- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Египетские оценки итогов выборов в Турции и победы Р.Т.Эрдогана на фоне обострившихся двусторонних отношений

В результате досрочных президентских выборов в Турции, которые состоялись 24 июня 2018 года в тот же день вместе с парламентскими выборами, победил действующий президент Реджеп Тайип Эрдоган. Он набрал абсолютное большинство голосов. У людей, несмотря на мечты о переменах, все же был некоторый страх перед будущим, и многие решили отдать свои голоса Эрдогану.  Победа последнего  была, в общем-то, достаточно предсказуема. Достаточно упомянуть о том, что в его руках находились все административные рычаги и  он активно использовал их в предвыборной гонке, равно как и режим чрезвычайного положения, установленный в стране после неудавшегося военного переворота 2016 года. Правительство подвергает цензуре онлайн-контент и контролирует почти 90% СМИ, а многие ключевые фигуры оппозиции находятся в тюрьме[i] [1]. После утверждения конституционных изменений на референдуме, состоявшимся в 2017 году, избранный президент стал одновременно главой государства и главой правительства в Турции, взяв на себя функции премьер-министра[ii] [2]. Что касается парламента Турции, то тот, таким образом, лишился возможности участвовать в политике правительства.

Теперь Эрдоган возглавляет и государство, и правящую Партию справедливости и развия. Он сможет полностью контролировать деятельность кабинета министров и, несомненно, укрепит свою власть над силовыми структурами страны. Другими словами, Р.Т.Эрдоган станет самым могущественным лидером Турции с момента основания страны Ататюрком в 1923 году. При этом саму Турцию ожидает ослабление остатков системы сдержек и противовесов, что в конечном итоге приведет к усилению авторитаризма внутри страны и дальнейшей эрозии её демократического устройства. Что касается внешнеполитической линии Анкары, то она определенно станет жестче, поскольку Эрдоган нацелен на дальнейшее усиление роли своей страны в мире.

Реакция Египта на результаты выборов в Турции была достаточно предсказуемой. На победу Эрдогана в выборах 2018 египетские СМИ отреагировали весьма прохладно. За констатацией факта победы последовали колкие замечания о том, что «президент Эрдоган не собирается покидать свой пост» («Эрдоган навсегда») и о том, что он скорее не президент, а «султан» (намекая на неограниченные полномочия, которые обеспечил себе Эрдоган)[iii] [3]. Ахмед Мусса, известный египетский телеведущий, заявил в прямом эфире, что Эрдоган «сфабриковал» результаты выборов. Он представил «неопровержимые доказательства» того, что результаты были заранее подготовлены и одобрены самим президентом, и появились в турецких новостях и на сайтах в интернете еще до окончания самих выборов. Разумеется, турецкие источники поспешили опровергнуть эту информацию и назвать ее «гнусной ложью»[iv] [4].

Вообще, отношения Египта и Турции в последние годы нельзя назвать хорошими. Турция поддерживала тесные отношения с Египтом во времена правления «Братьев-мусульман», которых президент Реджеп Тайип Эрдоган считает близкими по идеологии. Но с ноября 2013 года, по инициативе Турции, дипломатические сношения между странами были прерваны, по причине того, что Анкара очень болезненно отреагировала на отстранение египетскими военными от власти в 2013 году президента-исламиста Мухаммеда Мурси, разгон акций протеста и последовавшие аресты его сторонников. Многие в Египте уверены, что Турция пыталась не только поставить Египет под свое влияние, но и навязать свою «турецкую» модель демократического развития самой крупной арабской стране. Свержение же Мурси означало крах надежд Эрдогана на усиление влияния на Ближнем Востоке. Поэтому новое руководство Египта понизило уровень дипотношений с Турцией, объявив посла этой страны в Каире персоной нон грата. В 2015 году президент Турции заявил в одном из интервью, что не признает Абдель Фаттаха ас-Сиси президентом Египта. По словам Эрдогана, главой Египта для него до сих пор является свергнутый президент Мухаммед Мурси[v] [5]. Он отметил, что, будучи демократом, он «не может одобрить переворот против законно избранного президента». Эрдоган позиционирует себя как поборника принципов свободы, равенства и народовластия, подчеркивая, что «военный переворот в Каире явно не относится ни к одному из них».

