- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Израильские эксперты о финансовом и стратегическом значении американской помощи Израилю

В Соединенных Штатах новый 2019 финансовый год начинается в октябре 2018 года, а вместе с ним стартует и многолетняя программа помощи Израилю на 2019 – 2028 гг. в размере 38 млрд долларов США. Из этой суммы 33 млрд доллара поступают в рамках программы внешней помощи Госдепартамента и 5 млрд долларов – из Министерства обороны США на финансирование совместных проектов в сфере противоракетной обороны (что не было включено в предыдущую многолетнюю программу помощи).

Отметим, что на стадии переговоров по заключению соглашения с администрацией Барака Обамы Израиль требовал 50 млрд долларов на десятилетие, что на 19 млрд долларов больше по сравнению с предыдущим соглашением. Такая сумма объяснялась необходимостью компенсации последствий заключенной накануне «ядерной сделки» с Ираном (СВПД)  и отмены международных санкций против него, что рассматривалось израильским руководством в качестве угрозы. Более того, в результате соглашения с Ираном США «нашпиговали» страны Персидского залива, в особенности Саудовскую Аравию, современным оружием, что подталкивало Израиль на то, чтобы предпринять меры, направленные на сохранение своего качественного военного преимущества в регионе.

Шмуэль Эвен, экономист и старший научный сотрудник Института исследования национальной безопасности (INSS) и Сасон Хадад, бригадный генерал (в отставке) и руководитель программ INSS по экономике и безопасности, говорят о том, что условия новой программы помощи более жесткие по сравнению с предыдущими соглашениями. Израиль согласился с тем, что помощь не предназначена для закупки горюче-смазочных материалов, а возможность осуществления закупок у израильского оборонно-промышленного комплекса путем конвертации части долларовой помощи в шекели, постепенно сведется к нулю к концу десятилетнего срока. Это является вызовом для Израиля, который должен сохранить свои возможности в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок и мощь своей оборонной промышленности, которая в настоящее время опирается на закупки Армией обороны Израиля (ЦАХАЛом) в шекелях, конвертированных из американской помощи, предоставленной в долларах[i] [1].

Израильские эксперты говорят о том, что американская помощь стала важным элементом военной мощи Израиля на протяжении последних 45 лет (прежде всего со времен войны Йом-Кипур 1973 года). Вообще, Вашингтон начал оказывать помощь Израилю в области безопасности в 1962 году. До этого времени действовало введенное Соединенными Штатами эмбарго на поставки оружия молодому еврейскому государству[ii] [2].

Нынешнее соглашение является источником финансирования и поставок некоторых из самых передовых в мире вооружений на нужды ЦАХАЛа. В настоящее время помощь составляет почти пятую часть от военного бюджета Израиля и около 1% валового национального продукта. Помощь предоставляется согласно долгосрочному соглашению, рассчитанному на десятилетие, что позволяет ЦАХАЛу осуществлять долгосрочное планирование закупок, а также вносит значительный вклад в развитие оборонного сектора Израиля.

В июне 2018 года Комитет по бюджетным ассигнованиям Палаты представителей США одобрил строку иностранной помощи в бюджете США на финансовый 2019 год, который начинается в октябре 2018 года. Это первый год новой программы помощи Израилю на десятилетие 2019 – 2028 гг., основанный на Меморандуме о взаимопонимании (МОВ), подписанном Израилем с администрацией Обамы в сентябре 2016 года. МОВ санкционирует помощь в размере 38 млрд долларов в течение десяти лет, из которых 33 млрд долларов приходится на бюджет Государственного департамента США (иностранное военное финансирование – FMF ) и 5 ​​млрд долларов на финансирование совместных проектов – из бюджета Министерства обороны США. Программа американской помощи на 2019 – 2028 годы стала третьей по счету десятилетней программой, которой предшествуют аналогичные соглашения на 2009 – 2018 и 1999 – 2008 годы. Подробно структуру американской помощи Израилю мы рассматривали в одной из предыдущих статей[iii] [3].

Помощь на нужды израильской обороны из бюджета Госдепартамента США увеличилась с 30 млрд долларов, предусмотренных на десятилетие по предыдущей программе, до 33 млрд долларов (3,3 млрд долларов в год). Другими словами, пакет иностранной помощи номинально увеличился на 3 млрд долларов (исключая участие в совместных проектах, которое до сих пор выделялось отдельной строкой). Вряд ли это увеличение компенсирует рост индекса цен в течение следующего десятилетия, так что в реальном выражении новая программа не будет больше, чем предыдущая.

Впервые Меморандум о взаимопонимании включил рамочное соглашение между Израилем и Госдепартаментом США о финансировании совместных проектов. В рамках этих договоренностей на финансирование совместных американо-израильских программ противоракетной обороны будет выделено 5 млрд долларов (500 млн долларов в год) из бюджета Министерства обороны США (Израиль взял на себя обязательство инвестировать в проект равную сумму). Хотя объем этой помощи немного меньше, чем финансирование, ежегодно предоставляемое в последние годы, выделенное финансирование совместных проектов в рамках многолетнего пакета помощи повышает возможности долгосрочного планирования Израиля и позволяет Министерству обороны спланировать долгосрочные закупки. Кроме того, это соглашение значительно сократит издержки израильского Министерства обороны, вызванные ежегодными усилиями на получение финансирования.

