- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О плане связи Израиля с арабскими странами посредством железной дороги

В Египте вновь прошла волна политической дискуссии после того, как стало известно о состоявшейся встрече между послом Израиля в Каире, Давидом Говриным, и известным египетским социологом и директором Центра исследования развития им. Ибн Халдуна (ICDS) Саадом Эддином Ибрагимом в его доме.

С.Э.Ибрагим – египетско-американский социолог и автор многих публикаций. Он является одним из ведущих активистов движения за права человека и демократии в Египте, а также известен как ярый критик бывшего египетского президента Хосни Мубарака. Многие признают, что он сыграл важную роль в возрождении современного движения гражданского общества в Египте, будучи профессором социологии в Американском университете в Каире. С.Ибрагим является основателем Центра исследований развития Ибн Халдуна в Каире и Арабской организации по правам человека.

Тем временем его фигура в Египте является достаточно противоречивой. До того, как обрушиться с критикой на египетское правительство Хосни Мубарака в начале 2000-х годов, С.Ибрагим решил изменить свое негативное отношение к Анвару Садату (президенту Египта 1970 – 1981 гг.), который подписал мирный договор с Израилем в 1979 году.

Ибрагим был арестован, заключен в тюрьму и подвергнут судебному преследованию в 2000 году за использование средств Европейского союза, выделенных на мониторинг выборов, и за ухудшение имиджа Египта за рубежом. Он был приговорен к семи годам лишения свободы. Его соратники утверждали, что настоящими мотивами преследования стала откровенная критика президента Хосни Мубарака и его администрации. Его дважды судили по тем же обвинениям в судах государственной безопасности, каждый раз он выигрывал апелляционный суд. Во время третьего судебного разбирательства в 2003 году с него были сняты все обвинения, и он был освобожден. Позиционируя себя в качестве независимого интеллектуала, Ибрагим поддерживал проведение справедливых выборов, в то время как многие считали их несовместимыми с египетской политической культурой. С.Э.Ибрагим получал средства от любых источников, которые «разделяли мирные и демократические ценности», в том числе из США. В свое время в официальных египетских СМИ он подвергся нападкам за призыв к Конгрессу США обусловить выделение военной помощи Египту улучшением положения в области прав человека в стране и освобождением другого политического заключенного Аймана Нура.

Что касается египетско-израильских отношений, то хотя Египет и Израиль подписали мирный договор в 1979 году, и силы безопасности этих стран сотрудничают на Синайском полуострове в борьбе с терроризмом, между двумя народами по-прежнему отношения натянутые и минимальные, а сама тема взаимодействия с Израилем остается в египетском обществе весьма чувствительной.

Издание Al-Monitor приводит слова неназванного египетского должностного лица, рассказавшего местным средствам массовой информации 20 июля этого года о том, что израильский посол попросил С.Э.Ибрагима помочь ограничить нападки египетских СМИ на Израиль, которые зачастую ссылаются на еврейское государство как на «врага». В частности принятый недавно спорный новый закон о еврейском характере Израиля подвергся жесткой критике в египетских газетах как дискриминационный по отношению к палестинцам[i] [1]. С С.Э.Ибрагимом израильтяне консультировались по поводу того, как укрепить дипломатические связи и развивать отношения между Египтом и Израилем. На встрече также обсуждалась идея прокладки железной дороги между двумя странами и отправки египетских студентов на учебу в Израиль.

С.Э.Ибрагим рассказал изданию Al-Monitor о вопросах, затронутых на встрече с израильским послом, без упоминания места и даты встречи. В частности, обсуждалась оценка израильской общественности уровня отношений между народом Израиля и Египта и его соответствия надеждам, питаемым после мирного соглашения между двумя государствами. Выяснилось, что многие в Израиле призывают к большей координации с Египтом. Египетско-израильское взаимодействие не должно ограничиваться ежедневным обеспечением мер безопасности на Синайском полуострове, но помимо прочего должно включать поездки граждан, культурный обмен и коммерческую деятельность. В этой связи израильский посол и предложил идею железнодорожной дороги, соединяющих Египет с Израилем. При этом, по словам С.Э.Ибрагима, посол Израиля говорил о старой железнодорожной линии, которая может быть восстановлена. Речь идет о ж/д полотне от Иерусалима до территории Египта. После 1947 года и создания Израиля дорога была заброшена, так же как и торговые отношения, которые поддерживались благодаря этому ж/д сообщению.

