- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Израиль: результаты исследования израильского общественного мнения

Очередные результаты исследования «Индекс мира» (Peace Index), которое ежемесячно проводится под руководством Тамар Херманн (научного руководителя Центра изучения общественного мнения и политики им. Гутмана при Израильском институте демократии) и Эфраима Яара, (профессора социологии из Тель-Авивского университета) были опубликованы 31 июля 2018 года. В опросе, проведенном по телефону 24-26 июля 2018 года, участвовали 600 респондентов, которые сформировали репрезентативную национальную выборку взрослого населения Израиля (израильские евреи и арабы) в возрасте 18 лет и старше. Максимальная погрешность измерения для всей выборки составляет ± 4,1% при 95%-ном доверительном интервале[i] [1].

Посредством опросов «Индекс мира» анализируется отношение израильского общества к актуальным внутренним и региональным проблемам и аспектам палестино-израильского конфликта. В июльском исследовании основное внимание было уделено трем международным проблемам (ретроспективной оценке одностороннего размежевания с сектором Газа в 2005 году, продолжающийся конфликт вдоль границы между Израилем и Газой, а также победа режима президента Башара Асада в Сирии и то, как эта ситуация повлияет на Израиль). Опрос был проведен и по ряду внутренних проблем – принятию Основного закона об Израиле как национальном государстве еврейского народа и его последствиях, гражданским бракам и правовому статусу сообщества ЛГБТК (LGBTQ) в Израиле.

Относительно палестино-израильского конфликта: в то время как большинство израильтян выступают за мирные переговоры между Израилем и Палестинской национальной администрацией (ПНА), 80% израильских евреев и 52% израильских арабов не считают, что переговоры приведут к миру.

Респондентов спросили их мнение о том, как, оглядываясь назад, они рассматривают одностороннее отделение Израиля от сектора Газа в 2005 году – было ли это разумным или не разумным шагом с точки зрения национальных интересов Израиля? Большинство еврейских респондентов (56%) ответили, что разъединение было не умным шагом. Интересно отметить, когда такой же вопрос задавался через год после разъединения (в июне 2006 года), то 50% считали это ошибкой, а 46% – не рассматривали это как ошибку. Таким образом, с годами вырос, хотя и не намного, процент тех, кто отрицательно оценивает одностороннее размежевание, осуществленное правительством Ариэля Шарона. Распределение ответов по принадлежности к тому или иному политическому спектру показывает то, что подавляющее большинство «правых» (75%) считает, что отделение от Газы не было разумным шагом, по сравнению с явным большинством в «центре» (61%) и «слева» (78%), которые утверждают обратное. Среди израильских арабов 70% считают, что разъединение было разумным шагом с точки зрения интересов Израиля.

Относительно недавно принятого Основного закона об Израиле как национальном государстве еврейского народа, 52% израильских евреев считают важным, что именно сейчас был принят этот закон. Кроме того, большинство населения (60%) считает, что закон должен включать принципы равенства, 51% израильских евреев поддерживают изменение статуса арабского языка – с официального языка государства Израиль на язык со специальным статусом, –  тогда как 40% израильских евреев против этого. На фоне возмущения законом друзской общины Израиля интересно отметить, что 61% израильских евреев не считают, что закон повлияет на степень преданности друзов государству, и только 25% утверждают обратное. Что касается пункта закона о поддержке связи Израиля с диаспорой и стремлении сохранить еврейское культурное, историческое и религиозное наследие в диаспоре[ii] [2], то 33% израильских евреев считают, что тем самым в законе проявляется высокомерие по отношению к еврейской диаспоре, которая, получается, не может обойтись в этих аспектах без Израиля, а 51% –  так не считает. Респондентов попросили высказать свое отношение к предположению, что Израиль принятием этого нового Основного закона берет на себя ответственность за еврейскую диаспору, но пытается ослабить влияние неортодоксальных направлений иудаизма, несмотря на то, что большинство евреев диаспоры принадлежит к реформистскому или консервативному течению. Такое толкование закона считают правильным 27% и неверным – 48% израильских евреев.

Протест сообщества ЛГБТК по поводу закона о суррогатном материнстве[iii] [3] и ​​недавний арест Дова Хаюна, израильского раввина консервативного направления иудаизма[iv] [4], ставят перед израильским обществом фундаментальные вопросы, касающиеся характера брачного обряда в Израиле.

Относительно правового равенства для однополых пар: 68% израильских евреев поддерживают предоставление однополым супругам равных прав с традиционными парами. Кроме того, 69% израильских евреев поддерживают разрешение однополым парам усыновлять детей в Израиле, в то время как 80% израильских арабов выступают против этого. При этом 65% евреев и 35% арабов лично знакомы с людьми, живущими однополыми парами (гомосексуалисты, лесбиянки и т.д.), тогда как 32% евреев и 61% арабов – не знают таких. В целом, личное знакомство с однополыми парами сильно влияет на позицию по этому вопросу. Накануне израильский премьер-министр Биньямин Нетаньяху пообещал, что, несмотря на голосование в Кнессете за версию закона, которая запрещает мужским парам пользоваться услугами суррогатных матерей в Израиле, он добьется изменения закона, чтобы тот предусматривал право суррогатного материнства для мужских пар. Респондентов спросили, верят ли они в то, что премьер-министр сдержит свое обещание: 26.3% евреев и 26.1% арабов верят, а 63% евреев и 70% арабов не верят.

