- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О перспективах развития экспорта в Турецкой Республике. Часть 5

Продолжаем рассуждать о перспективах развития экспорта Турецкой Республики уже в новый период правления президента Р.Т.Эрдогана и коалиции Партии справедливости и развития (ПСР) – Партии националистического движения (ПНД). Напомним, что мы начали разбирать комментарии обозревателя издания Haber Türk Джунейта Башарана под заголовком «Касательно экспортных показателей и TIM».

От того факта, что темпы роста турецкой экономики приблизительно в два раза превышают темпы роста экспорта, автор указывает, что доля Турции в мировой торговле в 2008 году составляла 0,81%. При этом, средняя стоимость за 1 кг турецкой продукции в том же году была 1,5 долл. США. К концу 2017 года доля Турции в мировой торговле была 0,90%, однако, средняя цена 1 за кг снизилась до 1,36 долл.

Таким образом, автором делается резонное утверждение  о том, что Турция начала продавать не только больше продукции, но и продавать свою продукцию дешевле.

Следующий вопрос возникает в отношении турецких экспортных статей. В частности, по следующим категориям товаров Турция занимает в мире одни из лидирующих позиций: мрамор и травертин, синтетические нити, строительная сталь и профиль, тканые ковры, женские блузки. Вторые позиции Турция занимает по макаронам, покрывалам и машинам для сушки белья.

Если смотреть в отраслевом разделе, то продукция с самой высокой удельной ценой – ювелирные изделия. Их Турция поставляет за рубеж по средней стоимости 720 долл. за 1 кг. Однако, в плане физических объемов эти поставки – несущественные.

Отрасль, следующая за ювелирной – это, с большим отрывом, готовая одежда. Она в физическом объеме – намного более заметная (около 10% от общетурецкого экспорта – И.С.), однако, и удельная стоимость её заметно ниже, чем у ювелирпрома. Она составляет, в среднем, лишь 14,9 долл. за 1 кг.

С другой стороны, самую заметную роль в денежном эквиваленте в турецком экспорте играет автомобильная отрасль. Её суммарный вклад – 28% от экспорта или 28,5 млрд долл. Средняя стоимость продукции за 1 кг здесь – 6,95 долл.

Отмечает автор материала и другие отрасли. В их числе: железо и цветные металлы. Их доля в экспорте – 6,8 млрд долл. и они идут в среднем по цене 3,69 долл. за 1 кг. Заслуживает упоминания продукция электротехнической промышленности, объем поставок за рубеж которой составляет 10,5 млрд долл. по цене 3,85 долл. за 1 кг. Текстиль и сырье поставляются турецкими производителями по цене 4,6 долл. за 1 кг на сумму в 8,1 млрд долл.

По цене «ниже среднего», как указывает автор, за рубеж поставляется сталь и изделия из неё – 0,65 долл. за 1 кг на сумму 11,5 млрд долл. Продукция химической промышленности вносит вклад в турецкий экспорт в сумме 16 млрд долл. – по цене 0,88 долл. за 1 кг.

Доля Турции в импорте стран, входящих в ЕС составляет 1,3%. Что же до США, то эта цифра – 0,36%. По оценке автора материала, в текущем году экспорт Турции может достичь цифры в размере 170 млрд долл.  Однако, если перед глазами держать приведенные выше цифры удельных цен на турецкую продукцию, поставляемую за рубеж, то ситуация рисуется в совершенно ином свете.

И, как указывает автор, в том же духе продолжать для Турции уже нельзя. Делая разумный вывод о том, что непременным условием дальнейшего развития страны является переход Турции в разряд стран, производящих товары, значительную долю цены которых составляют расходы на НИОКР и которые имеют высокую добавленную стоимость.

Нельзя сказать, что автор открыл Америку своим выводом о том, что Турции пора переходить массово к выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью. Да, институционально Турция готова экспортировать. У нее есть серьезный лоббист за рубежом – Меджлис турецких экспортёров, привычные к ВЭД турецкие экспортёры и относительно либеральный режим внешней торговли. Турция готова к экспорту логистически с точки зрения роста числа аэропортов, морских портов и автодорог в стране. Турция готова к наращиванию экспорта транспортно – со своей полугосударственной компанией «Турецкие авиалинии» и ростом авиапарка альтернативных перевозчиков, в т.ч. Onur Air, SunExpress и Pegasus.

Все эти компоненты, безусловно, будут обеспечивать рост турецкого экспорта за счет диверсификации рынков сбыта и за счет роста числа экспортёров, в том числе из внутренней Анатолии. Однако, как мы наглядно убедились выше, рост суммы экспорта не означает рост качества экспорта. А те отрасли, которые могут изменить именно качество турецкого экспорта в Турции пока либо не производят продукции массово, либо же отсутствуют вовсе. А, следовательно, резкое изменение качества пока прогнозировать сложно. И это, пожалуй, главный вывод, который можно сделать в отношении перспектив турецкого экспорта на ближайшую пятилетку правления президента Р.Т.Эрдогана и Партии справедливости и развития.