- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О ситуации в Судане и Южном Судане: июнь 2018 г.

6 июня президент Судана Омар аль-Башир предложил свои услуги в качестве посредника сторонам конфликта в Южном Судане, указав на возможность принять мирные переговоры между ними. Соответствующее заявление поступило от МИД Судана. Само предложение было передано президенту Южного Судана Сальве Кииру суданской делегацией, побывавшей в Джубе. В частности, Судан предложил принять в Хартуме встречу между С.Кииром и главой оппозиции Риеком Машаром.

Также 6 июня Судан объявил об аннулировании всех соглашений в области обороны с Северной Кореей, таким образом косвенно признав, что такие договоренности существовали. Понятно, кому было адресовано это объявление. Оно при этом вновь подтвердило ненадежность Судана в качестве партнера международного сотрудничества.

Одновременно Хартум объявил о создании специального комитета по наблюдению за введением санкций Совета Безопасности ООН против Северной Кореи. Как отмечалось в коммюнике МИД Судана, «производители вооружений аннулировали все контракты, заключенные с КНДР, а также прекратили все прямые и непрямые контакты» с Северной Кореей. Таким образом, очевидно, что эти контакт были, ходя две страны не поддерживают дипломатические отношения.

В октябре прошлого года Вашингтон отменил торговое эмбарго против Хартума, однако сохранил Судан в списке «государств, поддерживающих терроризм», в который также входят Северная Корея, Сирия и Иран. Такая ситуация мешает сделкам между суданскими и международными банками и тормозит развитие экономики в стране, которая противостоит галопирующей инфляции, огромному внешнему долгу и потерям доходов от экспорта нефти.

Напомним, что в начале мая высокопоставленный представитель американской администрации на условиях анонимности заявил, что для исключения Судана из этого «черного списка» он ранее должен «прекратить все торговые отношения» с Северной Кореей.

15 июня международная организация «Репортеры без границ» сообщила, что несколькими днями ранее сотрудники Национальной службы разведки и безопасности (NISS) Судана полностью изъяли тиражи трех газет – «Ат-Тайяр», «Аль-Яум Алтали», «Аль-Джарида». Были также допрошены журналисты, писавшие на «чувствительные темы».

В частности, газета «Ат-Тайяр» написала в номере от 10 июня, что отставка президента Судана Омара аль-Башира могла бы способствовать восстановлению экономики страны.

21 июня глава совместной Миссии ООН и Африканского союза в Дарфуре (Minuad) Джеремиа Мамаболо сообщил, что суданские военные воспрепятствовали «голубым каскам» войти в Дарфуре в зоны боев в регионе Джебель Марра, которые вынудили бежать из них сотни человек. «Продолжение боев вызывает сожаление. Они должны быть немедленно прекращены. В зоны боев должен быть открыть доступ для гуманитарных организаций с тем, чтобы оказать помощь пострадавшему населению», — заявил он.

Бои в районе Джебель Марра развернулись несмотря на то, что в марте Хартум объявил одностороннее прекращение огня во всех конфликтных зонах – Дарфуре, а также в штатах Голубой Нил и Южный Кордофан. Новая вспышка боев произошла в момент, когда ООН  предусматривает сократить численность Minuad на 50% к июню 2019 г., то есть военных с 8735 до 4050 человек, полицейских – с 2500 до 1870 человек.

 

1 июня Совет Безопасности ООН в очередной раз пригрозил санкциями для главарей воюющих сторон в Южном Судане в случае, если они не придут к соглашению о прекращении продолжающейся уже четыре с половиной года гражданской войны. Соответствующая резолюция, проект которой был подготовлен США, была подержана 9-ю членами Совбеза. 6 воздержались, в том числе Россия, Китай и Эфиопия. Она предусматривала, что в случае, если до 30 июня стороны конфликта не достигнут действенного политического соглашения, Совбез изучит в последующие 5 дней возможность введения санкций против министра обороны Южного Судана Куола Маньянга Джуука и пяти других высокопоставленных чиновников, а также установления эмбарго на поставки оружия.

6 июня Р.Машар заявил о готовности встретиться с С.Кииром. Одновременно он заявил, что ему ничего неизвестно относительно предложения Судана провести эту встречу в Хартуме. Позднее стало известно, что Р.Машар отверг предложение главы Судана, а Джуба потребовала, чтобы такая встреча состоялась вне региона, предпочтительно – в ЮАР.

