- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О перспективах политического процесса в Турции. Часть 7

Продолжаем обсуждение перспектив политического процесса в Турции после досрочных президентских и парламентских выборов 24 июня с.г., на которых Р.Т.Эрдоган и его Партия справедливости и развития (ПСР) стали победителями, показав, невзирая на трудности в экономике, привычный для себя результат.

Напомним, что предыдущий материал мы закончили на личности М.Индже и установили, что хорошие перспективы, как публичный политик, он имеет. Исходя из неплохого, хотя и нельзя сказать, что слишком успешного выступления на президентских выборах, где он заручился 30,79% поддержки. Возникает вопрос его дальнейшего движения по политической лестнице, причем уже в ближайшие месяцы. В противном случае заработанный начальный капитал окажется растраченным впустую.

Не будем заниматься переписыванием биографии М.Индже из открытых источников. Просто отметим, что М.Индже – 1964 года рождения, то есть, существенно моложе нынешнего партийного «босса» К.Кылычдароглу (1948 года рождения – В.К.). По образованию М.Индже преподаватель физики и химии старших классов (лицеев – В.К.) и по специальности «отработал». Однако, уже в 38 лет он стал депутатом 22-го созыва (2002 – 2007 год) и с тех пор, вплоть до только что завершившегося 26-го созыва являлся депутатом Великого национального собрания (Меджлиса) Турции от г. Ялова. В этом смысле, М.Индже можно считать уже ветераном-парламентарием и свидетелем всего политического пути правящей ныне Партии справедливости и развития (ПСР).

Если мы посмотрим на личный веб-сайт М.Индже, то вот какими законодательными инициативами он гордится особо, приводя их в списке:

Предложениями по внесению поправок в закон о политических партиях, в закон о выборах депутатов, в закон о борьбе с терроризмом, в трудовое законодательство, в закон о доходах (НРП выступают за прогрессивную шкалу налогообложения – В.К.), в закон о защите прав потребителей, в закон о страховании безработных и т.д.

М.Индже выступал в защиту проекта закона о политической этике и борьбе с политической безнравственностью. Поддерживает снижение избирательного барьера в Меджлис с нынешних 10% до 5%.

Из тех законов, которые особенно на своем сайте отметил М.Индже, может сложиться определенное впечатление о его политических взглядах. Однако, понятное дело, что при наличии меньшинства в Меджлисе не только у кемалистов, но и у всей оппозиции вместе взятой, реальных возможностей у НРП проводить свои инициативы нет.

Даже в наступающем 27-м созыве, при том, что парламентских движений уже стало не 4, а 5, оппозиция все равно не имеет большинства. При условии, разумеется, если договоренности между Партией справедливости и развития и Партией националистического движения будут работать (напомним, что у ПСР – 295 депутатов в 600-местном Меджлисе и им нужно хотя бы ещё 6 постоянных голосов для простого большинства; источником голосов для ПСР является ПНД с 49 голосами).

1 июля с.г. в воскресном номере самой тиражной турецкой газеты Hürriyet вышло интервью, на целый газетный разворот, с М.Индже, взятое известной колумнисткой Аишей Арман, весьма почитаемой современным, то есть – неконсервативным, крылом турецких женщин. А влияние женщин в Турции – выше, чем во многих других странах, и выше, чем принято думать. И здесь важны не только те политические тезисы, которые нашли отклик в сердцах избирательниц, но и, в не меньшей степени, явно приглянувшийся им эмоциональный портрет М.Индже.

Итак, какие же качества М.Индже в предисловие к интервью выносит А.Арман, сразу указывающая на то, что именно такие люди и политики ей импонируют?

Перечисляем, «что же она в нем разглядела»: открытость, прозрачность, живость, дерзость, ум, улыбчивость, молодость, насмешливость, искренность, быстроту реакции, ясность слов и выражений, после которых не переспрашиваешь себя «а что он сказал?». «В глазах облачка не пробегают» и не «покер фейс» (кстати, парадоксальным образом, многим турчанкам нравится президент России В.Путин и именно за «покер фейс» — В.К.).

М.Индже, как пишет А.Арман, страха не вызывает и его можно спросить обо всем в рамках «приличий» (тут, кстати, А.Арман несколько преувеличивает; М.Индже не любит неприятных вопросов, даже в рамках приличий, и может вопрошающего просто «заткнуть» или «перевести стрелки» — В.К.).

Кроме того, М.Индже демонстрирует готовность признавать свои ошибки и извиняться за них (и это, правда, редкое качество в турецком обществе «безгрешников», где ни то, ни другое особо не распространено – В.К.). М.Индже, как отмечает А. Арман, — открыт к критике и демонстрирует отличное чувство юмора. Вообще, как она признается, М.Индже – харизматичен и, что самое главное, у него есть «дьявольский пух», если переводить буквально на русский это турецкое выражение. Проще говоря, он «дьявольски обольстителен», нравясь людям и производя на них впечатление.

Как пишет А.Арман, именно эти качества позволили М.Индже в столь короткий срок заручиться столь высокой поддержкой.