По данным китайских источников, в начале июля 2018 г. йеменские хоуситы сбили еще один ударный вертолет АН-64 «Апач» ВВС Королевства Саудовская Аравия. Официальные представители ВС КСА опровергают данную информацию, однако в условиях активного использования информационных технологий практически невозможно скрыть факт потери такой боевой единицы. Китайские специалисты обратили внимание, что йеменские хоуситы достаточно оперативно выложили в сеть интернет фото- и видеоматериалы с места крушения ударного вертолета.
Анализ видеоряда показывает, что хоуситы тщательно документируют всю доступную информацию (серийные номера, указатели и т.д.), что не характерно для «обычных жителей горных районов, которые не имеют представления о тактической разведке». Грамотный подход к сбору информации с останков сбитого вертолета указывает, что хоуситам (саудовские военные присвоили им пренебрежительное прозвище «воины в тапочках») помогают грамотные военные специалисты из разведывательных органов Ирана.
Эпизод со сбитым АН-64 очередной раз показывает, что американские ударные вертолеты при всем своем мощном вооружении и современном радиоэлектронном оборудовании вполне могут стать жертвой обычного расчета зенитной пушки калибра 23 мм. Китайские обозреватели приводят данные о том, что 34 вертолета АН-64, которые ВС США задействовали в ходе второй иракской кампании получили серьезные повреждения от огня из стрелкового вооружения с земли, что в определенный момент времени привело к невозможности выполнения боевых задач по предназначению.
Следует отметить, что ударные вертолеты АН-64 необходимы для борьбы с тяжелой бронетехникой противника или долговременными огневыми точками, но у хоуситов нет тяжелой бронетехники, а захваченные танки – М1А2S ВС КСА или «Леклерки» ВС ОАЭ не представляют угрозы, поскольку их боекомплект выгружен и передан в Иран для изучения, а как известно, без огневой мощи танк это просто бронированный трактор, который при попадании противотанкового боеприпаса может стать единой могилой для экипажа.
Кроме боеприпасов, йеменские хоуситы регулярно отгружают в Иран трофейную бронетехнику в качестве компенсации за поставленное вооружение. Китайские специалисты отмечают, что хоуситы практически не используют трофейное вооружение, поскольку кол-во захваченного боекомплекта недостаточно для организации постоянного снабжения и ведения продолжительных боев.
В этом и состоит одно из основных отличий йеменского вооруженного конфликта от сирийского, поскольку, сирийские военные научились грамотно и повсеместно использовать трофейные ПТУР китайского, немецкого и американского производства.
Китайские аналитики отмечают, что в ходе операции аравийской коалиции в Йемене, подразделения ВС стран-участниц регулярно несут потери в живой силе и технике и надо отметить, что техника эта достаточно дорогостоящая и как заявляют производители, гарантирует абсолютное превосходство над противником в любых условиях. По данным китайских источников, ВС КСА несут наибольшие потери в авиационной (истребители, истребители-бомбардировщики) и бронетехнике (танки, бронемашины типа MRAP). Вторыми по объему потерь на йеменском фронте являются подразделения ВС ОАЭ.
Основной аспект всех потерь боевой техники это «потеря лица» — потеря престижа и самое главное для саудовских военных, что подобные «позорные» случаи становятся достоянием союзников по коалиции. Некоторые китайские наблюдатели отмечают, что военно-политическое руководство Объединенных Арабских Эмиратов рассматривает возможность приостановки своего участия в йеменской операции, поскольку союзники – ВС КСА регулярно срывают планы операций, без предупреждения останавливают наступления или даже сдают позиции и тем самым «оголяют» фланги.
Дополнительным раздражителем для ОАЭ являются военно-политические и военно-технические контакты между официальным КСА и Израилем. Как известно, официальный Эр-Рияд возлагает серьезные надежды на то, что израильские военные повысят уровень подготовки подразделений перед боями в горной местности Йемена, а также исправят ситуацию со сбором и обработкой разведывательных данных по хоуситам.
