- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Сирийская и иранская тема на предстоящих переговорах президентов России и США. Часть 1

Встреча президента Российской Федерации В.В.Путина и президента США Д.Трампа, намеченная на 16 июля с.г., должна стать важным этапом в современной истории Ближнего Востока. Американская политическая элита понимает ненормальность ситуации, при которой руководители двух крупнейших ядерных держав на фоне значительных военно-политических противоречий между ними и резкого ухудшения российско-американских отношений до сих пор не сели за стол переговоров. 27 мая в Москве побывал помощник президента США Джон Болтон, согласовавший с российским руководством предстоящую встречу в Хельсинки. По мнению Болтона, стороны могут «найти области для конструктивного сотрудничества» и «сам факт их встречи уже очень важен». Президент США Дональд Трамп позже сообщил, что планирует обсудить ситуацию в Сирии и на Украине. В связи с этим чрезвычайно важным представляется ряд вопросов. В каком контексте будут проходить данные переговоры? Какие цели применительно к ситуации на Ближнем Востоке преследует нынешняя администрация на переговорах с Россией? Какую роль на переговорах будет играть сирийская и иранская тема?

По признанию самого Джона Болтона правительство Башара Асада в Сирии и его свержение уже не является стратегическим приоритетом Вашингтона. «Посмотрим, что произойдет, когда они оба (президенты Трамп и Путин) встретятся. Есть возможности для проведения более масштабных переговоров по оказанию помощи в выводе иранских войск из Сирии и возвращении их обратно в Иран. Это станет значительным шагом вперед», — констатировал Болтон. Он допустил «возможность достижения договоренностей с Россией» в этом вопросе. По его словам, сирийский президент Башар Асад не является «стратегической проблемой». «Я думаю, что Иран — стратегическая проблема. Это не просто их продолжающаяся программа по разработке ядерного оружия, это их серьезная поддержка международного терроризма, а также их войска, оснащенные неядерными средствами ведения войны, на Ближнем Востоке» — подчеркнул высокопоставленный американский чиновник, добавив, что Трамп намерен обсудить с Путиным и ситуацию вокруг Исламской Республики, в том числе и выход США из иранской ядерной сделки. По его мнению, Россия может стать партнером в этом деле. «Россия всегда говорила нам, что хочет сотрудничать по вопросу борьбы с международным терроризмом», — подчеркнул Джон  Болтон. Он добавил, что при прошлых администрациях Москва и Вашингтон объединяли усилия против «Ирана, который является крупнейшим спонсором международного терроризма во всем мире». Из этих слов ясно, что американцы могут предложить Москве некий «стратегический размен» Сирии на Иран.

Сам Джон Болтон известен как непримиримый враг Исламской Республики и непримиримый противник иранского влияния в регионе Ближнего Востока. В июле 2017 года Болтон выступил в Париже на конференции оппозиционного движения «Моджахеддин-э-хальк», объявленного в Иране террористической организацией, обозначив свержение существующего в Иране исламского правления в качестве цели Вашингтона. «Итогом пересмотра политики президента должно стать то, что революция аятоллы Хомейни не должна продлиться дольше своей 40-й годовщины.  (то есть до 11 февраля 2019 –авт.).», — заявил Болтон. Позже американский политик, который в то время еще не был помощником президента по национальной безопасности, добавил: «Декларируемой целью политики Соединенных Штатов должно стать свержение режима мулл в Тегеране. Поведение и цели иранского режима не меняются, и единственной альтернативой является смена самого режима».

Все это происходит на фоне усиливающейся американской кампании против Ирана, целью которой является если не смена политического режима в этой стране, то во всяком случае уничтожение ИРИ как весомой региональной силы. На это помимо заявления Болтона по Ирану указывает еще ряд настораживающих факторов. Во-первых, стремление Вашингтона до предела ухудшить экономическую ситуацию в Иране путем веления эмбарго на экспорт иранской нефти. Американская администрация взяла курс на вытеснение иранской нефти с мирового рынка путем прекращении ее закупок такими странами как Япония, Индия, государства Евросоюза. 5 июня президент США Дональд Трамп в телефонном разговоре с королем Саудовской Аравии Сальманом бен Абдель Азизом попросил последнего увеличить добычу нефти в КСА на один миллион баррелей, чтобы не допустить резкого увеличения цен на нефть на мировом рынке в связи с предстоящим снижением иранского экспорта. С подобной просьбой к Саудовской Аравии уже выходила администрация Обамы в 2012 году. Отметим, что увеличение саудовского экспорта на миллион баррелей является малореальным, на что указывают многие эксперты.  Участники соглашения ОПЕК+ уже договорились в июне об увеличении добычи всеми членами ОПЕК и Россией на 1,5 миллиона баррелей. Ключевые игроки соглашения ОПЕК+ — Россия и Саудовская Аравия достигли договоренности о повышении мирового экспорта нефти на 1,5 млн баррелей в сутки в третьем квартале 2018 года. Об этом объявил министр энергетики Российской Федерации Александр Новак, находившийся в Саудовской Аравии с рабочей поездкой 16 июня с.г. «Мы предлагаем поднять добычу нефти в третьем квартале на 1,5 млн баррелей, а потом посмотреть на ситуацию на рынке», — отметил министр. Что же касается покрытия всей недостачи нефти на рынке усилиями одной только Саудовской Аравии, то это затея заведомо фантастическая.

Угрозы США резко сократить иранский экспорт нефти вызвали закономерную резко отрицательную реакцию в Тегеране. Президент ИРИ Хасан Роухани, выступая 4 июля в Швейцарии, заявил о том, что если США будут стараться выполнить свой план по «обнулению» экспорта иранской нефти, Иран перекроет Ормузский пролив и тем самым прекратит также экспорт нефти из арабских монархий Залива. В настоящее время через пролив ежедневно транспортируется 17 миллионов баррелей нефти и катарский экспорт СПГ. Через несколько часов после заявления Х.Роухани командующий спецназом «Кудс» КСИР генерал Касем Сулеймани констатировал, что его подразделения готовы оперативно выполнить такой приказ, если он поступит от верховного лидера Али Хаменеи или президента Хасана Роухани. Учитывая, что Касем Сулеймани, фактически командовал отрядами «Аль-Хашед аш-Шааби» при отражении наступления «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) в Ираке и командовал успешно, это человек, который не бросает на ветер своих слов.

Во-вторых, президент Трамп заявил о скором возможном выводе (осенью) американских военнослужащих из Сирии, добавив при этом , что он хотел бы заменить их контингентом арабских военнослужащих из государств Персидского залива. Таким образом американский президент дал понять, что Сирия уже не является приоритетом американской политики, а центр тяжести смещается в сторону Ирана.

В-третьих, отказ США поддержать отряды вооруженной оппозиции, то есть антиасадовских боевиков в провинциях Дераа, Эс-Сувейда и Эль-Кунейтра. 22 июня к боевикам т.н. «Южного фронта» поступило письмо от американского командования антитеррористической коалиции в Сирии и в Ираке, которое фактически дезавуирует любое возможное американское участие в боевых действиях на стороне вооруженной оппозиции.