- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

К итогам визита в Москву президента Судана О.аль-Башира

Военно-техническое сотрудничество России и Судана успешно развивается, как и взаимодействие двух стран по ряду других направлений. Об этом заявил в субботу президент РФ Владимир Путин на встрече в Кремле с президентом Судана Омаром аль-Баширом. «У нас есть хорошие возможности развивать отношения по целому ряду направлений, в том числе — в военно-технической сфере. Это сотрудничество развивается», — сказал российский лидер. Он отметил также существенный рост товарооборота между странами и большой объем закупок Суданом российской пшеницы (в предыдущий период было закуплено 1,5 млн тонн). В свою очередь, президент Судана также отметил «позитивные сдвиги в военно-техническом и военном сотрудничестве». «Большое количество российских специалистов работают в нашей стране», — сказал Омар аль-Башир, высоко оценив роль, которую играет Россия в подготовке суданских военных кадров. Суданский лидер подчеркнул, что его страна ценит политический диалог с Россией и позицию, которую РФ занимает на международных площадках по вопросам, касающимся Судана. Говоря о развитии торгово-экономических связей, Омар Башир заявил, что Судан будет приветствовать участие российских нефтегазовых компаний в реализации проектов на своей территории. Во время встречи с Путиным в Сочи 23 ноября 2017 года О.аль-Башир выразил надежду, что Россия внесет свой вклад в модернизацию суданской армии, и призвал активизировать военное сотрудничество, предложив построить российскую военную базу на Красном море. Отметим в этой связи, что это вторая за последние полгода встреча на высоком уровне, что в общем-то свидетельствует о позитивной динамике. Обратим внимание, что основными темами повестки дня в двусторонних отношениях является безусловно ВТС и участие российских компаний в золотодобыче и нефтяной отрасли. Касаясь первой темы, отметим, что  две страны обсуждают вопрос о создании на Красном море только центра логистики флота, а не военной базы. Это важное уточнение, поскольку базы и пункт снабжения означает совершенно разные уровня взаимодействия. Стороны также обсуждают номенклатуру вооружения для нужд суданской армии, включая финансовые аспекты. Вот собственно на сегодня все упирается как раз в эти самые «аспекты». Валютные резервы Хартума предельно низки и не позволяют обеспечивать в значительной степени  какой-то внятный экспорт в сфере ВТС. Более того отметим, что без траншей со стороны КСА и ОАЭ финансовый сектор страны уже давно  находился бы в глубоком коллапсе. В этой связи вопрос дискуссий в ходе переговоров очевиден: формы оплаты российских услуг по модернизации имеющегося сейчас у Судана прямо скажем небогатого парка бывшего советского вооружения и экспортных поставок новых образцов. Хартум настаивает на кредитной линии, что объективно невыгодно Москве с точки зрения перспектив и нынешнего состояния суданской экономики, да и самого режима, а российская сторона настаивает на гарантиях таких поставок путем выдачи лицензий на собственность российским компаниям тех или иных месторождений золота и нефти в Судане. Причем последних в Судан откровенно мало (львиная доля месторождений углеводородов находится в Южном Судане), а золотые прииски в собственность российским компаниям Хартум передавать не хочет. Обратим внимание на следующий комментарий по итогам встречи. Хартум надеется увеличить российские инвестиции в Судан, особенно в золотодобывающие и нефтегазовые месторождения, и использовать полученные доходы для финансирования модернизации своего вооружения. То есть вопрос идет о теме раздела прибылей в случае российских инвестиций в те или иные проекты. Хартум безусловно хочет контрольный пакет, что российскую сторону не устраивает. При этом речь идет в данном контексте и о модернизации трубопровода из Южного Судана в Порт-Судан, который в силу гражданской войны в Южном Судане и напряжения в отношениях между Хартумом и Джубой долгое время не эксплуатировался.  Причем ремонтировать его предлагается зла счет оплаты в рамках будущего транзита южносуданской нефти, что вообще-то с учетом ситуации в этой стране находится под большим вопросом. В качестве альтернативы по формам оплаты суданская сторона активно проталкивает возможность оплат контактов за счет льготных условиях владений базой ВМС или логистическим пунктом материально-технического снабжения кораблей ВМФ РФ в Порт-Судане. Но совершенно неочевидно, что такая база российскому ВМФ необходима, а сам пункт снабжения не покроет за счет своей эксплуатации ожидаемый Хартумом объем инвестиции. Этот момент  собственно и определяет некий барьер в двусторонних отношениях. И материально-технический сервис четырех самолетов МИГ-21 и нескольких вертолетов пока не позволяет говорить о глубокой модернизации суданской армии. Как и усилия бойцов ЧВК «Вагнер» в рамках подготовки суданских военных. Такой вариант возможен только в случае заинтересованности в нем серьезных спонсоров, таких как Катар,  ОАЭ или КСА. Но пока эти аравийские «денежные мешки» большой активности на этом направлении не демонстрируют. То, что эта проблема обеспечения кредитной линии реальными активами имеется, свидетельствует и аккуратный комментарий суданского президента.  В своем выступлении по итогам переговоров в Москве О.аль-Башир отметил, что обе страны «только изучают пути дальнейшего развития экономических отношений». Тем не менее, добавил он, российские компании, в том числе добывающие минеральные ресурсы, активно работают в Судане. Нам за исключением одной и довольной средней по активам и возможностям золотодобывающей российской компании пока неизвестно ничего. И в данном случае вопрос российского входа на суданский рынок жестко лимитируется все тем же вопросом разделения прибыли. Также агентство SUNA сообщило, что президент О.аль-Башир призвал к развитию банковского сотрудничества между двумя странами путем создания российского банка в Судане для поддержки совместных предприятий. Но вход в эту страну российских банков опять же напрямую связан с темой полномасштабного присутствия на этом рынке российских компаний, чего пока нет.