Предложение Д.Говрина о восстановлении железнодорожного сообщения с Египтом следует рассматривать в связи с планами израильского правительства по воссозданию железнодорожного полотна, призванного связать Европу с Саудовской Аравией через Израиль, т.е. соединить Средиземное море с Персидским заливом через Израиль и Саудовскую Аравию с привлечением Иордании и Палестинской национальной администрации (ПНА). В бюджете Израиля на 2019 год, одобренном Кнессетом в середине января, выделено 15 млн шекелей (4 млн долларов) на проектирование железнодорожного сообщения. В рамках бюджета Израиля на 2019 год (479,4 млрд шекелей), бюджет израильского Министерства транспорта составил 476 млн шекелей и еще 21,3 млрд шекелей были выделены на проекты по развитию транспортной инфраструктуры[ii] [2].

Железнодорожный план предусматривает прокладку ж/д полотна, соединяющего Израиль с Саудовской Аравией и далее со странами Персидского залива. Железная дорога должна пройти от Хайфы до Бейт-Шеана, оттуда до города Дженин в северной части Западного берега р. Иордан и далее через иорданскую границу (КПП «Шейх Хуссейн») до иорданского Ирбида. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху поддерживает этот план, способствующий превращению Израиля в транзитный узел между Ближним Востоком и остальным миром.

По словам министра транспорта и он же министр разведки Исраэля Каца план будет способствовать развитию Иордании и превращению ее в региональный логистический центр. В последние годы грузовые контейнеры из Турции прибывают в порт Хайфа на севере Израиля и далее направляются на восток в Иорданию, а не к сирийской границе, транзит через которую был прекращен после начала войны. Таким образом Иордания должна быть связана с Западом и Саудовской Аравией, а также государствами Персидского залива и Ираком. Проект соединит также палестинцев не только с портами Хайфы, но и с арабским регионом. План уже был передан на рассмотрение Джейсону Гринблатту, представителю американского президента Дональда Трампа на Ближнем Востоке, который «был глубоко впечатлен» и пообещал привлечь администрацию США к его реализации. При этом американцам дали понять, что от них не требуется финансовой помощи для реализации этого проекта, а только поддержка Иордании, Саудовской Аравии и стран Персидского залива. Планируется, что финансированием строительства ж/д полотна на арабской стороне займутся частные компании, которым это сулит потенциальные экономические выгоды.

В целом же, по мнению И.Каца, план предотвратит гуманитарный кризис, обеспечит экономическое процветание и позднее послужит основой для политического урегулирования. Он отметил, что эта инициатива должна рассматриваться совместно с проектом строительства морского порта и аэропорта для Газы[iii] [3]. Все эти меры направлены на рост экономики Израиля, усиление его регионального влияния и сближение с арабскими государствами.

По словам С.Э.Ибрагима во время его беседы с израильским послом в Египте на все его предложения он указывал на палестинскую проблему, которая по-прежнему мешает Египту пересмотреть свою консервативную позицию в отношении дальнейшей нормализации отношений с Израилем. Тем не менее, в Египте С.Э.Ибрагима резко критикуют за его настойчивость в требованиях нормализации отношений с Израилем, что отвергается массой египтян и не приветствуется в официальном Каире. Египетский генеральный прокурор 22 июля обвинил С.Ибрагима в шпионаже в пользу Израиля, но его адвокат обжаловал иск в Кассационном суде и Верховном конституционном суде Египта.

