- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Турция: официальные заявления об отношениях с новым правительством Ирака

«Турция намерена активно сотрудничать с новым правительством Ирака после того, как оно будет сформировано, по всем аспектам, связанным с безопасностью и торговле, экономическому сотрудничеству», заявил министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу. Кроме того, если НАТО решит оказывать содействие в подготовке иракских силовых структур, Турция «готова принять в этом практическое участие».

«Мы предпримем, как только правительство будет сформировано, совместно с иракской стороной, самые решительные усилия по очистке иракской территории от террористов из движения Рабочая партия Курдистана (РПК). Кроме того, Турция, подчеркнул министр, «всегда стремилась в созданию наилучших отношений с Ираком».

«Как только кабинет министров вступит в свои полномочия, — продолжил М.Чавушоглу, — Турция намерена приступить к обсуждению процедуры возобновления наземного сообщения между двумя странами на пограничных переходах Офакой и Хабур». Кроме того, МИД Турецкой Республики рассматривает вопрос об повторном открытии консульств в Басре и в Мосуле, которые были ранее закрыты, одно «по соображениям безопасности», а второе – из-за захвата города террористической группировкой «Исламское государство» (ИГ, запрещено в РФ).

В том же контексте, премьер-министр Турции, Бинали Йылдырым напомнил журналистам информационного агентства «Анадолу», что турецкие войска находятся на участке иракской территории, площадью в 350 кв. км, «где противостоят террористам». «За два года, мы избрав стратегию наступления, а не обороны, смогли очистить от них, зону, протяженностью в четыреста километров, от Средиземного моря, до мест, западнее Евфрата, в Сирии», — заявил турецкий премьер. Как известно, турецкие власти самовольно решили разместить свои воинские подразделения в приграничных с Турцией районах Ирака, под предлогом защиты от отрядов РПК. Правительство Ирака за прошедшие два года не раз требовало от Анкары вывести свои войска и мы не видим оснований, что позиция нового кабинета министров изменится. Очевидно, реверансы турецких политиков на счет «совместных действий» предназначены либо курдским политикам, либо международному сообществу в самом широком понимании этого слова, поскольку никаких правовых оснований для пребывания турецких военных на территории Ирака не было и нет.

4 декабря 2015 года турецкий танковый батальон вошел на иракскую территорию для подготовки бойцов курдских народных отрядов, воюющих с ИГ. И МИД Ирака, и Министерство обороны назвали тогда присутствие турецких военных «враждебным действием».

«Мы оказываем поддержку местным пешмерга и добровольцам и будем это делать до тех пор, пока не будет освобожден Мосул и пока в Ираке будет сохраняться террористическая угроза. Наши военные, которые там находятся, с уважением относятся к территориальной целостности Ирака», — заявил тогда А.Давутоглу на заседании парламентской фракции правящей Партии справедливости и развития.

«Присутствие турецких войск в Ираке является нарушением международного права и суверенитета Ирака»,- заявил в декабре 2015 года на открытии экстренной сессии ЛАГ генсек этой организации, Набиль аль-Араби, эту позицию заняли практически все арабские страны.  К слову, Мосул давно освобождён, да и от тех курдских деятелей, которые якобы просили турок ввести войска, уже очень продолжительное время ничего не слышно.

Воз, между тем, как говорится, «и ныне там».

Куда как гораздо большего турецкого участия ожидают в Ираке по совсем другой теме. Речь идет о водопользовании.  Министерство водных ресурсов предупредило ряд компаний-подрядчиков, вызвавшихся заниматься дноуглубительными работами на Тигре в районе Мосула, уведомив их о том, что эти действия, равно как и несанкционированная намывка речного песка и гравия может вызвать нарушение естественного русла реки. Не говоря о том, что это приведет к загрязнению ее, и без того, не особенно чистых вод.

На восстановление только самого Мосула, не говоря о десятках сел и деревень, требуется около 8 млн тонн песка. Подрядчики, пользуясь понижением уровня воды, предпочитают брать его из Тигра, из Верхнего Заба и Хазира, стремясь сократить накладные расходы, что никак нельзя оправдать стремлением быстрее восстановить разрушенное. Плюс, воды в реках и так не хватает, в том числе и благодаря известной турецкой позиции. А та, что есть, загрязняется от стихийных карьерных разработок.  Ниже по течению Тигра и Евфрата нехватка воды приводит к структурным изменениям в иракской экономике. Управление сельского хозяйства в провинции Басра 7 июля выступило с заявлением, что засаливание и нехватка воды привели к краху сельскохозяйственной деятельности в провинции.

Директор управления Амер Салман Абдул Хусейн сказал, что «сельскохозяйственная детальность в провинции переживает фиаско, вызванное обострением нехватки воды и продолжением расширения нефтяных проектов на сельскохозяйственных угодьях», отметив, что «на тысячах акров земли прекращена сельскохозяйственная деятельность и они превратились в нефтяные земли».

С 2007 года Басра сталкивается с повторяющейся проблемой солености вод Шатт-эль-Араб в течение лета из-за наступления Персидского залива вверх по течению, вызванного отсутствием притока свежей воды через Тигр, Евфрат, реки Карун и Караху. Жители провинции жалуются на соленость воды и высыхание десятков рыбных прудов, а также гибель многих животных, на снижение производства пальмовых листьев до самого низкого уровня и уничтожение большей части посадок хны, десятки ферм по ее производству, расположенные в районе Зубайра, зависят от грунтовых вод.

Таким образом, если с чего и начинать турецким дипломатам и политикам свои контакты с новым правительством Ирака, так это с водного досье. Так напрягающая Анкару «курдская карта», вздумай Багдад использовать ее более активно, способна создать режиму Р.Т.Эрдогана очень много проблем и существенно изменить ситуацию, складывающуюся к западу от Евфрата. Пока что, турецкие представители предпочитают отделываться самыми общими заявлениями, но неизбежное появление в новом иракском кабинете представителей блока «Ас-Саирун» не сулит им того, что подобное положение вещей будет сохраняться и впредь.