- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Иран: экономические проблемы нарастают

4 июля в Иране объявлено об открытии Вторичного валютного рынка. Заявление об этом сделал Директор Центрального банка Ирана ИРИ Валиолла Сеиф. Как объяснил В.Сеиф, нововведение создается с единственной целью – помочь предприятиям, занимающимся экспортом не нефтяных товаров, реализовать полученную валютную прибыль компаниям и индивидуальным предпринимателям, занимающимся импортом товаров повседневного спроса. Газета Tehran Times уточнила, что операции будут производиться на сайте Организации по содействию торговле Ирана по интернет адресу sabtaresh.com. Такой шаг предпринимается для противодействия негативным процессам, вытекающим из глубокого валютного кризиса, в который все последние недели втягивается Иран. С другой стороны, такая мера Центрального банка обусловлена желанием минимизировать экономические риски накануне возобновления новый санкций США, намеченных на ближайшие недели. Можно говорить о продолжении реализации в Иране новой валютной политики, первые шаги которой подвергаются в стране яростной критике. Вот показательный пример в этой сфере. Член комиссии по экономическим вопросам иранского парламента Рахим Заръэ, выступая в среду на одном из ток-шоу на Первом канале иранского Национального ТВ сообщил, что проводимая в течение последних двух месяцев новая валютная политика показывает свою неэффективность и имеет коррупционную составляющую, позволившую некоторым бизнесменам положить в карман десятки миллионов долларов. С другой стороны, добавил парламентарий, от нее страдают крупные нефтехимические предприятия, не способные аккумулировать на своих внутренних счетах выручку от экспорта продукции за рубеж, составившую за последний порядка 17 млрд долларов, а посему  вынужденные хранить ее за рубежом.

Уточним, что речь идет о важном сегменте иранской экономики, концентрирующем, по данным иранского государственного новостного агентства ИРНА, порядка 26% не нефтяного экспорта ИРИ. С этой отраслью, кроме всего прочего, в стране связывают надежды на преодоление санкций США. Для этого, заявил 5 июля главный менеджер Национальной нефтяной компании Сейед-Реза Ноуруз-Заде, необходимо коренное реформирование отрасли и валюта, которая пойдет на развитие производства. Лишь в течение первого месяца нынешнего иранского 1397 г., то есть за период с 21 марта по 20 апреля 2018 г. ИРИ экспортировала почти 2 млн тонн нефтехимической продукции на сумму более 1,177 млрд долларов. Повторимся, компания не может перевести выручку на свои счета внутри страны.

Как известно, около двух месяцев назад правительство президента Х.Роухани объявило о реализации новой валютной политики, которая выражалась в том, что доллар, подверженный в последнее время мощной инфляции, приобретает фиксированный курс, равный  4200 туманам, по которому его можно будет приобретать в банках. Отметим, что в течение последнего года иранский туман подешевел более чем в два раза. Тогда же правительство объявило, что это позволит решить проблему беспрепятственного и бесперебойного циркулирования иностранной валюты в стране. Одновременно было запрещено проводить операции по обмену валюты на свободном рынке. Разумеется, тут же буйным цветом расцвел «черный» рынок, а цена доллара в последнее время превысила уже отметку в 9000 туманов. Однако вскоре выяснилось, что правительство не может выполнить свое обязательство в валютной сфере, столкнувшись с нехваткой валюты, и потому оно пошло на урезание продаж долларов по фиксированной цене юридическим и физическим лицам. В последние недели стали урезаться даже  валютные нормы, выделяемые туристам, отправляющимся в зарубежные поездки. Связанное с Корпусом стражей исламской революции (КСИР) информационное агентство «Тасним» сообщило, что Махмуд Бахмани, член экономической комиссии иранского парламента и экс-директор Центрального Банка ИРИ, предложил на заседании правительства вообще аннулировать продажу туристам валюты по фиксированной цене, далекой от реальной. Кстати, на том же заседании упомянутый нами выше Махмуд Заръэ предложил повысить фиксированную цену доллара до 5000 туманов.

Однако такие «ножницы» в разнице фиксированной цены доллара и реального курса «черного» рынка создают массу возможностей для различных коррупционных схем. Это опосредованно признал первый вице-президент Эсхак Джахангири, выступая на заседании специального правительственного штаба по борьбе с коррупцией и незаконными валютными операциями. Как сказал Э.Джахангири, власть планирует ужесточить наказания для тех физических и юридических лиц, которые закупают валюту для экспортно-импортных операций по фиксированным ценам, а потом занимаются незаконными сделками по ценам «черного» рынка. Такие сделки, предложил первый вице-президент, должны признаваться предательством. Хашем Бадхахи, член могущественной Ассамблеи экспертов, выступая на этом же заседании, сказал, что с коррупцией связаны многие члены нынешнего правительства. «Среди них есть такие, — сказал Х.Бадхахи,  — кто до революции не имел своего жилья и не в силах были даже снимать квартиру. А сейчас все он живут в шикарных особняках».

Разумеется, с инфляцией связаны и скачки цен на основные продукты питания, о которых сегодня в Иране повсеместно говорят. Так, в последние недели зафиксировано значительно подорожание мясных и молочных продуктов, куриных яиц. Информационное агентство «Мехр» сравнило в разрезе года повышение цен на яйца и пришло к выводу, что рост составил 55%. Говядина поднялась в цене на 23%.  Фрукты за год стали дороже на 45%.  СМИ в эти дни много пишут о резком повышении цен на аренду жилья. По данным популярного в Иране студенческого информационного агентства ИСНА, за последние недели рост стоимости аренды на жилищном рынке возрос на 10-40%. Покупка нового жилья в связи с инфляцией стала для многих, особенно – молодых семей – невозможной, что увеличивает спрос на аренду и вполне логично вызывает бурный и неконтролируемый рост арендной платы.

Понятно, что такой рост цен на предметы первой необходимости вызывает резкое недовольство населения, и это наглядно демонстрируют протестные акты, начавшиеся именно с экономических требований и спорадически проходящие уже почти полгода по различным регионам страны. Последние тому примеры – прошедшие в конце июня нынешнего года забастовки торговцев тегеранского базара – экономического сердца иранской  столицы и своеобразного барометра деловой жизни Ирана. Они интересны уже хотя бы потому, что к протестным актам подключился средний класс – основа любого современного общества. В итоге начались демонстрации, которые, мирные поначалу, спровоцировали многочисленные акты неповиновения  властям. 139 арестованных в столице показывает решительность правительства покончить с протестными актами, не вникая в их особенности и не пытаясь понять их суть. Показательна  реакция на эти аресты руководителя судебной ветви власти страны, аятоллы Садека Амоли-Лариджани, заявившего, что все арестованные будут жестко наказаны, «чтобы другим неповадно было». Он увидел в демонстрациях лишь возможность грабежей, поджогов, воровства чужого имущества, и более ничего. При этом в СМИ циркулируют рассказы о том, что в пылу разгара демонстраций полиция и внутренние войска тоже были замешаны в актах мародерства, причем – неоднократного. Такова сегодняшняя реальность, создающая впечатление сползания Ирана ко все новым экономическим и политическим катаклизмам.