- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Алжире: июнь 2018 г.

6 июня явно изголодавшаяся по громким делам Фемида никогда не знавшей терактов Швейцарии вновь набросилась на алжирского корпусного генерала Халеда Неззара, который в качестве министра обороны в период с 1992 по 1994 годы входил в состав правившего в Алжире коллективного органа руководства страной – Высшего государственного совета (ВГС).

В тот день было объявлено, что явно с подачи исламистов будут пересмотрены иски в том, что генерал якобы способствовал совершению военных преступлений по отношению к вооруженным исламистам. Сошедшая с  ума Европа явно забыла старое французское – «а ля герр ком а ля герр». Почему-то она не вспоминает преступления, совершенные исламистами, а взялась за что попроще – за боевого генерала, усилиями которого была в итоге одержана военная победа над алжирскими джихадистами. Или кому-то в Европе очень захотелось, чтобы джихадисты правили бал в «подбрюшье» Европы? Маразм сложно понять.

Напомним, что в январе 2017 года генеральный прокурор Швейцарии отказался возбуждать дело против Х.Неззара, объяснив, что Женевская конвенция в случае внутриалжирского конфликта не применима, и, как следствие, Швейцария не имеет полномочий изучать эти иски. Трое «потерпевших» подали апелляции на это решение генпрокурора.

Единственная положительная ремарка во всем этом словоблудии – Суд второй инстанции федерального уголовного суда Швейцарии признал, что   по состоянию на 1994 год «Вооруженная исламская группа» (ВИГ) была достаточно организована для того, чтобы ее рассматривать в качестве реальной вооруженной группировки. Напомним, именно ВИГ несла ответственность за массовые расправы над мирным алжирским населением, когда вырезались целые деревни.

Решения Суда второй инстанции федерального уголовного суда Швейцарии не подлежат обжалованию.

Хочется представить и сугубо алжирскую специфику. 20 июня по всей стране интернет был отключен на определенные часы на 5 дней с тем, чтобы не позволить различным махинациям при сдаче экзаменов тех, кто претендует на статус бакалавра (по российским меркам – ЕГЭ). О прекращении работы интернета заблаговременно объявил государственный оператор Algerie Telecom. По данным компании, соответствующие инструкции были выданы правительством страны. Кроме того, в ходе сдачи экзаменов все гаджеты были запрещены не только для учащихся, но и для преподавателей. Были также использованы подавители интернет-связи.

21 июня лидер пропрезидентской партии Национальное демократическое объединение (НДО) Ахмед Уяхья заявил, что его партия хотела бы, чтобы президент АНДР Абдельазиз Бутефлика поборолся за пятый мандат. НДО вместе с Фронтом национального освобождения (ФНО) являются по сути двумя правящими партиями в Алжире.

Президентские выборы в Алжире назначены на 2019 г. А.Бутефлика, которому сейчас 81 год, регулярно обвиняется оппозицией в неспособности руководить страной после перенесенного в 2013г. инсульта.

А.Уяхья четыре раза занимал пост премьер-министра Алжира, в том числе три — в периоды президентства А.Бутефлики. В период с 2014 по 2017 гг. он занимал пост главы личного кабинета главы государства.

В июне продолжилась война алжирских властей с блогосферой. 21 июня в суде второй инстанции 7 лет тюрьмы получил 30-летний блогер Мерзуг Туати, обвиненный в сборе «разведданных в интересах зарубежной державы». Суд первой инстанции приговорил его к 10 годам тюрьмы. Теперь М.Туати может подавать апелляцию в Верховный суд. Блогер был арестован еще в январе 2017 г. после того, как в своем микроблоге в Фейсбуке сначала разместил протест против нового закона о финансах, а затем – интервью представителя по печати МИД Израиля. Как отметили еще на первом процессе его адвокаты, М.Туати никогда не занимал государственных должностей, которые могли бы дать ему доступ к военным секретам.

25 июня вновь громко напомнили о себе харки – алжирцы и их потомки, которые воевали за Францию в годы войны Алжира за независимость. Представители Национального комитета по связям с харки (CNLH) назвали «неприемлемыми» предложения французских властей по выплатам компенсаций тем, кто воевал за «благодарную» Францию. К ним можно относиться по разному, но среди них было много тех, кто воевал еще за Свободную Францию в период Второй мировой войны, и кто не стал изменять однажды данной присяге.

«Нам не нужны социальные подачки. Мы требуем принятия закона о признании (заслуг харки – авт.), но его не принимают из-за нежелания осложнить дипломатические отношения между Францией и Алжиром», — заявил представитель CNLH Мухаммед Бади. По его данным, «социальная подачка» — это 40 млн евро, которые планируется выплатить в течение 4-х лет примерно 80 тысячам ветеранов и их родственникам. Это примерно 5 тысяч евро. Для сравнения. Германия выплачивает пенсию примерно в 1 тысячу евро в месяц тем марокканским берберам, которые воевали в вермахте.