В 2016 году, на 69-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, Эрдоган выступил с резкой критикой Абдель Фаттаха ас-Сиси, заявив, что протестует против его присутствия в числе мировых лидеров. Турецкий президент обвинил мировое сообщество в поддержке тех, кто устроил в Египте «военный путч». По словам Эрдогана, ООН ничего не имеет против того, что человек, пришедший к власти посредством переворота, получает признанную власть. Он обратился к мировым лидерам с риторическим вопросом, что «если мы не будем уважать демократию и будем защищать тех, кто завоевывает власть через перевороты, то зачем тогда нужна ООН?»[vi] [6]. Разумеется, египетский МИД заявил, что речь Эрдогана содержит «ложь и клевету», а сам А.Ф.ас-Сиси отменил намеченную встречу с президентом Турции.

Главная причина того, что мешает Анкаре нормализовать отношения с Каиром заключается в том, что сегодня власть в Египте находится в руках военных. В Турции же, как и в большинстве странах Ближнего Востока, военные, до недавнего времени, обладали особыми политическими рычагами, поэтому ситуация в Египте вполне способна переброситься в Турцию, что и настораживает Эрдогана. У турецкого президента сложилась личная неприязнь к военным еще в 1997 году, когда в результате военного переворота Эрдоган, будучи мэром Стамбула, был обвинен в распространении радикальных исламистских настроений и арестован. В этой связи вполне понятны его слова: «Турция немало пострадала от военных переворотов. Мы заплатили за это дорогой ценой и хотим, чтобы нашим братьям не пришлось платить так дорого»[vii] [7]. Вместе с тем, между Турцией и нынешним египетским руководством существуют разногласия по ряду региональных вопросов.

Столкновение интересов Турции и Египта можно также наблюдать и в сирийском вопросе, где Р.Т.Эрдоган и А.Ф. ас-Сиси находятся по разные стороны баррикад, что неудивительно. Если Эрдоган, будучи лидером консервативной исламистской партии, заявляет о непризнании действующего правительства Башара Асада, отказывающегося проводить реформы по «турецкому» образцу, то президент АРЕ не может поддержать «Братьев-мусульман», египетская ветвь которых является его основным противником. Примечательно, что президент САР Башар Асад после свержения Мурси одним из первых среди политических деятелей отреагировал на данное событие, выразив надежду на последующий крах политического ислама во всем мире[viii] [8].

Египетские СМИ недавно опубликовали интервью официального представителя МИД Египта Ахмеда Абу Зейда, что «нормализация египетско-турецких отношений потребует выполнения нескольких условий со стороны Турции, в том числе уважения волеизъявления египетского народа и невмешательства во внутренние дела». Абу Зейд также подчеркнул, что «что касается отношений с турецким правительством, то существует несколько моментов, которые позволят их возвратить в естественное русло. В первую очередь, это уважение воли народа Египта, которая, совершенно очевидно, проявила себя во время революции 30 июля. Во-вторых, соблюдение основных принципов международных отношений в той части, которая касается невмешательства во внутренние дела других государств, приверженность политики добрососедства»[ix] [9]. По словам дипломата, как только в Каире увидят позитивные сдвиги в позиции Турции по этим двум вопросам, то «Египет будет готов к улучшению отношений». А пока Египет не собирается сотрудничать с Турцией даже в экономическом плане, поскольку считает политику и экономку тесно связанными.

Как мы видим, в настоящее время между Египтом и Турцией существует ряд серьезнейших противоречий, поэтому говорить о возобновлении их сотрудничества пока преждевременно. Тем не менее, при желании страны могут акцентировать внимание лишь на общих проблемах, приоритетах и ценностях, оставляя за скобками противоречивые вопросы.

[i] [10] https://vz.ru/politics/2018/6/25/929286.html

[ii] [11] https://ru.wikipedia.org/wiki/Президентские_выборы_в_Турции_(2018)

[iii] [12] https://arab-turkey.com/2018/06/24/إعلامي-مصر-أردوغان-زور-الانتخابات-وهذ/

[iv] [13] https://arab-turkey.com/2018/06/24/إعلامي-مصر-أردوغان-زور-الانتخابات-وهذ/

[v] [14] TRT Haber

[vi] [15] www.zete.com, турецкий портал

[vii] [16] Турция: Глядя на экс-президента Египта Мурси, Эрдоган видит себя? http://russian.eurasianet.org/node/60240

[viii] [17] ТУРЕЦКО-ЕГИПЕТСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ПОСЛЕ СВЕРЖЕНИЯ МУХАММЕДА МУРСИ: КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ — Парланова А.Т. https://eduherald.ru/pdf/2015

[ix] [18] https://alwafd.news https://news.rambler.ru/middleeast/34526436/?utm_content=rnews&utm_medium=read_more&utm_source=copylink