13 июня США потребовали от Кении усилить борьбу против инвестирующих на ее территории богатых южносуданцев, сколотивших свои состояния на гражданской войне. В тот день находившийся в Найроби и совершавший турне по странам Восточной Африки заместитель главы  казначейства по вопросам разведки и борьбы с терроризмом Сигал Манделькер выразил сожаление в связи с тем, что высокопоставленные южносуданские деятели смогли вложить средства в недвижимость в Кении путем инвестирования средств, полученных при сомнительных обстоятельствах. «Я хочу быть откровенным: те, кто виновны в нарушениях прав человека и коррупции, кто обижает бедных и невинных, матерей и детей, должны принимать в расчет наше предупреждение», — сказал он на пресс-конференции в Найроби. «Мы заверяем, что для них будут последствия – мы перекроем для них доступ к финансовой системе США, и мы работаем с нашими партнерами в этом регионе и везде в мире с тем, чтобы они поступили так же», — сказал он.

19 июня МИД Эфиопии объявило, что день спустя в Аддис-Абебе впервые за два года состоится встреча между президентом Южного Судана Сальвой Кииром и его оппонентом Риеком Машаром. Последний со времени боев в июле 2016 г. в Джубе, похоронивших мирное соглашение от 2015 г, был вынужден покинуть Южный Судан и до последнего времени проживал в ЮАР. Два южносуданца были приглашены в Аддис-Абебу новым премьер-министром Эфиопии Абием Ахмедом. 20 июня оба они прибыли в столицу Эфиопии. В тот же день состоялась встреча между ними. Об ее содержании ничего не сообщалось.

Уже 21 июня в Аддис-Абебе прошел саммит стран Восточной Африки, призванный придать новый импульс мирному процессу в Южном Судане.

22 июня неожиданно резко о лидере повстанцев отозвался по итогам переговоров в Аддис-Абебе министр информации Южного Судана Майкл Макей. «С нас достаточно Р.Машара и ущерба, который он причинил южносуданцам», — заявил он на пресс-конференции. По его словам, поэтому Р.Машару нет места в правительстве национального единства. «Если он захочет стать президентом, у него не остается ничего иного, как ждать президентские выборы», — сказал министр. Его выступление показало, какую позицию Джуба заняла два дня спустя после переговоров между С.Кииром и Р.Машаром. Тем не менее тогда же стало известно, что Джуба согласилась на требование саммита глав стран Восточной Африки принять участие в очередной встрече двух сторон, которую должен был принять Хартум 25 июня. Затем календарь контактов предусматривал встречу в Найроби с тем, чтобы финализировать соглашение в Аддис-Абебе. В течение этого процесса, на который отводились 2 недели, предполагалось, что Р.Машар будет жить в указанных столицах. Затем, по утверждениям представителей Джубы, он «не сможет жить в регионе или где-нибудь в районе ЮАР». При этом утверждалось, что Джуба якобы заручилась согласием на это со стороны глав стран Восточной Африки.

Похоже, что все торопились, поскольку ранее ООН дала сторонам южносуданского конфликта время до конца июня для того, чтобы прийти к «дееспособному политическому соглашению».

Заявление М.Макея резко осудили повстанцы, назвав его «безответственным, подрывающим мирный процесс».

Тем не менее уже 25 июня в Хартуме состоялась новая встреча между С.Кииром и Р.Машаром. Столица Судана приняла такую встречу впервые. 26 июня по итогам второго дня переговоров в Хартуме было объявлено, что стороны южносуданского конфликта «пришли к согласию по некоторым пунктам». 27 июня С.Киир и Р.Машар подписали соглашение о вступлении в силу в течение 72 часов после подписания «постоянного» режима прекращения огня. Они также подписали документ, получивший название «Хартумская декларация».

В заявлении после подписания документов С.Киир заявил, что «этот день народ Южного Судана долго ждал, и он наступил». Его оппонент сказал, что установление режима прекращения огня является «прелюдией к прекращению конфликта».

Предыдущие подобные соглашения немедленно нарушались.

По имеющимся данным, «Хартумская декларация» предусматривает, в частности, отказ от боевых действий, причем он касается и всех союзных сторонам конфликта сил, открытие гуманитарных коридоров, освобождение военнопленных и политзаключенных. Документ предусматривает также развертывание в ключевых точках миротворцев Африканского Союза и стран Восточной Африки. Договорено, что силовые структуры не будут формироваться по племенному признаку. Переходное правительство должно быть сформировано в течение 120 суток с мандатом на 36 месяцев. Еще один пункт договора, явно предложенный Суданом – Джуба при сотрудничестве с Хартумом восстановит  добычу нефти на блоках 1, 2, 4 и 5А в провинции Единство.

А уже 30 июня повстанцы обвинили Джубу в нарушении Хартумских договоренностей.

Тем временем в Южном Судане 26 июня в результате нападения неизвестных на гуманитарный конвой погиб миротворец из Бангладеш. Конвой под охраной миротворцев из состава Миссии ООН в Южном Судане (Minuss) следовал из Ей в Лазу.

В целом, вряд ли приходится сомневаться, что Хартумские соглашения изначально обречены. Мир в Южном Судане невыгоден никому из участников конфликта.