- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

«Арабская осень» и ее влияние на российско-арабские отношения

В последние семь лет изменился карта событий на Ближнем Востоке и в Магрибе. Были свергнуты правящие режимы в Египте, Ливии, Тунисе и Йемене, приход к власти салафитов почти состоялся в Ираке и Сирии, на Бахрейне, в Омане, Ливане, Алжире и Марокко прошли демонстрации, требовавшие проведения реформ в этих странах. Причины, приведшие к «арабской весне», в принципе, совпадали друг с другом. Это были непотизм правителей, отсутствие или слишком медленное проведение реформ, а также нищета. В арабских странах 40% образованной молодежи было без работы. В Египте годовой доход в 350-400  долл. имело 30 млн жителей. В зарубежном мире мятеж в странах Ближнего Востока приветствовали 78% немцев, 76% французов и 50% китайцев. В мире 28% считали «арабскую весну» позитивным явлением.

Обращает на себя внимание позиция, занятая Соединенными Штатами. Мы не имеем в виду не совпадающие друг с другом заявления, сделанные их официальными представителями, а реальную политику Вашингтона. Сначала, агрессия против Югославии, затем вторжение в Афганистан и Ирак, приведшее там к смене режимов, поддержка Украины в конфликте с Россией. Все это, похоже, привело в Вашингтоне к пониманию того, что такая их линия сработает и в отношении арабских  революций. Причем целью являлась погрузить страны Леванта и Магриба в хаос, сделав тем самым невозможным проникновение туда Китая, Японии, Европейского союза и РФ.

«В результате, — подчеркивал президент РФ В.В.Путин, — вместо демократии и свободы наступила череда террора, вспышка насилия. Арабская весна сменилась арабской зимой»[i] [1]. Мы в настоящей статье вместо выражения «арабская весна» будем использовать «арабская осень»

«Арабская осень» вступила в свои права. В большинстве стран Леванта и Магриба снизился объем экономических показателей, сокращение валового внутреннего продукта, иностранных резервов, разрушенная экономика, уменьшение потока туристов.

Встает вопрос, что России делать в этой ситуации. Правда, арабские страны не играют особой роли в российской внешней торговле. В 2011 г., в годе начала «арабской весны», товарооборот составил 14 млрд долл.[ii] [2]. При этом нельзя забывать и о том, что с точки зрения закупки российского оружия арабские страны занимают несколько из первых мест в мире. Этот регион имеет для Москвы значение с точки зрения влияния на конъюнктуру мирового углеводородного рынка. Уместно напомнить, что 60-70% общего дохода России составила прибыль от продажи нефти и газа. С политической точки зрения этот район является частью исламского мира, в котором распространились салафитские настроения. Достаточно напомнить, что проблема этого окончательно не решена на Северном Кавказе и в Поволжье, а на стороне исламистов в Сирии сражаются выходцы из северокавказких автономий.

Россия, таким образом, принуждена вмешиваться в дела этого региона. Но надо учитывать, что РФ ведет сейчас полторы войны,  являясь более слабым, чем Советский Союз партнером. Поэтому следует избегать случаев, когда наша страна окажется втянутым в третью войну. Постепенно налаживается сотрудничество с членами Организации стран – экспортеров нефти, прежде с Саудовской Аравией, уже оказывавшей благоприятное воздействие на положение на рынке нефти. Россия является членом Форума стран — экспортеров газа. Продолжается связи с арабскими странами в продаже им вооружения, а также торгово-экономическое сотрудничество.

В отношении «арабской осени» Москва занимает неоднозначную позицию. По Египту, Марокко, Тунису, Йемену и Бахрейну Россия придерживалась линии, в принципе совпадающей с линией западных держав.

По Ливии мы полностью солидаризировалась с Западом, благодаря чему были приняты  резолюции 1970 и 1973 Совета Безопасности ООН по ВСНАЛД, и Москва пошла на отзыв посла. Никакие шаги Запада навстречу Москве не могли компенсировать в этой связи потери, которые Россия понесла, потеряв контракты на оружие и ряд контрактов, заключенных российскими компаниями. В конечном итоге, Москва утратила свои экономические и политические позиции в Ливии, но не пошла на упрочение своих связей с западными державами.

