- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О дилеммах в треугольнике Турция – Россия – США глазами турецких обозревателей. Часть 5

Все последние дни турецкие СМИ увлечены занимательной геометрией, выстраивая систему непростых решений и дилемм, стоящих перед ключевыми игроками региона Ближнего Востока. Как можно судить из появляющихся публикаций, к их числу наблюдателями относятся три страны – кроме Турции, Россия и США.

От Турции перейдем к политике США на Ближнем Востоке.

Главным, пожалуй, изменением ближневосточного вектора американской внешней политики после прихода ко власти вместо администрации Барака Обамы администрации Дональда Трампа стал выход из иранской ядерной сделки. Здесь США выступили в роли своего рода game breaker, который пытается поломать всю выстроенную до сих пор игру и навязать свою.

Значимых изменений по отношению к Турецкой Республике новая администрация, вроде как, не демонстрирует. Разве что, в американской позиции появился кроме «кнута» ещё и «пряник» – дорожная карта по Манбиджу в Сирии, предусматривающая отвод сирийских курдов на восточный берег Евфрата.

Однако, и ранее маячившая угроза американских санкций «за С-400 и пастора (Эндрю Брансона – В.К.)» вышла на качественно новый уровень: 1 августа Минюст США ввел санкции в отношении министра юстиции Абдулхамита Гюля и главы МВД Турции Сюлеймана Сойлу, запретив им въезд и заморозив их активы в США (о наличии таковых не сообщается – В.К.) в рамках «глобального акта Магнитского».

В ответ, 4 августа президент Турции Р.Т.Эрдоган распорядился заморозить турецкие активы «симметричных» американских официальных лиц — министра юстиции США Джеффа Сешнса и министра внутренних дел США Райана Зинке, «если таковые (то есть, активы – В.К.) имеются».

Также 4 августа свое заявление, в ходе мероприятия Партии справедливости и развития (ПСР) в Анталье, сделал министр иностранных дел М.Чавушоглу повторив, что «Турция не склонится перед угрозами США» и отметив, что проблемы по делу задержания Эндрю Брансона «могут быть разрешены путем диалога». Он подчеркнул, что использование угрожающего языка не поможет США в вопросе получения результатов от Турции.

Так что, кроме Ирана на язык силы администрация США перешла со своим «образцовым партнером» Турцией причем, что характерно, по «акту Магнитского», ставя, таким образом, Турцию с Россией в глазах американской Фемиды в один ряд. Это вызвало гневную отповедь из «каждого турецкого утюга». Посмотрим, что на эту тему написали обозреватели главного проправительственного издания страны Daily Sabah.

4 августа обозреватель Бугра Канат написал статью «Самые темные дни для стратегического альянса», Бурханеттин Буран отметился колонкой «Стартегический шторм в отношениях между Турцией и США», а Садык Юнай статьей «Почему американские санкции против Турции никогда не сработают?».

В своем материале Бугра Канат пишет о том, что на протяжении последних нескольких лет «турецко-американские отношения переживают трудные времена», однако даже самые пессимистические наблюдатели двусторонних отношений не предвидели событий, которые произошли в течение прошедшей недели. Оптимизм, возникший после согласования сторонами так называемой дорожной карты по Манбиджу, «улетучился из-за угроз вице-президента М.Пенса, а затем и с санкциями, введенными в отношении двух министров Турции Министерством юстиции США».

Далее автор перечисляет все кризисы в образцово-показательных отношениях между Турцией и США, включая « письмо Джонсона, эмбарго на поставки оружия, кризис 1 марта, инцидент с мешками (на головах турецких военнослужащих – В.К.) в 2003 году и помощь США «Силам  народной самообороны», аффилированным с РПК». И далее, автор фиксирует ситуацию: «То, что произошло на прошлой неделе, напоминало худший из этих кризисов».

Автор использует слово «беспрецедентно», когда говорит о реакции администрации США в такой форме на своего партнёра по НАТО. И предрекает разрушительность этого кризиса, которая может превзойти все, что было до сих пор, если сторонам не удастся договориться дипломатическим образом. Тем более, что отношения между Турцией и США и так находятся на одном из самых низких для себя уровней за всю свою историю.

Отдельно автором подчеркивается тот факт, что два министра, внесенные США в санкционный список, возглавляли борьбу с терроризмом (лицом которого в Турции, в первую очередь, является беглый проповедник Фетхуллах Гюлен – В.К.). Иными словами, под удар оказывается поставлена совместная борьба с международным терроризмом, что окажет самое негативное влияние на региональную и глобальную безопасность. А продолжение кризиса, без его должного урегулирования, приведет к ситуации ещё большего ухудшения общественного мнения о США в Турции и возрастания числа потенциальных действующих лиц, которые могут вмешаться в этот конфликт (ну, то есть, это можно понимать как намек на третьи страны, кому неинтересны «плодотворные и прочные» отношения между Турцией и США» — В.К.).

С целью урегулирования кризиса, по мнению автора, нужно, во-первых, добиться непротиворечивости посланий, поступающих от различных американских ведомств, чтобы американская политика по отношению к Турции приобрела «стройность». Во-вторых, урегулирование кризиса – это лишь первый шаг, за которым должно последовать создание эффективного антикризисного механизма, поскольку рабочие группы, которые собирались до сих пор, результатов не принесли. Однако, как следует понимать автора, сейчас мяч – на стороне США, которые «должны работать над выздоровлением отношений» и «предпринять шаги для повышения доверия между двумя союзниками».