- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об определении антисемитизма британской партией лейбористов

Британские лейбористы во главе с лидером оппозиции Д.Корбиным продолжают сталкиваться с обвинениями в антисемитизме. Такая ситуация, безусловно негативно влияющая на имидж партии, порождает различные способы борьбы с ней. От попытки найти оправдания лейбористы перешли к тому, что решили адаптировать в своих рядах четкое определение того, в чем их подозревают. За основу, как сообщили представители партии, была взята дефиниция, принятая в мае 2016 г. Международным альянсом в память о Холокосте (International Holocaust Remembrance Alliance, IHRA), а затем использованная правительствами многих государств, включая само Соединенное Королевство.

Рабочее определение IHRA дает следующую трактовку термина: «антисемитизм – это определенное восприятие евреев, которое может выражаться в ненависти к ним. Словесные и физические проявления антисемитизма направлены против лиц еврейского и нееврейского происхождения и/или их имущества, против еврейских общинных институтов и религиозных учреждений». Отдельным компонентом была объявлена ненависть к Государству Израиль как проявление антисемитизма. В этой связи в IHRA было заявлено, что государство в данном случае приравнивается к любой еврейской общности.

Помимо этого к антисемитским высказываниям были отнесены различные проявления «теории заговора» и попытки представить провозглашение Израиля как «расистский проект». Однако отдельно было подчеркнуто, что принятие определения автоматически не означает запрет на любую критику в адрес Израиля, включая несогласие с его поселенческой активностью. Утверждая определение уже более двух лет назад, руководство организации заявило, что этот шаг направлен на то, чтобы обращаясь к проблеме, получающей все большее распространение, иметь четкое определение того, что она из себя представляет.

Используя механизм, предложенный IHRA, британские лейбористы все же допустили ряд серьезных отступлений. Среди них, прежде всего, отказ от упомянутой формулировки о «расистском проекте».  Помимо этого определение партии не включает такие элементы, как сравнение политики современного Израиля с действиями нацистской Германии, а также обвинение евреев в большей лояльности по отношению к Израилю и некоторые другие акценты, специально поставленные в трактовке IHRA.

Новое определение антисемитизма не могло не вызвать в Великобритании споров, при этом к критике присоединились не только деятели местной еврейской общины, но и СМИ. В частности журналист британской газеты The Guardian Дж.Фридланд написал в своем твиттере, что лейбористы задают в рядах членов своей партии более низкие стандарты в отношении противодействия расизму, чем того требует законодательство. При этом стоит отметить, что колумнист говорил именно об антирасизме, а не его составляющей антисемитизме. Британская неправительственная организация Campaign Against Anti-Semitism назвала действия партии попыткой легализовать некоторые формы антисемитизма, появившиеся после Второй мировой войны и характерные сегодня для крайне левых.

Раскритиковали этот шаг и в рядах самой партии. Так, член британского парламента У.Стритинг призвал не утверждать определение окончательно, что еще позволяет процедура. Отдельно он подчеркнул, что действия лейбористов получат соответствующее противодействие от электората. Впрочем, по понятным причинам наиболее остро отреагировали представители британской еврейской общины. В связи с шагом лейбористов с совместным заявлением выступили The Board of Deputies of British Jews и Jewish Leadership Council. В нем отмечалось: «невозможно понять, почему лейбористы отказались согласиться с универсальным определением. Их действия только размывают понятие и еще больше ослабляют доверие к тому, что британские евреи искренне пытаются бороться с антисемитизмом в рамках лейбористской партии».

Таким образом, можно констатировать продолжение конфликта между британскими лейбористами и местными еврейскими общинами. В дальнейшем не исключено его усиление на фоне попыток Лондона активнее развивать ближневосточное направление внешней политики, обращаясь к палестино-израильской проблематике. Интерес к данной теме в правительственных кругах, а также в сфере общественной дипломатии, что доказывают итоги визита принца Уильяма в Израиль и на палестинские территории, будет и дальше подстегивать лейбористов во главе с Д.Корбиным к тому, чтобы со своей стороны пытаться адаптировать свой подход.