- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О деятельности специального представителя генсека ООН по Йемену Мартина Гриффитса на фоне ситуации вокруг Ходейды

Специальный представитель генсека ООН по Йемену Мартин Гриффитс покинул в среду 4 июня Сану после серии переговоров со сторонами вооруженного конфликта. Об этом сообщил телеканал «Аль-Маядин».  Перед вылетом из международного аэропорта Саны британский дипломат назвал «обнадеживающими и плодотворными» встречи с руководством движения «Ансар Аллах» (мятежники-хоуситы) и Всеобщего народного конгресса (ВНК, партия экс-президента Али Абдаллы Салеха). «Завтра я проинформирую Совет Безопасности ООН о переговорах, которые провел в Сане и Адене», — сказал он. На минувшей неделе Гриффитс заявил в интервью Радио ООН, что участники конфликта готовы к переговорам. Ранее эмиссар подтвердил президенту Йемена Абд Раббо Мансуру Хади, что мятежники готовы передать город-порт Ходейда под контроль ООН. В «Ансар Аллах» пока не комментируют это. Аравийская коалиция, возглавляемая Саудовской Аравией, приостановила на неделю военную операцию против мятежников-хоуситов (сторонники движения «Ансар Аллах») в йеменском порту Ходейда. Об этом написал в воскресенье 1 июня на своей странице в «Твиттере» государственный министр иностранных дел ОАЭ Анвар Гаргаш. «Мы приветствуем усилия специального посланника генерального секретаря ООН по Йемену Мартина Гриффитса по достижению безоговорочного выхода хоуситов из города-порта Ходейда», — отметил Гаргаш, добавив, что для поддержки эмиссара «коалиция приостановила продвижение на город-порт на неделю с 23 июня». На минувшей неделе Мартин Гриффитс провел серию переговоров с противоборствующими сторонами в Йемене. В частности, он встретился с представителями «Ансар Аллах» в Сане и президентом Йемена Абд Раббо Мансуром Хади в Адене. По итогам визитов он заявил в интервью Радио ООН, что участники конфликта готовы к переговорам. Ранее эмиссар также подтвердил Мансуру Хади, что мятежники готовы передать Ходейду под контроль ООН. 14 июня 2018 года аравийская коалиция совместно с йеменскими правительственными силами начала операцию «Золотая победа» по захвату стратегически важного порта Ходейда, удерживаемого хоуситами. Как заявили позднее в МИД ОАЭ, альянс прекратил на неделю наступление на Ходейду. Некоторые эксперты связали это с успешной миссией Гриффитса, хотя суть вопроса тут в ином. Отметим несколько моментов.

  1. Военная операция ОАЭ (а они и подконтрольные им части южнойеменских милиций в основном и участвуют в этой операции по захвату Ходейды) была остановлена по двум важным причинам. Это невозможность физически двигаться вперед в силу огромного количества минных полей (как сухопутных, так и морских) вокруг Ходейды и жесткий дефицит саперных частей и средств разминирования у наступающих. Попытки движения на ряде участков закончились массовым подрывом боевой техники и потерь среди личного состава.
  2. Это переход на сторону хоуситов фактически всего личного состава частей бывшей Республиканской гвардии из состава наступающих сил, которыми формально должен был командовать назначенный Абу-Даби племянник бывшего президента страны Тарик Салех. Это обстоятельство автоматически резко увеличило дефицит сил коалиции и вызвало несколько удачных обстрелов ракетами со стороны хоуситов наступающих сил, поскольку перебежчики дали точную карту их дислокации. Одновременно на этом фоне возникли закономерные вопросы к кандидатуре Т.Салеха, «как главе всей наступательной операции». К тому же «республиканцы» начали активные отвлекающие боевые действия против проэмиратовских сил в ряде провинций страны, и прежде всего в том же Таизе. Это основные причины, почему наступление оказалось приостановленным, а совсем не из-за того, что спецпосланник ООН добился какого-то прогресса. Кроме того, отметим, что саудовские силы и подконтрольные им отряды племенного ополчения никоим образом не обозначили свое присутствие в этой операции. А они должны были наносить, как минимум, отвлекающие удары с плацдарма в Маарибе и с позиций аэропорта под Саной. В этой связи в итоге за две недели боев в активе коалиции остается только условно захваченный аэропорт под Ходейдой. Условно, потому что скорее сейчас это нейтральная, простреливаемая с двух сторон зона, нежели чем уверенно контролируемый коалицией плацдарм.
    Теперь о миссии Гриффитса. Ровно в день до его отлета из Саны, хоуситы запустили еще одну ракету по целям в КСА. Мятежное движение «Ансар Аллах» (хоуситы) в Йемене утверждает, что нанесло ракетный удар по военному объекту на юге Саудовской Аравии. Об этом сообщил телеканал «Аль-Маядин». По версии хоуситов, баллистическая ракета типа «Бадр-1»была запущена с территории Йемена и поразила цель — военный городок им. короля Фейсала, расположенный в местечке Хамис-Мушайт в 100 км от саудовско-йеменской границы. Командование аравийской коалиции, возглавляемой Саудовской Аравией, пока не прокомментировало эту информацию. И, судя по глухому молчанию и отсутствию обычных сообщений в таком случае о перехвате ракеты средствами саудовских ПВО, это запуск был успешным. Но сейчас дело в конкретных военных аспектах, а в том, что сам факт запуска означает, что Гриффитсу о чем-то серьезном, кроме как о «проявление добрых намерений» и «озабоченностью гуманитарной обстановкой в Ходейде», договориться в Сане не удалось. Запуск ракеты — это ясный индикатор такого положения вещей. Также имеются совершенно точные данные о том, что условия хоуситов, которые они озвучили спецпосланнику ООН, по допуску в Ходейду «представителей МВД законного правительства Йемена А.Хади» были последним категорически отвергнуты. Как собственно и все параметры возможного компромисса по передаче Ходейды под контроль ООН. И сделано это было по указке из Эр-Рияда. В этой связи отметим, что на фоне тупика в рамках переговоров с Гриффитсом иранцы и хоуситы ищут новые пути посредничества. Или, вернее, реанимацию уже отработанных ранее с разным успехом каналов оманского медиаторства. На прошлой неделе на эту тему беседовали в Маскате министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф и главные посредники со стороны Омана в лице министра иностранных дел Юсуфа бен Алави бен Абдуллы и главы разведывательной службы Омана Султана бен Мухаммеда аль-Наамани. При этом отметим, что в итоге оманцы согласились возобновить посреднические усилия для организации консультаций между хоуситами и ОАЭ, но при этом отказались вести аналогичные усилия по организации секретных ирано-американских контактов по теме СВПД. Таким образом, сообщения некоторых СМИ о том, что такие контакты уже идут, надо полагать фейком.