В 1962 г. по завершении войны Алжира за национальную независимость Франция вывезла из этой страны всего 60 тысяч харки, которым пришлось провести достаточно много времени в концентрационных лагерях. В Алжире Париж бросил на произвол судьбы до 75 тысяч харки, к которым в этой стране относились как к предателям со всеми вытекающими последствиями.

26 июня А.Бутефлика своим указом уволил шефа алжирской полиции генерала Абдельгани Хамеля. Понятно, что о причинах увольнения в указе ничего не говорилось. Но есть данные, что генерал мог баллотироваться на президентских выборах, и тогда все становится понятным.

Его преемником во главе алжирской полиции стал генерал Мустафа аль-Хабири. Перестановка произошла на фоне кокаинового скандала, в который оказались вовлечены некоторые должностные лица из судейского корпуса, а также личный шофер А.Хамеля. Полиция смешно «опровергла» эту информацию, сообщив, что упомянутое лицо не было личным шофером генерала, а лишь служило в автобазе Службы национальной безопасности.

18 июня впервые «засветилась» шестая по счету алжирская подводная лодка проекта 636.1 (по западной классификации — «Кило»). В тот день субмарину под бортовым номером 01347 сфотографировали, когда она отошла от достроечной стенки «Адмиралтейских верфей» (входят в Объединенную судостроительную корпорацию) и направилась, судя по всему, по примеру ее «систершип», на сдаточную базу в Калининград.

Не считая «шестерку», ВМС Алжира в настоящее время располагают двумя модернизированными подлодками проекта 877ЭКМ (предшественницы проекта 636.1) и тремя субмаринами проекта 636.1. Все они являются носителями крылатых ракет Club-S – экспортного варианта ставших хорошо известными за время боевых действий в Сирии ракет «Калибр-ПЛ». В отличие от российских «Калибров» Club-S имеют дальность всего 300 км, что полностью соответствует обязательствам России в рамках международного режима за контролем ракетных технологий.

Предполагается, что шестая подводная лодка тика «Кило» будет передана ВМС Алжира во второй половине 2018 г.

Контракт на строительство 5 и 6 корпусов был подписан в 2014 г. Его стоимость – 1,2 млрд долларов. Предыдущий контракт на строительство 3 и 4 корпусов был подписан в 2006 г. О нем никогда не сообщалось официально, очевидно, по требованию заказчика.

В июне вновь появилась еще одна тема по части военно-технического сотрудничества России и Алжира по линии ВМС. Речь идет о возможной закупке четырех малых ракетных кораблей (МРК) проекта 22160. В версии для ВМФ России эти корабли несут крылатые ракеты «Калибр-НК». Понятно, что для Алжира в силу известных ограничений они смогут нести ракеты Club-N. Есть данные, что первый МРК будет построен на Зеленодольском судостроительном заводе, остальные при российском содействии – в Алжире. Контракт был подписан в феврале 2018 г. Его стоимость – 180 млн долларов.

27 июня вновь новости пришли с показных учений с боевой стрельбой 36-й мотопехотной бригады 2-го военного округа Национальной народной армии (ННА) Алжира под условным наименованием «Сахр-2018». О них сообщила пресс-служба ННА.

Согласно материалам, сопровождавшим публикацию, в учениях приняли участие бронетранспортеры БТР-8, модернизированные путем установки на них боевых модулей турельного типа с двумя противотанковыми ракетными комплексами (ПТРК) типа «Корнет-ЭМ» разработки тульского КБ приборостроения (входит в холдинг «Высокоточные комплексы»).

За ходом учений наблюдал командующий ННА корпусной генерал Ахмед Гаид Салах.

Несмотря на установку нового боевого модуля, БТР-80 сохранил свое прежнее вооружение – пулемет КПВТ калибра 14,5-мм.

По данным специализированного сайта menadefence.net, новый боевой модуль БТР-80 оснащен также тепловизором JIM-LR производства французской компании Sagem. Потенциальные цели выводятся на экраны стрелка и командира БТР.

Модернизация БТР-80 осуществлялась на заводе компании ERMA. Ранее эта компания приступила к модернизации парка БТР-60 ННА путем установки на них боевых модулей с 4-мя ПТРК «Корнет».

Компетентные российские структуры традиционно не комментируют вопросы, касающиеся военно-технического сотрудничества с Алжиром, ссылаясь на требование заказчика, хотя всякий раз АНДР называется среди крупнейших потребителей продукции российского оборонно-промышленного комплекса.