- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Внутриполитические причины принятия Основного закона об Израиле как национальном государстве еврейского народа

Газета The Jewish Chronicle («Еврейская хроника») для лучшего понимания причин принятия Основного закона об Израиле как национальном государстве еврейского народа («Хок леом») предлагает вернуться к 2006 – 2007 годам, когда крупные арабо-израильские НПО опубликовали «три важных документа»: «Будущее видение арабских палестинцев в Израиле», «Демократическая конституция» и Хайфская декларация. «Каждый из них призывал к экономическому и социальному равенству для израильских арабов. Они также добивались права вето по национальным вопросам, право на возвращение палестинских беженцев и, что самое важное, отказа от еврейского характера Израиля». Звучали рекомендации создания двух государств – не еврейского и палестинского. Одно государство должно было быть светским двунациональным для евреев и арабов, а другое – исключительно палестинским. Эти публикации вызвали волну возмущения и напугали многих евреев в Израиле. А после наделения новыми полномочиями главы Верховного суда Аарона Барака (решение 6821/93, согласно которому Верховный суд может отменять закон, если будут обнаружены его противоречия с Основным законом о свободе трудовой деятельности или Основным законом о свободе и достоинстве человека)  общество, якобы, было напугано тем, что природа еврейского государства не зафиксирована в законе, таким образом, еврейский характер Израиля был под угрозой[i] [1].

Вполне вероятно, что определенная часть израильского общества была озабочена не вопросами безопасности, горящим югом Израиля от ежедневных поджогов с территории сектора Газа, дороговизной жилья и прочими житейскими проблемами, а именно отсутствием Основного закона о еврейском характере Израиля. Тем не менее, должны быть более релевантные к действительности причины принятия этого закона именно сейчас. 70 лет израильтяне жили без отдельного закона, определяющего Израиль как национальное государство для еврейского народа. Тем более с 2011 года, когда появился этот законопроект, на протяжении семи лет предпринимались безуспешные попытки его принятия.

Издание Jerusalem Post полагает, что израильскому премьер-министру Биньямину Нетаньяху важно было прохождение этого закона до ухода Кнессета на каникулы с 19 июля, поскольку 14 октября, сразу же после возвращения депутатов к работе, может быть объявлено о досрочных выборах. В случае такого развития событий, выборы состоятся уже в январе 2019 года.

Как известно, кабинеты министров в Израиле далеко не всегда отрабатывали положенный им срок. По расчетам исследовательского центра проблем Израиля и Ближнего Востока Bicom в 2018 году «Израиль увидит своего первого нового премьер-министра за почти десять лет. Расследование в отношении премьер-министра Б.Нетаньяху, скорее всего, завершится в этом году полицейской рекомендацией выдвинуть против него обвинение. Это заставит Ликуд определиться с новым лидером партии, либо Б.Нетаньяху поведет страну к выборам, чтобы предвосхитить обвинительное заключение, в результате которого будет сформирована новая коалиция во главе с Яиром Лапидом»[ii] [2].

Принятие «Хок леум» для Б.Нетаньяху и его партии Ликуд является законодательным достижением, которое можно будет использовать в следующей избирательной кампании, выставляя напоказ свой патриотизм[iii] [3].

Поскольку вызвавший шквал эмоций закон уже принят, другие партии также начали напоминать о своих послужных списках перед выборами. В частности, лидер правоцентристской партии с социальным уклоном «Кулану» Моше Кахлон на рекламных плакатах изображает свои экономические достижения в качестве ключевого вклада в безопасность Израиля. Когда другие политические силы обвинили его в том, что он выдал за свои проекты, которые были реализованы по их требованию, коллеги Кахлона парировали тем, что заслугой министра финансов является любое выделение государственных средств. Таким образом, «М.Кахлон показал, что он является хорошим учеником Б.Нетаньяху, который последовательно приписывает себе заслуги своих министров, к огромному их разочарованию».

В настоящее время делаются предположения о том, что сразу же после возвращения Кнессета к работе в октябре, Б.Нетаньяху все-таки инициирует ускоренное принятие закона, позволяющего гомосексуалистам иметь детей с помощью суррогатного материнства. Такой закон приведет к тому, что партии харедим (ультраортодоксальные) выйдут из коалиционного  правительства. Тем самым «ликудовцы» смогли бы подорвать усилия центристской оппозиционной партии Яира Лапида «Йеш атид», направленные на то, чтобы отобрать голоса у Ликуда, спекулируя вопросами религии и государства. Существует, правда, мнение, что Б.Нетаньяху не сможет сделать такой шаг, потому что он хотел бы сформировать следующее правительство вместе с ультра-ортодоксальными «Яхадут ха-Тора» (блок религиозных партий «Агудат Исраэль» и «Дегель ха-Тора») и ШАСом. Однако в отличие от прошлой ситуации, сейчас для них уже не будет другого варианта премьер-министра, которого они могли бы поддержать, кроме Б.Нетаньяху.

