие развитию военного и военно-технического сотрудничества США со странами Африки. К числу основных направлений этого сотрудничества относится оказание помощи в подготовке личного состава, повышении его профессионального уровня. Действует целый ряд программ по обучению африканских военных и сил безопасности. К ним относятся Африканская инициатива реагирования на кризисы, Программа повышения возможностей международного миротворчества, Африканская региональная миротворческая программа и др. Особое внимание уделяется подготовке военнослужащих местных армий к выполнению задач, характерных для миротворческих операций. С 2013 г. 2-я бригада 1-й пехотной дивизии Армии США является «регионально адаптированной» для АФРИКОМ. Ее подразделения направляются в различные страны континента для проведения совместных учений и поддержки миротворческих операций на срок от 9 до 12 месяцев.

Африканское командование регулярно организует и проводит совместные учения ВС США с вооруженными силами стран континента. В частности, это учение «Естественный огонь», проводимое с армиями Кении, Танзании и Уганды. На нем отрабатываются задачи, присущие миротворческим операциям. В рамках реализуемой с 2005 г. Транссахарской контртеррористической инициативы с армиями стран Магриба и Сахеля проводятся учения «Операция Флинтлок». Отдельные учения проводятся с армиями стран Западной Африки.

Как видится, Африканское командование ВС США и в дальнейшем будет делать ставку на развитие межгосударственного сотрудничества и межвидовую кооперацию для достижения поставленных задач в зоне своей ответственности.