- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Ливане: апрель 2018 г.

Политическая ситуация в Ливане в апреле 2018 года характеризовалась относительной стабильностью. Внимание политических партий и движений было сосредоточено на предстоящих в мае парламентских выборах. При этом для нынешней избирательной кампании была характерна меньшая идеологизированность и политизированность, чем в прошлые избирательные циклы.

Главным событием в экономической и внешнеполитической жизни Ливана стала проведенная в Париже 6-7 апреля международная конференция CEDRE, посвященная экономической помощи этой ближневосточной стране. Место проведения конференции было выбрано неслучайно, так как она проходила под эгидой президента Франции Эмманюэля Макрона, который является личным другом премьер-министра Ливана Саада Харири. В ноябре 2017 года он сыграл особую роль в освобождении Харири из саудовского «плена». «На Ближнем Востоке, сотрясаемом кризисами, раздираемом гражданскими войнами, Ливан остается моделью плюрализма, открытости и демократии», — заявил, открывая международный форум, французский министр иностранных дел Жан-Ив Ле Дриан. «Однако Ливан не является островом. Он в полную силу затронут региональным кризисом. Он сражается с терроризмом на своих границах, он предоставил убежище миллиону сирийских беженцев, большему количеству, чем может выдержать его экономика», — добавил министр. Необходимо отметить, что Ливан встретил данную конференцию с серьезными экономическими проблемами. Бюджет на 2018 год был принят парламентом страны с дефицитом в 4,8 млрд долларов, в два раза больше, чем в 2011 году, когда начинался сирийский конфликт.

В конференции участвовали представители 50 государств, включая Россию, США, страны ЕС, арабские государства Персидского залива. По ее итогам Ливан получил 10,2 млрд долларов в кредитах и гранты на сумму в 860 млн долларов. При этом Саудовская Аравия предоставила Ливану льготные кредиты на сумму в 1 млрд долларов. Франция выделила Ливану льготных кредитов на сумму 400 млн евро и 150 млн евро финансовой помощи. 500 млн долларов финансовой помощи были выделены Катаром. Объединенные Арабские Эмираты выделили 200 млн долларов на помощь силовым структурам Ливана. При этом 100 млн пойдут на нужды ливанской армии и 100 млн – другим силовым структурам. Самую маленькую сумму помощи выделила Великобритания – 40 млн фунтов стерлингов. Значительные суммы были выделены международными финансовыми организациями и частными инвесторами. Между тем, 9 апреля французский аудитор II и III конференций по экономической помощи в интервью кувейтской газете «Аль-Анбаа» заявил о том, что Ливан поражен коррупцией в «беспрецедентных размерах». Французский экономист отметил, что ему приходилось работать во многих странах Африки (Кот д’Ивуар, Зимбабве, Ботсвана, Танзания, Уганда), но ситуация с коррупцией в Ливане хуже, чем в этих государствах, несмотря на больший экономический и интеллектуальный потенциал.

Политические круги Ливана с обеспокоенностью отреагировали на удары ВВС США, Великобритании и Франции, нанесенные по сирийским целям 14 апреля в качестве «возмездия» за применение химического оружия в Восточной Гуте. 15 апреля генеральный секретарь движения «Хизбалла» шейх Хасан Насралла, выступая на телеканале «Аль-Манар», назвал эту акцию «трехсторонней агрессией», добавив, что он не говорит о самостоятельной роли Франции и Великобритании, так как эти государства находятся в орбите политики США. По его мнению, мир в те дни стоял на пороге не только региональной, но и мировой войны, так как удар был нанесен не только по Сирии, но и по всей оси сопротивления, включая Иран и Ливан, а также по главному союзнику оси – России. При этом лидер «Хизбаллы» отметил, что агрессоры не достигли своих целей. В качестве этих целей он обозначил следующие. Во-первых, поставить Сирию на колени, заставить ее принять западные требования. Эта цель, по его мнению,  не была достигнута. Во-вторых, деморализовать сирийское руководство, армию и народ. В-третьих, усилить боевой дух джихадистов, вызвать их наступление. В-четвертых, поддержать Израиль.

В соответствии с предвыборной кампанией многие ливанские политики делали заявления о своих предпочтениях и альянсах, о текущей ситуации в стране. 8 апреля президент Ливана Мишель Аун заявил о том, что альянс его партии с «Хизбаллой» носит долгосрочный и доверительный характер. «Вопреки мнению некоторых, «Хизбалла» не является тяжелым союзником. Это партия, устремленная к миру. Ее членами являются жители юга нашей страны, страдавшие от израильских ударов. Заметьте, они никогда не нападали на Израиль. Израиль нападал на них в 1993, 1996 и 2006 годах», — сказал президент Ливана.