«Лакмусовой бумажкой» для проявления всех накопившихся проблем в отношениях между военно-политическим руководством КСА и ОАЭ стала совместная операция по захвату порта Ходейда. Данный транспортный узел до сих пор остается под контролем хоуситов, хотя саудовские военные наносят регулярные бомбовые удары, а ВМС ОАЭ при «поддержке» ВМС США пытаются блокировать морские коммуникации.
Китайские специалисты отмечают, что йеменские хоуситы оказываются способны выявлять транспортные суда, перевозящие наемников для аравийской коалиции (достоверно известно об одном эпизоде в июне 2018 г.) и наносить ракетные удары по боевым кораблям аравийской коалиции. В отношении второго момента известно, что ВМС ОАЭ полностью провалили морскую десантную операцию по созданию плацдарма к югу от Ходейды.
Обозреватели китайских специализированных военно-политических изданий отмечают, что поскольку КСА имеет общую сухопутную границу с Йеменом, то Сухопутные войска отвечают за «северный фронт» — проведение наступательных операций в направлении с севера на юг. В свою очередь ВС ОАЭ несут ответственность за «южный фронт», однако подобное разделение обязанностей привело к тому, что арабским военным приходится овладевать тактикой экспедиционных операций (перевозка подразделений на дальность до 2000 км) в условиях вооруженного конфликта и высаживать подразделения на южном побережье Йемена.
Конечно, проведение экспедиционных операций невозможно без соответствующих подготовительных и учебных мероприятий, которые могут провести инструкторы только ВМС США, поскольку именно американские военные обладают богатейшим опытом проведения подобных операций со времен Второй мировой войны.
Китайские специалисты указывают, что по мере того, как подразделения ВС ОАЭ достигают определенных успехов растут и амбиции военно-политического руководства этого аравийского государства, которое не хочет оставаться на вторых ролях в регионе. Как известно, саудовские военные начали строить военные базы в государствах Восточной Африки, что также не осталось без внимания Абу-Даби. В свою очередь ОАЭ создали две военные базы в Йемене, что позволит им распространить свой контроль над акваторией Красного моря. По оценкам китайских специалистов, ОАЭ и КСА планируют организовать свои военные базы в Ходейде.
Подводя итог вышесказанному представляется возможным согласится с оценками китайских специалистов в том, что регулярные потери ВС стран аравийской коалиции обусловлены следующими факторами.
Во-первых, командование ВС КСА и ОАЭ неоднократно демонстрировало низкий уровень стратегической и тактической выучки. В подтверждение этому следует отметить, что ВМС указанных государств так и не взяли под полноценный контроль акваторию Красного моря и Баб-эль-Мандебский пролив, через которые перевозят до 5% всех объемов добываемой нефти и до 10% товаров, которые продают КСА и ОАЭ.
По данным китайских источников, саудовские и арабские военные только сейчас разрабатывают планы по созданию военных баз на островах Сокотра и Ханиш, хотя это было необходимо сделать в самом начале операции против хоуситов, что позволило бы радикально ускорить процесс борьбы за контроль над побережьем Йемена.
Во-вторых, эффективность действий любого подразделения зависит от уровня подготовки и слаженности действий. В этой связи китайские специалисты отмечают, что аравийские военные неоднократно демонстрировали халатность при проведении наступательных операций – колонны бронетехники действуют без непосредственной поддержки авиации, а пилоты боевых самолетов выполняют полеты на высотах, которые позволяют йеменским хоуситам использовать ракеты класса «воздух-воздух» Р27 с самодельных пусковых установок, размещенных на автомобилях типа «пикап».
К проблеме слаженности действий подразделений следует отнести и отсутствие координации между наемными подразделениями и регулярными войсками, поскольку арабские военные не хотят выполнять команды «от пришлых». Зачастую наемники попадают в «мягкую» засаду первыми и основные армейские подразделения отходят под огнем хоуситов. После того, как наемники исчерпывают свой боекомплект в попытках прорыва они сдаются хоуситам, которые охотно возвращают пленных в обмен на денежную компенсацию, которую регулярно выплачивают саудовские и американские спецслужбы.