Jerusalem Post также отмечает возможное осложнение в том, что генеральному прокурору Авихаю Мандельблиту может и не удастся помешать Верховному суду вынести постановление, вынуждающее Б.Нетаньяху уйти в отставку в результате обвинительного заключения по делу о взяточничестве. В этом случае всплывает «фактор Бен-Гуриона». Дело в том, что Б.Нетаньяху не прочь пересидеть в премьерском кресле самого первого премьер-министра Израиля Давида Бен-Гуриона. А это уже произойдет 24 сентября с.г., если конечно не учитывать срок полномочий Бен-Гуриона в качестве главы временного правительства с 14 мая 1948 года до 10 марта 1949 года. Если же этот период принимать в расчет, то, по словам эксперта Израильского института демократии (IDI, Israel Democracy Institute) Офера Кенига, для рекорда Б.Нетаньяху нужно будет оставаться в премьерском кресле до 31 мая 2019 года. Принимая во внимание, что президенту Израиля обычно требуется неделя, чтобы назначить кандидата для формирования правительства и до шести недель, чтобы сформировать его, для достижения этой цели выборы должны проводиться не ранее середины апреля, ближе к Песаху (с 20 апреля в 2019 году).

Следовательно, если Б.Нетаньяху намеревался войти в историю с помощью принятия Основного закона о еврейском характере государства и пребывания на посту премьер-министра дольше Д.Бен-Гуриона, то он cмог сделать первое, но не второе.

Тем временем, влияние вызвавшего дискуссии по всему миру «Хок леом» в значительной степени символическое, а не практическое, так считают в Израильском институте демократии. Несмотря на то, что IDI отслеживает изменения в законодательстве, которые, по мнению его экспертов, наносят ущерб израильской демократии, в ситуации с рассматриваемым законом они считают, что его окончательная версия не имеет практического воздействия на будущее страны. «Это не меняет существующего положения дел и влечет за собой незначительное количество проблемных последствий, хотя и вызывает беспокойство. Это не травма, а оскорбление. Это практически ничего не меняет».

Президент института Йоханан Плеснер сказал, что закон «не будет иметь непосредственных конкретных последствий». Но одновременно заметил, что возможно в будущем, если состав Верховного суда изменится, закон может использоваться для вынесения постановлений, которые уменьшат равенство или урежут права не евреев или не ортодоксальных групп израильского общества.

Й.Плеснер отметил, что проблема законопроекта заключалась в том, что члены Кнессета не гарантировали равенство, точно также как положение о равных правах не зафиксировано в других основных законах Израиля. «Главная проблема с законопроектом заключается не в том, что в нем есть, а в том, чего в нем нет, а именно того, что Израиль демократическое и приверженное полному равенству для всех своих граждан государство» – сказал Й.Плеснер. «Когда демократический компонент отсутствует, а не укрепляет Израиль как еврейское государство, это предоставляет козыри врагам сионизма, которые хотят нанести ущерб праву Израиля на самоопределение».

Вице-президент IDI Юваль Шани сравнил Израиль с Польшей и Венгрией, заявив, что во всех трех странах имеются популистские тенденции, нацеленные на то, чтобы подчеркнуть основную идентичность нации и ограничить гражданские организации. Данная траектория политического процесса вызывает беспокойство.

Й.Плеснер сказал, что данные ежегодного индекса демократии IDI свидетельствуют о том, что закон о еврейском характере государства не отражает предпочтения большей части израильтян, поскольку подавляющее большинство хочет сохранить нынешний баланс Израиля как еврейско-демократического государства или даже укрепить демократическую составляющую. По его словам, заслуга IDI и других структур заключается в том, что данный принятый закон и другие противоречивые законопроекты приобрели менее разрушительное для израильской демократии содержание в окончательном виде, которые в результате стали законами. «Успех в предотвращении принятия проблемных законов был значительным»[iv] [4].

Что касается конкретно «Хок леум», то в качестве заключения отметим раввина Гилада Карива, руководителя Движения за прогрессивный иудаизм, который назвал законопроект «презренным». Он призвал народных избранников, заседающих в Кнессете, «не играть в свою предвыборную политическую игру в покер за счет имиджа и ценностей израильского общества…», испытывая его великодушие[v] [5].

 

[i] [6] Причины для утверждения еврейского характера Израиля // The Jewish Chronicle. 26.07.2018. URL: https://www.thejc.com/comment/columnists/reasons-to-a%EF%AC%83rm-israel-s-jewish-character-1.467722 [7] (на англ. яз.)

[ii] [8] Согласно отчету у Израиля будет новый премьер-министр к концу 2018 года // The Jewish Chronicle. 13.01.2018. URL: https://www.thejc.com/news/israel/think-tank-report-predicts-israel-will-see-a-new-prime-minister-by-the-end-of-2018-1.452088 [9] (на англ. яз.)

[iii] [10]Национальное государство – почему сейчас? // Jerusalem Post. 31.07.2018. URL:  https://www.jpost.com/Israel-News/ANALYSIS-Nation-State-Law-why-now-563809 [11] (на англ. яз.)

[iv] [12] Израильский институт демократии: закон о еврейском характере государства не меняет существующего положения дел // Jerusalem Post. 30.07.2018. URL: https://www.jpost.com/Israel-News/Jewish-Nation-State-Law-not-a-game-changer-IDI-says-563735 [13] (на англ. яз.)

[v] [14] Тысячи протестантов вышли на улицы Тель-Авива против законопроекта об Израиле как национальном государстве // Jerusalem Post. 14.07.2018. URL: https://www.jpost.com/Israel-News/Thousands-of-protesters-gather-against-nation-state-bill-in-Tel-Aviv-562506 [15] (на англ. яз.)