5 апреля лидер «Ливанских сил» Самир Джаджаа заявил о  том, что его встреча с Саадом Харири открыла новую страницу в их отношениях. 3 апреля в Бейруте состоялось открытие  улицы Авеню короля Сальмана, на котором присутствовали Саад Харири, Самир Джаджаа и Валид Джумблат. На церемонии присутствовали также временный поверенный в делах КСА в Ливане Валид аль-Бухари и специальный посланник короля Саудовской Аравии Низар Аллюля. «Открытие Авеню короля Сальмана бен Абдель Азиза является знаком возвращения Саудовской Аравии в Ливан, что в своей очередь стало заслугой Саада Харири», — подчеркнул Джаджаа. Самир Джаджаа признал, что уровень контактов его партии с движением «Мустакбаль» были снижен, но они никогда не прерывались полностью. 3 апреля состоялось урегулирование противоречий, хотя все еще сохраняются серьезные расхождения по поводу иностранной экономической помощи и вопросов государственно управления.

В преддверии выборов ливанские политики усилили словесные нападки друг на друга. Так взаимной критикой обменялись лидер Прогрессивно-социалистической партии Валид Джумблат и лидер Демократической партии Ливана Таляль Арслан. Оба этих политика представляют общину друзов. Т.Арслан обвинил В.Джумблата в том, что тот ведет себя не демократически и стремится монополизировать лидерство в друзской общине. В свою очередь Джумблат сказал, что ему незачем полемизировать с «шейхом проповеди, красноречия и управления», иронически намекая на Арслана.

16 апреля лидер маронитской партии «Марада» Сулейман Франжье в интервью телеканалу «Аль-Джадид» заявил о том, что готов на следующих президентских выборах поддержать кого угодно кроме лидера Свободного патриотического движения (СПД) и министра иностранных дел Джебрана Басиля. «Если меня спросят, кого я предпочту на президентских выборах: Басиля или Самира Джаджаа, я выберу Басиля, так как он принадлежит к нашему лагерю (Коалиции 8 марта). Однако Джаджаа на посту президента будет относиться к нам лучше», — отметил С.Франжье. Лидер партии «Марада» обвинил Джебрана Басиля в высокомерии и в том, что он не может держать свои обещания. По его мнению, 90% ливанских политиков не испытывают симпатии к Джебрану Басилю. Относительно хорошие отношения у него установились только с «Хизбаллой».

19 апреля произошла очередная перепалка между министром иностранных дел Джебраном Басилем и министром финансов Али Хасаном Халилем, представляющим движение «Амаль». Отвечая на вопрос о мыслях, высказанных Д.Басилем на совместной пресс-конференции с министром внутренних дел Нухадом Машнуком, Халиль сказал: «Никогда не слышал о такой конференции». «Может быть, у него проблемы со слухом», — парировал Басиль, выступая на ливанском MTV. Напомним, что политические проблемы между СПД и «Амаль» начались в феврале с.г., когда Д.Басиль назвал лидера «Амаль» и нынешнего спикера ливанского парламента Н.Берри «убийцей». В свою очередь Али Хасан Халиль назвал Басиля «малышом» и «политическим гномом», намекая на его низкий рост.

В апреле возросла политическая активность патриарха маронитской церкви Бутроса Бешары аль-Раи. 15 апреля патриарх выступил против нового закона, гарантирующего предоставление вида на жительство иностранным гражданам, покупающим недвижимость (дом или квартиру) в Ливане. По мнению патриарха, такой закон ущемляет права коренных ливанцев и угрожает идентичности страны. 23 апреля Бешара аль-Раи обратился к мировым лидерам – России и США с призывом мирно завершить военные конфликты, идущие в настоящее время на Ближнем Востоке. Он высказал тревогу в связи с растущей напряженностью в отношениях между двумя великими державами в регионе. 25-27 апреля патриарх побывал с пастырским визитом в Катаре, где живет и работает община ливанских христиан. Он присутствовал на закладке маронитского храма, а также встретился с эмиром Катара Тамимом бен Хамадом. «Мой дом – это Ваш дом. Мы относимся к ливанцам, работающим у нас как к коренным катарцам», — отметил эмир Тамим в ходе беседы с маронитским патриархом.