В отношении Сирии была занята позиция, полностью отвечающая интересам России. В САР были посланы авиация, военно-морские силы и советники. При этом мы исходим из того, что представители алавитов и других меньшинств в случае свержения президента Башара Асада пополнят режим беженцев. Эти потенциальные эмигранты составляет внушительную цифру – алавиты насчитывают 10% населения, 8-10% — христиане, 9% — курды. Число «черкесов», живущих в Сирии, равняется 30-100 тыс. человек. Стоит признать, что Б.Асад пошел на ряд серьезных уступок протестующим. Он отменил закон о режиме чрезвычайного положения, действовавший с 1963 г., разрешил реальную многопартийность, подписал новый закон о средствах массовой информации, провел в феврале 2012 г. референдум по Конституции, изъяв из него положение, что Партия арабского социалистического возрождения играла руководящую роль, а в мае того же года состоялись парламентские выборы. Но встает вопрос, что делать дальше. Несмотря на поражение «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) и прочих салафитских группировок, ситуация остается неопределенной. Видимо, желательно исходить из того, что Россия должна добиться примирения враждующих сторон, однако это потребует времени. Надо учитывать, что у конфронтации Запада с Сирией имеется еще одно измерение, это конфликт между западными державами и Ираном. Свержение Б.Асада и переход САР полостью в лагерь Запада будет означать поражение Тегерана в его стремлении выйти к Средиземному морю и его запирание на Среднем Востоке.

Естественно, Москве следует продолжать курс на укрепление военного и экономического сотрудничества с арабскими странами. Здесь выделяется пример Египта. Весной 2014 г. приступила вновь к работе Совместная российско-египетская комиссия, работа которой была свернута в связи с революционными событиями 2011 г. Деятельность комиссии была сосредоточена на двух основных проектах – вывод «Газпромом» российского сжиженного газа на египетский рынок и привлечение «Росатома»  к строительству атомной АЭС. В ходе переговоров в Сочи  В.В.Путин и президент АРЕ Абдель Фаттах ас-Сиси достигли договоренности о создании в зоне Суэцкого канала российского промышленной зоны. Позже состоялся визит В.В.Путина в Каир, в ходе которого была достигнута взаимопонимание о строительстве АЭС в Египте,  мощность которой составит 4,8 тыс. МВт. Россия взяла на себя финансирование в кредит в том, что связано с подготовкой специалистов. Кроме того, «Газпром Глобал ЛНДжи Лимитед» и «Иджипшен Начурал Газ Холидин Компании» заключили меморандум об экспорте 35 грузов сжиженного газа в АРЕ в пятилетний период. Товарооборот между РФ и АРЕ достиг 6 млрд долл. Большая часть  российского экспорта в Египет  представлена углеводородами и зерном. Экспорт пшеницы на египетский рынок составляет 25-30% от общего экспорта пшеницы страной, а пшеница, ввозимая из России, составляет 40% из потребности АРЕ в этом виде злаковых. 90% экспорта Египта составляют продажи на российский рынок фруктов и овощей. АРЕ пользуется популярностью среди российских туристов, число которых достигает 3 млн человек в год.

Выводы можно сделать следующие. Во-первых, события «арабской осени» не привели к кардинальным изменениям российской политики в отношении происходящих в Леванте и Магрибе событиям. Во-вторых, Россия и далее намерена проводить линию на урегулирование конфликтов в регионе. В-третьих, Москва придерживается курса на противодействие салафизму и, будем надеется, намерена следовать этой политике также и впредь. Но с реформаторами, которые время от времени приходят к власти в ряде арабских стран, мы должны поддерживать отношения. Параллельно нужно следить за настроениями российских мусульман, которых насчитывается 20 млн человек, на предмет распространения в их среде фундаменталистих настроений. В-четвертых, Москва должна выступить в защиту христиан в Леванте, доля которых уменьшилась до 5% (12-15 млн человек)[iii] [3].

В общем, арабский мир переживает сейчас непростой период, и многое будет зависеть от того, насколько России удастся сделать правильные выводы и претворить свою политику в жизнь.

[i] [4] «Арабская весна» и позиция России в отношении // CyberPedia – https:// cyberpedia.su/1xf39.html

[ii] [5] Бизнес-диалог «Россия – Арабский мир // Российско – арабский деловой совет – http://www.tpp-inform.ru/analytic_journal/2429.html

[iii] [6] Скопич О.Я. Дехристианизация Ближнего Востока в контексте глобализационных процессов // Институт изучения Ближнего Востока – http://www.iimes.ru/rus/stat/2007/24-12-07a.htm