- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Иран и Израиль: идеология и реальность. Часть 1

«Так говорит Кир, царь персидский: Все царства земли дал мне Господь, Бог Небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. Кто есть из вас – из всего народа Его, – да будет Бог его с ним, и пусть он идет в Иерусалим, что в Иудее, и строит дом Господа, Бога Израилева, Того Бога, Который в Иерусалиме. А все оставшиеся, во всех местах, где бы они ни жили, пусть помогут ему жители места того серебром, и золотом, и иным имуществом, и скотом, с доброхотным даянием для дома Божьего, что в Иерусалиме». Это цитата из Библии, Ветхого завета, которую привел иудейский священник Езра, почитаемый деятель еврейской истории. Отношений персов и евреев – история поистине древняя. Но, так или иначе, разговор стоит начинать VI века д.н.э. Завоевав Вавилонское царство, в 561 году царь Персии Кир Великий издал эдикт, освободивший евреев из Вавилонского плена, и позволил им вернуться в Иерусалим. Об этом эдикте также известно из труда Иосифа Флавия «Иудейские древности». Персидский царь Кир Великий даровал первую в истории человечества своего рода «декларацию прав человека». Когда английский лорд Артур Бальфур в 1917 году издал известную «Декларацию», позже названную его именем, которая озвучила  идею создания Израиля, евреи благодарно назвали его новым Киром.

Нынешние отношения Исламской Республики Иран и Государства Израиль можно описать очень просто: вражда. Пожалуй, вряд ли можно найти на политической карте мира других два государства, которые находились бы в таких сложных отношениях. Геополитическая составляющая этого конфликта описана достаточно подробно. Правда не всегда правдиво и со знанием дела, но все же описана. Израиль и Иран никогда не чувствовали нехватку внимания журналистов и экспертов. Сегодня кажется, что две страны находятся на гране войны. Подобные чувства могли возникнуть и раньше. Скажем, десять лет назад в прессе то и дело появлялась информация о скором ракетном ударе Израиля и США по иранским ядерным объектам. Тогда удалось избежать большой войны. Но удастся ли сейчас?

Для понимания глубины конфликта, поистине феноменального по своим смыслам и возможным последствиям, автор этих строк решил обратиться к анализу идеологической составляющей этих сложных отношений. В основном, эта попытка будет касаться Ирана, ибо события именно в этой стране стали отправной точкой конфликта евреев-иудеев и иранцев-мусульман. В 1979 году в Иране произошла Исламская революция. На смену светскому монархическому режиму во главе с Шахиншахом пришла первая в истории исламская теократия. Сегодня там правят мусульманские улемы шиитского образца – аятоллы. Это мистически вдохновляемые и «ведомые волей Аллаха» (его представители на земле) духовные лица, «знатоки таинств жизни». Между тем, новый режим с самого начала строился, как республика, с выборами, разделением властей, парламентом, сотнями политических партий и жесткой конкурентной борьбой политических каст. Иран — общество идеологизированное. Наиболее устоявшееся в литературе название этой идеологии  – хомейнизм. Некоторые говорят, что иранцы являются шиитами только 500 лет, а персами – тысячелетиями. Речь идет о том, что нынешняя идеологическая и религиозная оболочка иранского общества – временная. Скорее, говорят они, это не есть полное отражение иранского общества. Отчасти с этим можно согласиться. Однако Исламская революция заложила глубокий отпечаток в истории иранского народа. Более того, нынешнее общество стало символическим  продолжением уникального персидского характера. Шиизм зарождался в страданиях, мучениях и постоянном угнетении (важное слово для идеологии ИРИ). В годы гражданской войны в Халифате внук пророка Мухаммеда, Хусейн, был растерзан в битве с войсками халифа Язида в 680 году у Кербелы, на территории современного Ирака. Для  шиитов, последователей Али, двоюродного брата пророка Мухаммеда, этот эпизод стал, пожалуй, главным фактором идентичности. События при Кербеле поминаются во время мусульманского траура Ашура, во время которого многие шииты занимаются самобичеванием, что напоминает им о мучениях Хусейна. Этот трагический сюжет повлиял на формирование идеологии шиизма, которая прививает близость к угнетенным и ненависть к угнетателям. Мусульмане-палестинцы, в понимании иранцев, угнетаемы евреями. Отсюда и такая непримиримая позиция к Израилю, который называется в Иране «сионистским образованием». Но к Исламской революции вернемся чуть позже. Сначала вспомним вкратце отношения шахского Ирана и Израиля до 1979 года. А они были самыми, что ни на есть дружественными.

Давняя история евреев и персов показывает, что вражда никогда не была атрибутом отношений двух народов. Ее просто не было. Напротив, их скрепляла дружба и добрые связи. На государственном уровне Израиль и шахский Иран были не просто союзниками. Обе страны находились в осадном положении, были окружены «морем арабов». Естественно, они нашли друг в друге близких партнеров. Иран был долгое время одной из немногих мусульманских стран региона, которая де-факто признала еврейское государство. В Иране по сей день проживает самая большая на востоке община евреев – около 20-25 тысяч человек. Она обладает внушительными позициями в иранском обществе. А когда в соседнем Ираке евреи подверглись гонениям, Тегеран помог им выехать за пределы арабской страны. Отношения скреплялись практическим сотрудничеством, вплоть до кооперации в таких тонких вопросах, как безопасность. Израиль, являющийся по определению Гарвардского университета «лабораторией безопасности», оказывал консультации в строительстве шахской спецслужбы САВАК. Сейчас это кажется немыслимым, но израильский Моссад обучал иранских специалистов. Кроме того, Израиль оказывал содействие в строительстве атомного реактора в Бушере. В свою очередь, Иран не остался в долгу. Как пишет израильский иранист Владимир Месамед, во время войны Судного дня в 1973 году с коалицией арабских государств, Тегеран передал еврейскому государству 25 боевых истребителей «Фантом». По понятным причинам обеими сторонами предпринимались попытки скрыть ирано-израильские связи. В аэропорту Тегерана был открыт специальный терминал, который находился в отдалении от основной части воздушной гавани. Нужно было скрыть от посторонних глаз частые визиты израильских военных в Иран. Таким образом, говорить о глубокой исторической национальной вражде между народами не приходится.