- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О перспективах политического процесса в Турции. Часть 12

Продолжаем обсуждение перспектив политического процесса в Турции после досрочных президентских и парламентских выборов 24 июня с.г., на которых Р.Т.Эрдоган и его Партия справедливости и развития (ПСР) стали победителями, показав, невзирая на трудности в экономике, привычный для себя результат.

Напомним, что мы закончили с личностью М.Индже, которому в ближайшее время предстоит принятие решения относительно развития своей карьеры. И, как мы писали, наилучшим для него вариантом является попробовать себя на выборах в местные органы власти – на пост главы муниципалитета.

В случае принятия подобного решения, при выборе избирательного округа, разумеется, М.Индже может руководствоваться данными по тем регионам, которые его наилучшим образом поддержали на состоявшихся президентских выборах, включая: Кыркларели и Тунджели (по 58%), Эдирне, Измире, Текирдаге, Чанаккале и Мугле.

Кроме того, можно также обратиться к данным прошлых выборов в местные органы власти состоявшихся в 2014 году, где Народно-республиканская партия взяла уверенно только запад Турции.

Впрочем, здесь может работать и обратная логика. М.Индже лучше всего показывать себя в деле не в заранее благосклонных к себе провинциях, а где-нибудь в традиционной вотчине правящей партии. Хотя попытка такого выхода из «зоны комфорта» может закончиться для него поражением на выборах.

Но в любом случае, подчеркнем, что лучшего развития, чем участие в муниципальных выборах, для М.Индже – не главы партии и даже не депутата Меджлиса (впрочем, это поправимо; кто-нибудь из однопартийцев, чисто теоретически, может взять самоотвод в его пользу – В.К.) на волне возникшего к себе интереса – просто нет. Работа главой муниципалитета даст ему возможность оставаться в поле зрения потенциальных избирателей и в отдельном территориальном образовании доказать на практике свою состоятельность в качестве эффективного государственного управленца. Не забудем, что и Р.Т.Эрдоган сделал шаг в большую политику с поста стамбульского градоначальника.

Ну, а параллельно, можно решать и прочие вопросы. Включая тот, стоит ли ему двигаться вместе с Народно-республиканской партией, к примеру, попытавшись занять пост, ныне прочно удерживаемый К.Кылычдароглу. Или же лучше попробовать основать собственную партию по примеру Хорошей партии, которая увела за собой часть националистов и, заручившись их поддержкой, в кратчайший период времени с нуля стала партией «федерального значения». Вот только у М.Индже есть не несколько месяцев как у Хорошей партии, а пять лет, за которые можно успеть проделать большой путь.

Потому как, по всему получается, что ребрендинг Народно-республиканской партии с целью повышения охвата потенциальных избирателей с нынешних 22-25% – весьма труднореализуем даже одним из самых популярных политиков сегодня, коим является М.Индже. Партия, которая пребывает в явной стагнации, но, при этом, излучает довольство после каждых выборов и, вне зависимости, от результата, твердит о своих победах, вместо того, чтобы признать поражение, уже крепко поднадоела даже своему собственному электорату. О каком расширении аудитории здесь можно вести речь?

Разобравшись с Народно-республиканской партией, перейдем к другому оппозиционному движению – Хорошей партии (ХП) Турции и личности её главы Мераль Акшенер.

Прежде всего, ещё раз напомним результаты официальных выборов 24 июня для ХП: председатель партии М. Акшенер на президентских выборах взяла 3649030 голосов избирателей или 7,29%. Хорошая партия заручилась голосами 4993479 избирателей, что составляет 9,96%.

Вывод 1: Альянс с Народно-республиканской партией позволил ХП, во-первых, принять участие в выборах за счет трансфера 20 действующих депутатов из НРП в ХП и формирования партийной группы. Во-вторых, он же позволил ХП пройти 10,0%-й избирательный барьер. В противном случае, получается, что партия осталась бы за бортом Меджлиса.

Это, кстати, показывает и ошибку аналитиков Партии справедливости и развития (ПСР) и Партии националистического движения (ПНД), которые недооценили потенциал ПНД после откола от неё ХП, посчитав, что 5% — это планка ослабленных националистов. Тогда как, по факту, раздробленная ПНД взяла 5565331 голос или 11,10% избирателей.

Проще говоря: Партия справедливости и развития, внеся изменения в избирательное голосование, разрешившие формирование коалиций, ошиблась. Не сделай она этого, ХП осталась бы за бортом, а ПСР вполне могли бы получить легко простое большинство и безо всякого альянса с ПНД. Но при этом, ХП оставалась бы за бортом активной политики на ближайшие 5 лет, а парламентских движений, по-прежнему, было бы 4. Теперь же ПСР нужно по каждому вопросу блокироваться с ПНД, чья роль выросла. И выросло также число оппозиционных парламентских движений, что на выборах 2023 года может стать для ПСР уже настоящей бедой. Будучи не в состоянии выиграть один на один оппозиция может взять числом движений, проходящих 10%-й барьер. Да в новом законодательстве и этого даже не нужно. Достаточно М.Индже сформировать свою партию и войти в альянс с НРП и ХП на выборах 2023 года, забрав на себя избирателей из так называемой «серой зоны».