Большинство израильских евреев (64%) поддерживают гражданский брак: 52% представителей «правого» политического спектра,  80% «центристов» и 96% «левых». Распределение ответов по религиозному статусу респондентов, дает следующие результаты: 94% светских евреев, 62% нерелигиозных «традиционных» евреев («хилоним»), 48% религиозных, придерживающихся традиции («масортим»), 14% религиозных («датим») и 9% ультраортодоксальных евреев («харедим») поддерживают гражданские браки. 75% израильских арабов выступают против возможности заключения гражданских браков для всех.

Относительно религиозных браков, проводимых раввинами реформистского или консервативного направления иудаизма: 59% израильских евреев считают, что Израиль должен признать религиозные браки, проводимые реформистскими или консервативными раввинами, в то время как 35% выступают против этого. Когда вопрос был разделен по религиозному статусу респондентов, то выяснилось, что браки, проводимые реформистскими или консервативными раввинами, поддерживает 88% светских, 62%  нерелигиозных «традиционных», 40% религиозных, придерживающихся традиции, 9% религиозных и всего 2% ультра-ортодоксальных евреев.

Что касается палестино-израильского конфликта, то один из вопросов касался позиции респондентов относительно ведения мирных переговоров между Израилем и ПНА: 23% израильских евреев и 47% израильских арабов всячески поддерживают идею продолжения ведения переговоров с Рамаллой, в то время как 17% евреев и 21% арабских граждан Израиля категорически выступают «против». При этом почти половина опрошенных (45.5% евреев и 49% арабов) совсем не верят в то, что переговоры между Израилем и ПНА приведут в ближайшие годы к миру между Израилем и палестинцами. Однако сильно в это верят 2.8% евреев и 3.3% арабов.

С оценкой министра обороны Авигдора Либермана относительно того, что ХАМАС с его продолжающимися провокациями пытается втянуть Израиль в широкомасштабную военную операцию в секторе Газа согласны 70% евреев и 34% арабов, а не согласны 24% евреев и 53% арабов. Если же ХАМАС нарушит режим прекращения огня, то 61% евреев и 16% арабов будут считать правильным шагом с точки зрения интересов Израиля начало широкомасштабной военной операции ЦАХАЛа (Армии обороны Израиля) против ХАМАСа в секторе Газа, в то время как 31% евреев и 70% арабов – неправильной мерой.

Относительно событий в соседней Сирии и того, что президенту Башару Асаду удалось выиграть войну и восстановить свою власть, то исходя из интересов Израиля 40% евреев и 38% арабов положительно воспринимают этот факт, а для 43% евреев и 33% арабов это является плохой новостью. При этом 78% евреев и 75% арабов поддерживают, в то время как 19% евреев и 23% арабов не поддерживают, оказание Израилем прямой или опосредованной медицинской и продовольственной помощи жертвам сирийской гражданской войны. Отказ Израиля пропускать сирийских беженцев на свою территорию, «даже если их жизни угрожают силы Асада» считают правильным 78% евреев и 24% арабов, и расценивает как не правильный подход 14% евреев и 66% арабов.

Исследование показало, что в целом проводимая сейчас израильским правительством политика по рассматриваемым в опросе социально-экономическим и политическим проблемам пользуется поддержкой общества, хотя относительно доверия премьер-министру в том, что он выполнит свое обещание, в данном случае внести изменения в закон о суррогатном материнстве, то ситуация складывается не в пользу Б.Нетаньяху. Распределение голосов показывает, что только среди избирателей Ликуда большинство, притом не значительное (53%), верят обещаниям премьер-министра. Отметим также, что по некоторым политическим вопросам региональной политики (успехов в Сирии режима Асада) прослеживается относительное совпадение взглядов еврейских и арабских граждан Израиля.

[i] [5] 60% израильтян считают, что закон о еврейском характере государства должен включать «равенство» // Институт израильской демократии. 31.07.2018. URL: https://en.idi.org.il/articles/24311 [6] (на англ. яз.)

[ii] [7] Основной закон: Израиль – национальное государство еврейского народа. Кнессет Израиля. 19.07.2018. URL: http://knesset.gov.il/laws/ru/yesodru16.pdf

[iii] [8] 18 июля 2018 года Кнессет принял поправки к Закону о договорах по вынашиванию ребенка, известный как закон о суррогатном материнстве. Если раньше услугами суррогатных матерей могли воспользоваться только гетеросексуальные пары, то теперь эта возможность появилась у женщин-одиночек, и как следствие, у лесбийских пар. При этом Кнессет не принял поправку депутата Амира Оханы (Ликуд), в соответствии с которой мужчинам также было бы предоставлено это право, а значит, такой процедурой могли бы воспользоваться гомосексуалисты. См.: Суррогатное материнство для израильтян в 2018 году: о законе, деньгах и этике // NEWSru.co.il. 25.07.2018. URL: http://newsru.co.il/health/25jul2018/surrogacy2018_501.html

[iv] [9] Раввин Дов Хаюн, глава общины «Мориа» (консервативного иудаизма в Хайфе), был задержан и допрошен полицией 19 июля 2018 года в результате жалобы раввината Хайфы о проведении свадьбы (хупа),  по еврейскому обряду (Галахе), не имея на то разрешения от главного раввината. Арест обосновывается принятым Кнессетом 19-го созыва законом, который запрещает проведение «частных» свадебных церемоний по Галахе без соответствующего уведомления властей.  По закону предусмотрено наказание до двух лет тюремного заключения как раввина, который проводил обряд, так и молодоженов. См.: «Иран уже здесь»: консервативному раввину грозит тюрьма за проведенную хупу в Хайфе // Вести. 19.07.2018. URL: https://www.vesty.co.il/articles/0,7340,L-5312861,00.html