- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О военной ситуации в Сирии (30 июня – 7 июля 2018 г.)

По данным российской части представительства совместной российско-турецкой комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с нарушениями Единого соглашения о прекращении огня, в течение прошедшей недели было зафиксировано 43 нарушения режима прекращения огня. Это несколько выше уровня, зафиксированного на предыдущей недели (35).

Российская часть представительства фиксировала нарушения главным образом в провинциях Алеппо, Латакия, Хама. Турецкая часть продолжала фактически саботировать работу по наблюдению за выполнением Единого соглашения, не зафиксировав ни одного нарушения.

В течение недели самолеты ВКС России наносили удары по целям группировок «Исламское государство» (ИГ), «Джебхат ан-Нусра»/ «Джебхат Фатх аш-Шам»/ «Тахрир аш-Шам» (обе запрещены в РФ), других антиправительственных организаций в провинциях Хама, Идлиб, Дераа.

1 июля Минобороны РФ подтвердило ранее сообщенную нами информацию о попытке в ночь с 30 июня на 1 июля группы беспилотных летательных аппаратов атаковать российскую авиабазу «Хмеймим». Эта попытка была пресечена средствами ПВО авиабазы.

4 июля было объявлено о выводе из Сирии шести штурмовиков Су-25. Таким образом, за последние недели с авиабазы «Хмеймим» были выведены 27 самолетов и вертолетов.

В ночь на 7 июля была предпринята очередная попытка атаковать российскую авиабазу «Хмеймим» с помощью беспилотных летательных аппаратов. Эта атака была отражена средствами ПВО. Установлено, что беспилотники стартовали из района Джиср аш-Шугур на юго-западе провинции Идлиб. Этот район находится под контролем группировок «Тахрир аш-Шам» и «Исламская партия Туркестана».

Самолеты сирийских ВВС в течение недели работали по целям джихадистов и повстанцев в провинциях Хомс, Хама, Идлиб, Дераа.

В течение недели продолжались активные боевые действия в ряде провинций страны.

В провинции Алеппо в одноименном городе 2 июля боевики попытались атаковать позиции правительственных сил в северных окраинах города в районе Джамиат аз-Захра. Эта атака была отбита.

В провинции Дераа в ходе продолжавшегося наступления сирийских войск 1 июля они вышли на рубеж в 7 км от границы с Иорданией.

Если в начале наступления правительственные силы  контролировали лишь 30% территории провинции Дераа, к 1 июля они держали под своим контролем 59% территории провинции. Повстанцы удерживали 35%, остальные 6% — ИГ.

К исходу 1 июля правительственные силы были в 2-х км от иорданского приграничного городка Ар-Рамта.

2 июля сирийские войска вышли на рубеж в 1200 метрах от основного пограничного пропускного пункта между Сирией и Иорданией в районе Таль Сакар.

Боевики группировки «Джейш Халид ибн аль-Валид», аффилированной с ИГ, 3 июля впервые за 7 лет конфликта в Сирии атаковали позиции правительственных сил в районе города Шейх Мискин.

5 июля установлен контроль над городом Сайда.

6 июля правительственные войска установили контроль над пограничным переходом Насиб на границе с Иорданией, а также пограничными переходами под номерами 71 — 79. В тот же день освобождены деревни Самад, Самадж, Арз аль-Атраш, Тайзия, Хирбет Коло, Абу Катуна, Аль-Машафи, Абу Раас, Ас-Самакаия, Аль-Аман, Нада, Мактала, город Кахиэль.

Также 6 июля достигнута договоренность с боевиками о прекращении боевых действий и сдаче оружия. К 7 июля правительственные силы контролировали 95% территории провинции.

На севере провинции Хама 3 июля отражена очередная атака боевиков группировки «Тахрир аш-Шам» к северу от города Суран.

На востоке провинции Хомс вопреки заявлениям командования сирийской армии и командования российской группировки о разгроме ИГ боевики этой организации 2 июля атаковали позиции правительственных сил в районе насосной станции Т2. Именно оттуда день спустя пришла новость о гибели несовершеннолетнего сына главаря ИГ Абу Бакра аль-Багдади – Хузайфы аль-Бадри. По данным иракской разведки, в пещеру, где находился сын Абу Бакра аль-Багдади, попали три российских управляемых ракеты, которые были выпущены с самолетов ВКС.

Там же 6 июля сирийские войска вели бои против формирований ИГ в районе дамбы Авейрез и насосной станции Т2.

В провинции Дейр  эз-Зор в населенном пункте Бсайра 6 июля была подорвана заминированная автомашина у штаба «Сил демократической Сирии» (СДС). В результате взрыва погибли 18 человек, в том числе 11 бойцов СДС.

5 июля стало известно, что боевики группировки «Джейш ан-Нокба» (входит в «Тахрир аш-Шам») готовят наступление на позиции правительственных сил на севере провинции Латакия в районе населенных пунктов Джабаль аль-Акрад и Джабаль ат-Туркмен.

2 июля поправился глава МИД Иордании Айман Хусейн Абдалла ас-Сафади, заявивший, что режим прекращения огня на юге Сирии не установлен, но он надеется на его установление. Несколькими днями ранее он, выдавая желаемое за действительное, заявил о достижении договоренности о прекращении огня в трех южных провинциях Сирии.

4 июля по итогам переговоров с главой МИД Иордании министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил о существовании некоей договоренности, согласно которой на юге Сирии не будет несирийских сил, там будут развернуты исключительно сирийские войска.

В целом, операция по освобождению провинции Дераа близка к успешному завершению. Следующей целью сирийских войск может стать провинция Идлиб, но для этого придется каким-то образом решать проблему Турции.