- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Роль ОАЭ и Египта в налаживании эфиопско-эритрейских отношений

Премьер-министр Эфиопии Абий Ахмед прибыл в воскресенье в столицу Эритреи, Асмэру, для проведения переговоров об урегулировании территориального спора с президентом Эритреи Исайясом Афеворки. Об этом сообщило агентство Рейтер. По его данным, лидер Эритреи приветствовал эфиопского премьера в аэропорту, после чего они направились в президентский дворец. Как передает агентство, накануне в Министерстве информации Эритреи этот визит назвали историческим. В нем также отметили, что предстоящая встреча «является первой в своем роде за [последние] 20 лет» и что она «знаменует новую эру мира и сотрудничества». В конце июня Абий Ахмед принял в Аддис-Абебе первую после начала вооруженного конфликта в 1998 году делегацию из Эритреи. Начало процесса урегулирования территориального спора между двумя государствами было положено правительством Ахмеда, в апреле занявшего пост премьер-министра и пообещавшего провести демократические реформы. 5 июня правящая коалиция «Революционно-демократический фронт эфиопского народа» объявила о готовности приступить к демаркации границы в соответствии мирными соглашениями, подписанными в 2000 году в Алжире, и решениями Международной арбитражной комиссии 2002 года, разделившей спорные территории примерно поровну. Ранее эфиопские власти уклонялись от передачи Эритрее города Бадме и некоторых других приграничных районов, в связи с чем обстановка на эфиопско-эритрейской границе оставалась напряженной, а Эритрея жила фактически по законам военного времени.

Все эти события имеют свою подоплеку, и они напрямую связаны не только с приходом к власти в Эфиопии премьера-мусульманина из народности оромо, но и жесткой конкурентной борьбой между ОАЭ-АРЕ с одной стороны, и Катаром и Турцией — с другой. Собственно можно совершенное определенно констатировать, что нынешний всплеск миролюбия между Аддис-Абебой и Асмэрой во многом стал возможным благодаря действиям Абу-Даби и Каира при посреднической поддержке со стороны КСА. Стремясь максимально изолировать Эфиопию от растущего влияния Катара и его турецкого союзника, наследный принц ОАЭ Мухаммед бен Зайед аль-Нахайян (МБЗ) пообещал Эфиопии значительные инвестиции в обмен на нормализацию эфиопско-эритрейских отношений. Отметим синхронизацию этих процессов по времени. Сам визит эфиопского премьера в Асмэру стал прямым следствием серьезного укрепления альянса между  ОАЭ и Эфиопией, кульминацией чего стал  официальный визит в Аддис-Абебу 15 и 16 июня наследного принца ОАЭ МБЗ. Если говорить еще схематичнее, то ОАЭ и АРЕ стремятся сейчас за счет своего активного участия в нормализации отношений между Эфиопией и Эритреей и решения в этой связи давнего территориального спора между ними, попутно решить вопрос организации новой стратегической оси в регионе Африканского Рога. Она должна по идее включать в себя не только собственно ОАЭ, Эритрею и Эфиопию, но и еще и Египет.  Отметим в этой связи, что указанный выше визит  МБЗ в Аддис-Абебу был тщательно подготовлен руководителем египетского Управления общей разведки (мухабарата)  генералом Аббасом Камелем, который в его преддверии совершал челночные поездки  между Каиром, Абу-Даби, Эр-Риядом и Аддис-Абебой. Он координировал эту свою деятельность с заместителем генерального секретаря Высшего совета национальной безопасности (ВСНБ) ОАЭ Али бен Хамадом аль-Шамси. 10 и 12 июня руководитель Службы Национальной разведки и безопасности Эфиопии Мухаммед Ахмед посетил Абу-Даби с целью подготовки этого визита.

Кроме того, 10 июня эфиопский премьер Абий Ахмед Али посетил Египет  с рабочим визитом, во время которого встречался с президентом А.Ф.ас-Сисси. При этом отметим во всем этом процессе и роль Вашингтона. Накануне визита эфиопского премьера США показательно выделили Национальному банку Эфиопии  1 млрд долл.  для преодоления валютного кризиса. Как полагают эксперты, в данном случае Вашингтон оговорил (пусть и неофициально) такую акцию некими  уступками со стороны Аддис-Абебы по будущему соглашению в отношении квот по водосбросу Нила в рамках строительства  плотины «Возрождение» на Голубом Ниле. Скорее всего, в данном случае речь идет об удовлетворении  требований Каира четко регламентировать по срокам процесс наполнения водохранилища. В этой связи очевидно, что египтяне сменили тактику в рамках противодействия этому проекту. От собственно методов подрывной деятельности через стимулирование социальных волнений тех же оромо и всяческого затягивания переговоров они перешли к тактике откровенного коммерческого подкупа, и это делается при активном давлении со стороны Абу-Даби, который полагает это единственно верным алгоритмом действий в данной ситуации.  Отметим, что дело в этом случае не только в катарском влиянии. Позиция Эфиопии принципиально важна для ОАЭ с точки зрения признания международной легитимности сделки по покупке бывшей военно-морской базы СССР в Бербере в Сомалиленде. С учетом того, что Аддис-Абеба имеет сильные позиции в этом полугосударственном анклаве на территории бывшей Сомали, и официально негативного отношения Могадишо к этой сделке, поддержка Эфиопии этого проекта становится  критической для ОАЭ. Настолько, что ОАЭ  пошли на продажу эфиопскому руководству части акций базы Бербере, тем самым пойдя на коллективное владение этим объектом.  Помимо этого Абу-Даби уже инвестировал  1,5 млрд долларов в сельскохозяйственные и инфраструктурные проекты в Эфиопии. В стране уже присутствуют такие мощные  из ОАЭ промышленные инвесторы, как Julphar Gulf Pharmaceutical Industries и RAK Ceramics. Присутствие в делегации МБЗ во время его визита в Аддис-Абебу главы  эмиратского холдинга в области недвижимости Emaar Мухаммеда бен Али аль-Аббара  является четким индикатором скорых мощных  инвестиций в туризм, гостиничный бизнес и торговые центры Эфиопии.