- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об одном из пунктов проекта израильского «Закона о национальности»

В ближайшее время премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху намерен выдвинуть на голосование в Кнессете проект Закона о национальности («Хок га-Леом»), юридически закрепляющий тот факт, что Израиль является еврейским национальным государством. Поскольку возглавляемая им право-религиозная коалиция имеет твердое большинство в Кнессете, нет сомнения, что закон будет принят, несмотря на критику со стороны арабских партий и левой оппозиции. При этом весьма вероятно, что часть депутатов от оппозиции (прежде всего, от центристской партии «Еш атид», возглавляемой депутатом Яиром Лапидом) проголосует за принятие Закона о национальности вместе с коалицией. Сейчас идет согласование окончательной формулировки законопроекта между составляющими коалицию партиями.

Пункт 7 в готовящемся Законе о национальности является, пожалуй, самым существенным в нем. Этот пункт законодательно закрепляет разрешение на создание еврейских населенных пунктов, в которых не будет разрешено селиться арабам и наоборот, арабских населенных пунктов, в которых не будет разрешаться селиться евреям. Данный пункт остался в проекте закона, который будет выдвинут на голосование в Кнессете, несмотря на то, что против него, как было сообщено в понедельник в газете «Исраэль гайом» (эта газета принадлежит одному из наиболее близких к Биньямину Нетаньяху лиц, американскому миллиардеру еврейского происхождения Шелдону Гари Адельсону), выступил юридический советник правительства Авихай Мандельблит.

Необходимо пояснить, что конкретно речь идет, прежде всего, о так называемых «общинных поселениях» («йишувим кегилатиим»), в которых существуют приемные комиссии. Этот тип поселений первоначально возник в Иудее и Самарии (на Западном берегу, пользуясь арабской терминологией), однако в настоящее время общинные поселения существуют и на суверенной территории Государства Израиль. Приемные комиссии общинных поселений могут отказать претендентам на присоединение к ним на основании «социального несоответствия». Это может быть, например, недостаточная религиозность или наоборот, чрезмерная религиозность претендующей на присоединение к общинному поселению семьи, поскольку существуют общинные поселения, являющие по своему уставу религиозными или, наоборот, светскими. По данному поводу юридический советник правительства Авихай Мандельблит, насколько известно, не имел никаких замечаний.

Иное дело отказ принять арабов в еврейские поселения по национальному признаку. Ранее арабы и не пытались селиться в еврейских общинных поселениях. Однако в последние годы было несколько случаев такого рода. Контролируемый сторонниками левых радикалов Верховный суд справедливости (БАГАЦ) вмешался в один из возникших на этой почве конфликтов и, как и можно было ожидать, вынес решение в пользу арабов. Соответственно уместно предположить, что возражения юридического советника правительства против пункта 7 проекта Закона о национальности вызваны именно декларированной позицией БАГАЦа по данному пункту (в конце концов, именно юридическому советнику правительства придется потом защищать принятый закон в БАГАЦе от неизбежных исков), а отнюдь не идеологическими соображениями (сам Авихай Мандельблит – религиозный еврей).

Речь идет, по сути, о единственном практическом пункте во всем Законе о национальности, который по большей части включает пункты сугубо декларативного характера, подтверждающие национальный характер Израиля как государства еврейского народа. Так, например, пункт 4 декларирует, что официальным языком Государства Израиль является иврит (сейчас в Израиле два официальных языка – иврит и арабский), однако тут же поясняется, что арабский язык «получит особый статус». Иными словами, практически статус арабского языка в Израиле – то есть возможность арабов и друзов получать образование на этом языке, вести на нем делопроизводство в населенных пунктах, в которых они составляют большинство, обращаться на нем к властям и т.п. – от принятия Закона о национальности не изменится. Подпункт 6-б гласит, что «государство будет действовать в Диаспоре с целью сохранения связи между государством и сынами еврейского народа, где бы они ни находились». В подпункте 7-а сказано, что «каждый житель Израиля вне зависимости от его религиозной или национальной принадлежности имеет право действовать для сохранения своей культуры, своей системы воспитания, своего наследия, своего языка и своей идентичности». Слова «своя система воспитания» были добавлены по просьбе фракций входящих в состав правящей коалиции ультраортодоксальных религиозных партий ШАС и «Еврейство Торы», поскольку они заинтересованы в сохранении своей особой, так называемой «независимой религиозной» системы образования, принципиально отличающейся по ряду параметров от государственных религиозных школ, не говоря уже о светских еврейских школах.

Возвращаясь к пункту 7 проекта Закона о Национальности, представляется возможным высказать ряд замечаний:

  1. Поскольку формально в тексте закона речь идет не о «еврейских» и «арабских», а о «еврейских» и «нееврейских» населенных пунктах, пункт 7 может быть при определенных условиях использован в качестве оправдания недопущения в еврейские общинные поселения этнически смешанных семей, прежде всего, из числа репатриантов из бывшего СССР, в которых нееврейский супруг, естественно, не имеет к арабам никакого отношения. Будучи жителем общинного поселения на протяжении многих лет, автор на личном опыте знает, что попытки такого рода (причем в случае некоторых поселений попытки успешные) предпринимались неоднократно. Излишне говорить о том, что дискриминация смешанных семей, препятствующая их интеграции в еврейский национальный коллектив, никак не способствует укреплению национального еврейского характера Государства Израиль.
  2. Арабских общинных поселений, которые могли бы отказать еврею в принятии на основании его национальной принадлежности, на сегодняшний день не существует. Автору ничего неизвестно даже о планах создания таких поселений в Израиле.
  3. Евреи не стремятся селиться среди арабов, предпочитая жить среди своих соплеменников. В Израиле можно назвать разве что пару преимущественно нееврейских населенных пунктов, в которых проживает еврейское меньшинство. Один из них – это расположенный к западу от Иерусалима поселок Абу-Гош, подавляющее большинство жителей которого составляют арабоязычные мусульмане, возводящие свою родословную к мигрантам с Северного Кавказа. Несколько десятков еврейских семей живут в Абу-Гоше на съемных квартирах. Второй случай – это расположенный в Галилее Пкиин, населенный главным образом друзами и арабоязычными христианами. В этом галилейском селе проживают и несколько евреев – остаток некогда многочисленной общины, жившей там на протяжении веков. Поэтому предоставляемая арабам возможность не принимать евреев в свое поселение это сугубо теоретическая конструкция.

В заключение необходимо подчеркнуть, что как против Закона о национальности в целом, так и против его конкретный пункт 7, вне всякого сомнения, будут поданы иски в БАГАЦ сразу же после их принятия. Поэтому юридического советника правительства Авихая Мандельблита ожидает много работы в данной связи.