- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки китайских специалистов программы ядерного вооружения Пакистана

Развитие ядерного вооружения в Пакистане обусловлено появлением ядерных технологий военного назначения в Индии и военным превосходством Нью-Дели в обычных вооружениях. Следует отметить, что еще в 1956 г. была образована Комиссия по атомной энергетике Пакистана (КАЭП) – управляющий орган программ развития мирного и военного атома. Как отмечают китайские обозреватели, премьер-министр Пакистана Зульфикар Али Бхутто еще в 1965 г. сказал, что «мы будем есть траву, будем голодать, но мы будем обладать собственным ядерным оружием».

Очередным импульсом для развития ядерной программы Пакистана стало поражение в 1971 г. в очередном вооруженном конфликте с Индией. В связи с военной неудачей руководство Пакистана приняло специальную директиву о необходимости создания ядерного боеприпаса в течение последующих трех лет.

Китайские специалисты указывают, что особого прогресса пакистанские ученые ядерщики добиться не могли, пока в 1975 г. в страну не вернулся ученый-металлург Абдул Кадир Хан, который на протяжении нескольких лет работал в Исследовательской лаборатории физики и динамики в Амстердаме над вопросами повышения эффективности газовых центрифуг, предназначенных для обогащения урана. По данным американских разведывательных служб, А.К.Хан вернулся в Пакистан со значительным количеством технической документации, которая позволила местным специалистам самостоятельно воссоздать и наладить массовое производство газовых центрифуг типа Р-2.

В 1976 г. А.К.Хан, как руководитель Engineering Research Lab (закрытый центр ядерных исследований), приступил к исполнению «плана 706», согласно которого планировалось создать полноценную систему обогащения урана до уровня оружейного плутония с последующим его извлечением и изготовлением ядерного боеприпаса. По данным китайских обозревателей, к указанному моменту официальный Исламабад уже получил некоторые ядерные технологии из КНР, а именно образцы газовых центрифуг, конструкторскую документацию по ядерным головным частям (ЯГЧ) для ракет, некоторое количество урана и компоненты для создания специальных боеприпасов.

Одновременно А.К.Хан установил тесные контакты со специалистами из Ирана, Ливии и КНДР. Именно северокорейские специалисты дольше всех сохраняют связи с пакистанскими ядерщиками, и, по данным западных специальных служб, обе стороны провели достаточно эффективный обмен технологиями, который позволил Исламабаду и Пхеньяну получить в свое распоряжение достаточное количество обогащенного урана и плутония.

Китайские обозреватели отмечают, что благодаря «европейской» стажировке А.К.Хан под видом сотрудника КАЭП смог достичь договоренностей с представителями атомной промышленности Франции, Канады и Бельгии о поставках ядерных реакторов на тяжелой воде мощностью 40-50 МегаВатт и соответствующего оборудования, которое до сих пор функционирует и позволяет вырабатывать оружейный плутоний. Следует отметить, что первое ядерное взрывное устройство (уран низкого уровня обогащения) пакистанской разработки имело достаточно большие размеры и могло быть размещено только в грузовом отсеке военно-транспортного турбовинтового самолета С-130, что не гарантировало точности доставки до цели.

Только к 1984 г. пакистанские ученые смогли ввести в эксплуатацию высокоскоростные газовые центрифуги Р-3 и Р-4, которые позволили обогащать уран до оружейного уровня. Основным объектом ядерной индустрии Пакистана является центр по обогащению урана «Кушаб», который к настоящему моменту состоит из четырех цехов, в каждом по одному реактору, позволяющему вырабатывать в год по 11, 15, 18 и 30 кг плутония. Подобная производительность комплекса гарантирует возможность сборки от 8 до 21 ЯГЧ для баллистических и крылатых ракет. Вторым по мощности является завод по обогащению урана в Кахуте, на территории которого ведется строительство новых цехов. Пакистанские специалисты успешно продолжают наращивать запасы обогащенного урана, которые, по оценкам западных спецслужб, к настоящему моменту составляют 4000 кг.

В результате приложенных усилий 28 мая 1998 г. пакистанские военные провели пять подземных подрывов ядерных боеприпасов (условное обозначение испытаний Chagai 1) на территории полигона Ras Koh и еще подземный подрыв (условное обозначение испытаний Chagai 2) был выполнен 30 мая 1998 г. на полигоне Kharan Desert. Оба места проведения подземных ядерных испытаний (мощность боеприпасов варьировалась от 5 до 10 килотонн в тротиловом эквиваленте) расположены в провинции Пенджаб на границе с Исламской Республикой Иран.