Относительно израильского плана воссоздания железных дорог, Al-Monitor цитирует представителя движения ФАТХ Хазема Абу Шанаба. По его словам «эти израильские сценарии по прокладке железнодорожных путей в арабском регионе являются воспроизведением т.н. проекта «Новый Ближний Восток», который был сформулирован бывшим премьер-министром Израиля Шимоном Пересом [1984 – 1986 и 1995 – 1996 гг.]». Он объяснил, что Ш.Перес стремился к созданию такого Ближнего Востока, в котором Израиль был бы полностью интегрирован в арабский мир.

В свою очередь, политолог и эксперт по израильским делам Мунир Махмуд отметил, что беседы израильского посла в Каире в это время о железной дороге, соединяющей Израиль с Египтом, могут быть связаны с планом Каира по налаживанию железнодорожного сообщения с Суданом и Эфиопией. «Израильская железнодорожная сеть, ведущая в страны Персидского залива, выиграет от железной дороги с Египтом, поскольку это облегчит доступ в Африку».

Министр транспорта Египта Хишам Арафат 15 февраля этого года объявил о начале сотрудничества с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) в подготовке экономического обоснования для строительства железной дороги от каирского пригорода им. 6 октября до Судана и Эфиопии. Проект был одобрен руководителями Египта, Судана и Эфиопии на трехсторонней встрече на полях 30-го саммита Африканского союза, который состоялся 22 – 29 января 2018 года в Аддис-Абебе (Эфиопия).

Тем не менее, в египетском обществе существует неоднозначное отношение к социально-экономическим проектам такого масштаба. Бывший председатель Синдиката египетских инженеров Тарик аль-Набрави сказал Al-Monitor, что все инженеры в Египте отказываются от идеи строительства железной дороги, соединяющей страну с Израилем, в соответствии с позицией всех египетских профсоюзов, выступающих против нормализации отношений между двумя странами. «Наш отказ от этого проекта не объясняется техническими или инженерными соображениями. Это скорее политическая позиция против сотрудничества с оккупирующим государственным образованием».

Между тем, Яхья Кадвани, заместитель  руководителя парламентского комитета по обороне и национальной безопасности Египта, считает, что встреча между С.Э.Ибрагимом и Д.Говриным не заслуживает такого к себе внимания. «Встреча прошла между послом и египетским деятелем, не обладающим официальным статусом, и на ней обсуждались вопросы, касающиеся суверенитета Египта». «Израиль должен продемонстрировать добрые намерения и добиться прогресса в палестинской проблеме. Только так Израиль сможет снискать доверие со стороны арабских народов и заставить его признать».

Израильские амбиции открыться одновременно арабскому, европейскому и африканскому миру с помощью железнодорожной сети – это продуманный план. Он соответствует усилиям США по сближению Израиля с умеренными арабскими странами в регионе перед лицом общей иранской угрозы. Однако на его пути встает ряд препятствий в виде «красных линий», когда дело касается нормализации отношений с Израилем арабских стран и Египта, которым пока сложно отойти от проявления солидарности с «палестинским делом».

 

[i] [4]               Сможет ли протест общественного мнения в Египте пресечь на корню идею строительства египетско-израильской железной дороги? // Al-Monitor. 01.08.2018. URL: https://www.al-monitor.com/pulse/originals/2018/08/egypt-controversy-israel-railway-ambassador-middle-east-buzz.html [5] (на англ. яз.)

[ii] [6]                      Проект госбюджета 2019: откуда минфин планирует брать и на что собирается тратить деньги // NEWSru.co.il. 09.01.2018. URL: http://newsru.co.il/finance/09jan2018/budget2019_301.html

 

[iii] [7]             Мирная инициатива министра Каца: поезд из Израиля в Саудовскую Аравию через Иорданию // Ynet. 05.04.2017. URL: https://www.ynet.co.il/articles/0,7340,L-4945556,00.html