- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Южный Судан: мирное урегулирование как панацея от масштабного голода

К середине 2018 года под давлением основных внешних игроков, заинтересованных во внутриполитической стабилизации и по линии ООН, наметилась очередная попытка достигнуть перемирия между противоборствующими силами — президентом С.Кииром и оппозиционным лидером, бывшим вице-президентом Р.Машаром. В конечном счете, к концу июня с.г. стороны встретились за столом переговоров (примечательно — в Хартуме, который теперь по сути выступает в качестве посредника южносуданского внутриполитического процесса) и приняли декларацию о заключении перемирия и о «постоянном прекращении огня». Декларация также провозгласила амбициозные цели создания нового переходного правительства — в которое также может быть включен лидер оппозиции Р.Машар, впервые, кстати, лично участвующий в переговорном процессе (ранее допускалось участие только его уполномоченных представителей).

Примечательно, что эта вторая попытка достижения совместной договоренности между президентом Кииром и оппозиционным лидером Машаром. Первое такого рода соглашение, заключенное в августе 2015 года по итогам 18-месячного переговорного процесса под эгидой Восточно-африканского сообщества по развитию (IGAD), оказалось провальным – спустя год после его подписания кровавые столкновения вновь возобновились.

Так и на этот раз, как полагают международные эксперты, особых поводов для оптимизма по поводу устойчивости нынешнего перемирия испытывать не стоит. Очевидно, что соглашение готовилось под сильным внешним нажимом доноров – как по линии ООН, так и по двусторонним каналам. В мае 2018 г. ООН продлила пакет санкций против Южного Судана в связи с отсутствием прогресса в переговорах по перемирию. США как главный донор гуманитарной операции в Южном Судане посылали с начала текущего года неоднократные сигналы президенту С.Кииру о необходимости сесть за стол переговоров, а с апреля с.г. ввели жесткие санкции против нефтяного сектора, главного источника пополнения национального бюджета. США, равно как и другие традиционные доноры, работающие в Южном Судане, в первую очередь заинтересованы в прекращении вооруженного конфликта в целях предотвращения массовой миграции, внутренних переселений и главное – массового голода населения в случае развития кризиса. В противном случае Южный Судан может ожидать новый виток роста гуманитарных потребностей, что потребует колоссальных дополнительных финансовых вливаний от стран-доноров. В то же время, c учетом этого прессинга, новое Хартумское соглашение получилось довольно амбициозным с набором нереалистичных на сегодняшний день декларативных задач. Главным проблемным моментом является отсутствие доверия между противоборствующими сторонами. Практически сразу после заключения соглашения, обе стороны приступили к взаимным обвинениям о нарушении перемирия, что априори является плохим признаком. В таком климате будет сложно добиться выполнения других важных пунктов, зафиксированных в Хартумском соглашении, в частности срочных мер в сфере безопасности по созданию каждой из сторон механизмов «мониторинга собственных действий» и по размещению миротворческих сил Восточно-африканского сообщества по развитию (IGAD) и Африканского союза. Последние пункты, к примеру, уже были отвергнуты оппозиционным «Движением по освобождению народа Судана», которое возглавляет бывший вице-президент Р.Машар.

Помимо тактических расхождений, главным препятствием на пути успешной реализации заключенного соглашения является фундаментальное противоречие между двумя противоборствующими сторонами относительно будущего государственного устройства и формирования правительства в стране. Соглашение предусматривает адаптационный период (120 дней), после которого должно быть назначено новое переходное правительство с участием как правящей партии, так и оппозиционных сил. Новое переходное правительство будет иметь мандат на 36 месяцев для подготовки общенациональных выборов. Предполагается учреждение постов 4 вице-президентов, самый старший из которых по статусу должен занять Р.Машар. Однако на практике президент С.Киир, которому удалось консолидировать вокруг себя значительную поддержку в политическом истеблишменте, в принципе не готов на создание коалиционного правительство с участием своего оппонента и будет препятствовать его возвращению в страну. Хотя, не исключено, что в качестве компромисса Киир может допустить на одну из четырех позиций вице-президентов «представителя от оппозиционных сил» (но не Машара).  Другие набирающие силу оппозиционные движения в стране, например, «Альянс оппозиции Южного Судана» выступают за уход с политической сцены обоих лидеров – Киира и Машара – и за передачу власти новым лидерам от оппозиции.

Помимо наличия непримиримых политических противоречий, существуют еще и препятствия законодательного характера для претворения в жизнь достигнутых договоренностей. В частности, принятый недавно парламентом Южного Судана закон о продлении президентских полномочий С.Киира до 2021 года по сути делает Хартумское соглашение невыполнимым.

Барометром хрупкой политической ситуации и неустойчивости вновь заключенного перемирия является стремительно деградирующая гуманитарная ситуация – под воздействием эскалации насилия в различных регионах Южного Судана. В частности, по итогам июля страну охватила новая волна массовых вынужденных переселений гражданского населения (несколько десятков тысяч человек), в том числе в провинциях Центральная Экватория, Западная Экватория, Юнити и Западный Бахр эль-Газаль. При этом, в первом полугодии 2018 г. более 20 тысяч беженцев из Южного Судана мигрировали в соседний Судан (их общее число на сегодня составляет почти 800 тысяч человек).

В целом ожидается, что гуманитарные потребности Южного Судана во втором полугодии 2018 года продолжат и далее расти в условиях эскалации насилия и отсутствия устойчивого перемирия. Общее число нуждающихся в продовольственном обеспечении составляет более 7 млн человек, из которых по линии Всемирной продовольственной программы ООН (ВПП) в июне-июле с.г. было охвачено продовольственной помощью почти 3 млн. человек. При этом в условиях дефицита топлива, девальвации национальной валюты и высоких цен, что оказывает прямое негативное влияние на нынешний посевной сезон, доля населения в наиболее критическом положении (фаза 4 «чрезвычайная ситуация» и фаза 5 «массовый голод» согласно международной интегрированной классификации продовольственной безопасности IPC) будет неуклонно расти. В частности, по состоянию на июль с.г., средние цены на основные посевные культуры в Южном Судане (пшено, сорго) на 200% выше средних показателей за пятилетний период.

Таким образом, объявленное в июле новое внутриполитическое перемирие в Южном Судане, станет, скорее всего, очередной декларацией о намерениях, а не реальным инструментом достижения общенационального согласия и завершения длительного вооруженного конфликта. Соответственно, использовать Хартумское соглашение в качестве превентивной меры для предотвращения массового голода и восстановления аграрного сектора Южного Судана, едва ли удастся. В этой связи, гуманитарному сообществу следует тщательно планировать свои интервенции в Южном Судане на вторую половину 2018 года и активнее работать с донорским сообществом для привлечения дополнительного финансирования ввиду вероятной эскалации гуманитарной ситуации.