Следует отметить, что указанные испытания ядерных боеприпасов привели к тому, что западные государства наложили эмбарго на поставки вооружений и военных технологий в Пакистан, однако, как известно, США продолжали оказывать военно-материальную помощь официальному Исламабаду в рамках борьбы с террористической угрозой. Некоторые западные и индийские специалисты отмечают, что на территории Пакистана продолжают функционировать 16 национальных организаций и представители 19 международных организаций террористического/экстремистского толка, которые периодически предпринимают попытки прорыва на ядерные объекты Пакистана, а также захватывают в заложники некоторых сотрудников и членов их семей с целью получения соответствующей информации.

В настоящее время объекты ядерной программы Пакистана расположены в следующих населенных пунктах: Карачи (реактор на тяжелой воде и Научно-исследовательский институт New Labs – ведется переработка топлива с завода Кушаб); Дэра Гази Хан, Мултан (реактор на тяжелой воде); Лахор, Кушаб (реактор для производства плутония и трития); Чашма (вероятно, производство плутония), Кундиан, Лаки, Иса Хель, Сихала (производство плутония); Шариф, Голра (исследования обогащенного урана); Равалпинди (два исследовательских реактора, пр-во плутония); Вах (сборка ЯГЧ); Тарвана (установка ЯГЧ на ракеты).

Для хранения готовых ЯГЧ ВС построены следующие военные базы, на территории которых возможно складирование, обслуживание и установка на предусмотренные носители – баллистические ракеты (БР) типа «Газнави», «Шахиин-2», «Гхаури-2, 3» или оперативно-тактические ракеты (ОТР) «Наср». Ниже в таблице представлены основные данные о местах хранения запасов ЯГЧ ВС Пакистана.

 

№№ Наименование Место расположения Краткое описание
1 Guiranwala 32º 14′ 27″

74º 04′ 23″

На территории базы расположено 2 бункера для хранения ЯГЦ, 5 бункеров для хранения БР «Газнави» и ОТР «Наср», также две площадки для снаряжения ракет и одна для выполнения пуска
2 Pano Aqil 27º 50′ 06″

69º 09′ 28″

На территории построен ангар для хранения ЯГЧ и два ангара для ракет, также выделена площадь под район обеспечения
3 Mashror 24º 53′ 43″

66º 55′ 39″

Подземная база хранения располагается на территории одной из основных АвБ ВВС Пакистана, что предполагает наличие компактных ЯГЧ, предназначенных для установки на крылатые ракеты воздушного базирования «Раад», запускаемые с истребителей F-16, Мираж-3 и 5, а также JF-17
4 Kori 27º 40′ 45″

66º 56′ 23″

Крупнейший подземный комплекс хранения ЯГЧ ВС Пакистана, расположен внутри горного массива. Построен при содействии китайских военных строителей и специалистов 2-го АУ НОАК. Имеет три входа/выхода
5 Gadwal 33º 49′ 10″

72º 45′ 05″

На территории базы расположен завод по производству ЯГЧ. Хранение осуществляется в шести раздельных бункерах. Дислоцирован батальон охраны
6 Khuzdar 27º 43′ 20″

66º 37′ 27″

Подземный комплекс для хранения ЯГЧ, вместимость от 46 до 2640 боеприпасов. Дислоцирован полк охраны
7 Petaro 25º 32′ 55″

68º 20′ 03″

Третье по масштабам хранилище ЯГЧ, позволяет размещать от 50 до 2400 боеприпасов. Оснащено современной системой охраны, контроля воздушного и космического пространства. Дислоцирована бригада охраны.

 

Необходимо отметить, что хотя ВС Пакистана пока не создали «ядерную триаду», однако в составе командования ВМС сформировано Управление частями стратегического назначения. Это указывает на возможное появление морской компоненты, которая будет основываться на новейших ДЭПЛ проекта S-20P китайского производства и крылатых ракетах морского базирования (КРВБ) «Бабур-3».

В отношении частей стратегического назначения СВ ВС Пакистана известно, что это артиллерийские бригады специального назначения, на вооружении которых находятся БР типа «Гхаури», «Газнави» и др. Подразделения стратегического назначения ВВС при необходимости будут применять КРВБ «Раад» с истребителей.