- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

В нынешней ситуации США не готовы к переговорам с Ираном по ядерной сделке

США должны вернуться к ядерной сделке с Ираном, чтобы переговоры двух стран возобновились. Об этом заявил советник президента Ирана Хасана Роухани Хамид Абуталеби, соответствующую публикацию он разместил в понедельник в «Твиттере». «Уважение прав Ирана, преодоление враждебности, возвращение к исполнению ядерной сделки — это шаги, которые могут быть приняты для того, чтобы проложить извилистую дорогу для переговоров между США и Ираном», — написал Абуталеби. Как заявил президент США в понедельник во время совместной с премьер-министром Италии Джузеппе Конте пресс-конференции в Белом доме, он готов провести встречу с Роухани. Трампу был задан вопрос, есть ли какие-либо предварительные условия, которые он намерен выдвинуть Тегерану перед проведением переговоров. «Никаких предварительных условий. Если они (иранцы — прим. ТАСС) хотят встретиться, то я готов встретиться», — сказал он. Позднее госсекретарь Майкл Помпео отметил, что одобряет идею президента США Дональда Трампа о проведении встречи с его иранским коллегой Хасаном Роухани в том случае, если Тегеран все же выполнит ряд предварительных условий. Напомним, что госсекретарь США Майкл Помпео 21 мая заявил, что Соединенные Штаты намерены оказать на Иран беспрецедентное давление, в том числе ввести самый жесткий в истории режим санкций, если Тегеран не изменит свой политический курс. Он выдвинул 12 условий заключения нового соглашения по иранской атомной программе, касающихся как непосредственно ядерной сферы, так и геополитики. Госсекретарь Майкл Помпео одобряет идею президента США Дональда Трампа о проведении встречи с его иранским коллегой Хасаном Роухани в том случае, если Тегеран выполнит ряд предварительных условий. Об этом Помпео заявил в интервью телеканалу Си-эн-би-си, фрагмент которого был опубликован в понедельник. «Мы заявляли об этом и ранее», — напомнил шеф американского внешнеполитического ведомства. «Президент хочет встретиться, чтобы решить проблемы. Если иранцы демонстрируют приверженность фундаментально изменить то, как они обращаются со своим народом, свернуть свое злонамеренное поведение и способны согласиться с тем, что стоит подключиться к ядерному соглашению, на самом деле предотвращающему распространение [ядерных вооружений], то тогда, как сказал президент [Трамп], он готов сесть и вести с ними диалог», — уточнил Помпео. То есть он повторил в принципе все те условия, которые по факту означают конец нынешнего иранского режима и утерю Ираном своего суверенитета. Выдвигать такие условия с позиции главного дипломата США можно только в том случае, если страна которую он представляет, договариваться в принципе не желает. Рискнем в этой связи предположить, что в Вашингтоне в принципе не готовы ни каким внятным консультациям по вопросу иранской ядерной программы просто в силу того, что США сознательно «утяжелили» это досье заранее невыполнимыми условиями. И пока их, как попугай, транслирует главный дипломат США при любом удобном случае, говорить о начале какого-то диалога нереально. Отметим, что когда американцы решат реально договариваться, они перестанут в своей официальной риторике употреблять эти заранее неприемлемые пункты. Как это было в случае с Пхеньяном: там темы «плохого обращения со своим народом» даже не упоминались, как условия начала переговоров.

Такая позиция Вашингтона (оговорки Трампа о готовности к переговорам надо полагать просто как часть пиара, адресатом которого является прежде всего ЕС) выглядит абсолютно логичной и не претерпит никаких кардинальных изменений, как минимум, в течение ближайшего года. Вашингтон должен увидеть, как будет реализовываться его санкционный прессинг, какие трансформации в этой связи произойдут в самом Иране, и насколько угроза вторичных санкций против европейских, китайских и индийских компаний повлияет на их готовность и далее закупать иранскую нефть. Или, если совсем схематично, смогут ли США обнулить иранский экспорт углеводородов, что полагается в Белом доме главным инструментом давления на Тегеран. Идея была глупой с самого начала ее декларирования, что позволяет сделать вывод о том, что с аналитикой в администрации президента США дело обстоит не очень хорошо. С этим очевидно имеются определенные проблемы. Если европейские трейдеры ждут внятной позиции Брюсселя по гарантиям их юридической защиты от американских исков и штрафов, а их позиция во многом связана с наличием в их капитале американских инвесторов, то с Китаем, Индией и Турцией ситуация обстоит не так оптимистично. Про готовность Пекина и Нью-Дели продолжать бизнес (в том числе и в рамках закупок углеводородов) мы уже говорили. И американцам видимо придется делать для них «исключения» в своих станционных правилах. То же самое предстоит видимо сделать американцам и для турок.  Турция не намерена отказываться от поставок газа из Ирана из-за намерения Вашингтона вновь ввести санкции против Тегерана. Об этом, как сообщает телеканал Си-эн-эн тюрк, заявил в воскресенье 28 июля президент Турции Р.Т.Эрдоган. «Я раньше говорил [экс-президенту США Бараку] Обаме: «извините, но мы закупаем газ у Ирана». Где еще мне его приобретать, если не у Ирана? Мои граждане без него замерзнут зимой, и что мне с этим тогда делать? Эти же самые слова я передал и [хозяину Белого дома Дональду] Трампу», — отметил президент. Эрдоган 25 июля подтвердил, что его страна не будет принимать участие в введении санкций против Ирана. По его словам, желание США разорвать «стратегические отношения [Турции с Ираном] противоречат пониманию о свободе». Глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу также заявил, что Анкара не намерена принимать какое-либо участие в исполнении возможных американских санкций против Ирана. Чавушоглу также напомнил, что республика «не одобряет возобновление санкций США против Ирана». В этой связи еще раз подчеркнем, что при разработке своих санкций в отношении иранских углеводородов, американцы допустили ряд промахов. И если один из них был связан с чисто техническими моментами: невозможность быстро заместить весь объем иранской нефти, что создало риски повышения розничных цен на бензин в самих США, то теперь в дело вступают еще и  геополитические риски, под которыми надо прежде всего понимать весь комплекс взаимоотношений Вашингтона с теми или другими странами. Например, в случае с КНР — это очень жесткое взаимопроникновение двух экономик, что подразумевает автоматический ущерб от введения санкций против Пекина для самой американской экономики; в случае с Индией — это угроза активизации сотрудничества в области ВТС и попытка использовать Нью-Дели в афганском досье; в случае в Турцией — это прежде всего сирийское досье с точки зрения попыток Пентагона определить удобные для себя правила игры с Анкарой на севере страны. Все эти и другие моменты просто не позволят накладывать санкции без разбора, а значит в плане обнуления иранского экспорта будут возникать «дыры». А это прецеденты, которые создают угрозу для всего режима санкций. На иранском примере сейчас проходит апробация очень простого механизма: смогут ли единоличные санкции со стороны США при отрицательной позиции к этому со стороны практически всего международного сообщества заменить собой по масштабу и последствиям аналогичные санкции ООН. И есть все основания полагать, что американский вариант такого соревнования по своей эффективности не выдержит, но для осознания этого факта, а значит — и для готовности к каким-то переговорам,  нужно время.