В Израиле понимают, что согласно новому соглашению уже в 2019 году не будет возможности использовать денежные средства из помощи на закупки у Соединенных Штатов топлива (особенно реактивного). Ежегодно на покупку горючего уходило как правило около 300 – 400 млн долларов. Часть американской помощи, которую Израиль может использовать на закупки продукции местных производителей путем конвертации долларов в шекели, постепенно сократится с 815 млн долларов в 2019 году до 450 млн долларов в 2025 году и сведется к нулю в 2028 году. В результате ЦАХАЛ, как ожидается, приобретет больше продукции американских военно-промышленных предприятий и разработок израильских производителей в США, но ​​меньше у заводов, расположенных в Израиле. Это означает значительное увеличение стоимости поставок, так как закупки ЦАХАЛа у местной промышленности считаются более дешевыми, по сравнению с приобретениями аналогичных образцов в США. Для израильского оборонного бюджетного планирования эти положения договора значительно усложняют условия использования американской помощи. В целом, это изменение условий помощи в размере 1,2 млрд долларов в год (если сравнить 2028 с 2018 годом). Кроме того, МОВ ужесточает контроль США над использованием средств, выделенных Израилю в рамках помощи.

План отражает неизменную приверженность администрации США поддерживать качественное военное превосходство Израиля (Qualitative Military Edge, QME). Эта внешнеполитическая концепция была определена американским Конгрессом в 2008 году следующим образом: «Способность [Израиля] противостоять любой вероятной обычной военной угрозе со стороны любого отдельного государства, возможной коалиции государств или негосударственных субъектов при минимальном ущербе и потерях, посредством использования превосходящих военных средств, имеющихся в достаточном количестве. Имеется в виду вооружение, численность войсковой группировки, обеспечение военного господства, связь, оперативная информация, наблюдение и возможности разведывательной деятельности, которые по своим техническим характеристикам превосходят возможности другого отдельного государства, возможной коалиции государств или негосударственных субъектов».

Хотя изменение в структуре помощи, безусловно, создает трудности для израильского Министерства обороны и финансов, похоже, они воспринимаются с пониманием на фоне благоприятного экономического положения Израиля в последние годы и необходимости администрации США уделять первоочередное внимание американскому военно-промышленному комплексу. Хотя раздаются голоса с призывом изменить условия соглашения в отношении конвертации валюты, однако политика Трампа America first несовместима с такими требованиями. Более того, в меморандуме о взаимопонимании, заключенном с администрацией Обамы, Израиль был вынужден взять на себя обязательство не запрашивать дополнительную помощь в течение всего периода соглашения, если это не оправдывается проблемами с безопасностью.

Уменьшение возможности конвертировать доллары в шекели может негативно сказаться на оборонном секторе Израиля, поскольку ЦАХАЛу придется сократить объемы закупок на внутреннем рынке, в то время как эти военные отрасли имеют стратегическое значение в обеспечении безопасности Израиля. Роль ВПК Израиля заключается в уменьшении зависимости страны от внешних источников вооружений; использовании видов оружия, произведенных в Израиле; разработке военных систем, которые лучше приспособлены к специфическим потребностям ЦАХАЛа; в создании центра технических знаний; существенном вкладе в решение вопросов с занятостью населения, ростом ВВП, повышением объемов экспорта и развитием внешних отношений. Если оборонный комплекс страны не будет поддерживаться на соответствующем уровне, это негативным образом скажется на независимости Израиля в сфере военных технологий. Таким образом, главная задача, поставленная в связи с реализацией новой программы помощи, заключается в сохранении качественного преимущества оборонных отраслей промышленности, в основном за счет поддержки НИОКР и значительного роста экспорта продукции оборонного сектора в ближайшие пять лет.

Прикрепление бюджета  к программе противоракетной обороны на десять лет имеет большое значение для долгосрочного развития и планов оборудования для систем перехвата управляемых и неуправляемых ракет, а также для продвижения новых поколений оборонительных систем.

В целом, израильские эксперты считают программу помощи США на 2019 – 2028 годы щедрой и отвечающей потребностям Израиля. Однако перед еврейским государством программа поставила ряд задач. Во-первых, надлежащее планирование и использование помощи и структуры поставок для максимального увеличения возможностей ЦАХАЛа, особенно в связи с изменением параметров помощи (больше долларов и меньше шекелей). Во-вторых, избегание значительного ущерба независимости Израиля в сфере военных технологий путем соответствующих мероприятий в оборонном секторе и министерстве обороны, и осознание того факта, что в 2028 году больше не будет возможности конвертировать долларовые объемы помощи в шекели.

[i] [4] Американская помощь Израилю: бюджетное и стратегическое значение // Институт исследования национальной безопасности. 04.07.2018. URL: http://www.inss.org.il/publication/us-aid-israel-budgetary-strategic-significance/?offset=1&posts=2022 [5] (на англ.яз.)

[ii] [6]Битва за миллиарды: все, что вам нужно знать о соглашении об американской военной помощи // Ynet. 02.07.2016. URL: https://www.ynet.co.il/articles/0,7340,L-4819505,00.html [7] (на иврите)

[iii] [8] Об американской помощи Израилю и ее оценках // Институт Ближнего Востока. 11.05.2018. URL: http://www.iimes.ru/?p=44235