- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки перспектив создания «ядерной триады» ВС Пакистана. Часть1

Как известно, наличие ядерного вооружения – ядерных головных частей и надежных средств их доставки – баллистических или крылатых ракет является сдерживающим фактором для абсолютного большинства руководителей государств. В этой связи китайские специалисты отмечают, что в свете продолжающей гонки вооружений между Индией и Пакистаном, а именно в условиях экстенсивного развития ВМС Индии, которые располагают атомными подводными лодками российского и национального производства, военно-политическому руководству Пакистана приходится принимать значительные усилия по поддержанию и развитию собственных ВМС.

В настоящее время, пакистанские военные моряки располагают тремя устаревшими дизель-электрическими подводными лодками проекта «Августа 90В» (пр-во Франции), которые проходят модернизацию, благодаря контракту с турецкими компаниями Aselsan, Havelsan и SavunmaTeknolojileri Muhendislik A.S. Турецкие специалисты заменят радионавигационное оборудование, установят новые системы радиотехнической разведки – конформные гидроакустические станции и системы боевого управления. В целом это не исправит ситуацию с шумностью пакистанских субмарин, поскольку замену гребных валов, винтов и силовых агрегатов проводить не будут.

По данным китайских источников, в настоящее время одна из ДЭПЛ «Августа 90В» является испытательной платформой для крылатых ракет (КР) типа «Бабур» (по классификации ВС стран-членов НАТО «Хатф» с соответствующими номерами), разработку которых пакистанские специалисты начали благодаря тому, что одновременно с подводными лодками ВМС Пакистана приобрели техническую документацию и партию противокорабельных ракет SM39 французского производства.

Вполне вероятно, что пакистанские специалисты использовали информацию о конструкции ПКР «Гарпун» американского производства, а также данные, полученные в процессе анализа конструкции КР BGM-109 (также известны как Tomahawk), потерпевших крушение в одном из приграничны районов Пакистана в 2001 г.

Кроме того, тесные контакты между Исламабадом и Киевом позволили конструкторам из Пакистана ознакомиться с образцами КР Х-55 советского производства.

В отношении КР серии «Бабур» известно, что они имеют длину 6,25 м, диаметр 520 мм, размах крыльев 2,67 м, максимальная взлетная масса 1500 кг, высота полета над морем 7-15 м, высота полета над сухопутной частью над равниной частью и в горных районах составляет 50 и 100 м соответственно. Указанные линейные размеры подтверждают, что пуск КР морского базирования «Бабур» осуществляется из торпедного аппарата калибра 533 мм.

Максимальная дальность полета КР «Бабур-1» (по классификации НАТО «Хатф-7») составляет 500 км, при этом масса единой фугасной боевой части – 300 кг, а при необходимости КР может быть укомплектована кассетной боевой частью с 86 поражающими элементами.

Как отмечают обозреватели специализированных китайских военно-технических изданий, пакистанские конструкторы постоянно работают над совершенствованием возможностей КР серии «Бабур». Так, первый испытательный пуск был выполнен в 11 августа 2005 г.

Всего было осуществлено 9 пусков с наземных наклонных пусковых установок и по мере повышения угла пуска была увеличена дальность полета. Следует отметить, что КР «Бабур-1» впервые была представлена вниманию широкого круга специалистов и общественности только в ноябре 2006 г. в г.Карачи.

Одновременно с работой над КР морского базирования пакистанские конструкторы в инициативном порядке разработали КР сухопутного базирования «Бабур-2» (классификации ВС НАТО «Хатф-8»), для применения которой создана мобильная счетверенная пусковая установка – на базе грузового шасси специального назначения типа «МАЗ». Следует отметить, что пакистанские специалисты разместили на одной машине всю необходимую аппаратуру для получения данных о цели, наведения и сопровождения КР после пуска. Именно большой размер и масса кабины с боевыми постами ракетного расчета обусловили малое количество пусковых направляющих.

В рамках работ над КР сухопутного базирования «Бабур-2» и морского базирования «Бабур-3» (первое испытание проведено в январе 2017 г.) пакистанские конструкторы сосредоточили свое внимание на системе наведения ракеты. Китайские специалисты обращают внимание, что КР пакистанского производства оснащают трехкомпонентной системой наведения, состоящей из блоков инерциальной навигации, слежения за поверхностью земли и модуля памяти образа района цели. В отношении блока/модуля инерциальной навигации/наведения известно, что он не обеспечивает КВО достаточный для уничтожения объекта высокой ценности, а также не позволяет ликвидировать подвижные цели.

В целях повышения точности поражения, пакистанские конструкторы внедрили систему слежения за поверхностью земли, которая включается на среднем участке полета. Функционирование данной системы обеспечивает компьютер, в память которого загружены двухмерные карты местности, получающий данные от радиолокационного высотомера и датчика воздушного давления.

Все эти компоненты в совокупности позволяют ракете безопасно огибать рельеф, выполнять предустановленные маневры уклонения – повороты, наборы высоты и снижения необходимые для обеспечения боевой устойчивости в районе расположения ЗРС вероятного противника. По оценкам китайских специалистов, применение рассматриваемого модуля  позволяет обеспечить КВО на уровне 100 м. Очевидно, что упомянутые выше двухмерные карты местности  Индии с высокой точностью можно составить благодаря  китайским  космическим аппаратам разведки, а также навигационным спутникам системы «Бэйдоу».

На конечном этапе полета компьютер управления подключает систему памяти образа цели, которая представляет собой сочетание датчиков, процессора обработки графического изображения, модуля памяти изображений целей и центрального микропроцессора обработки конечных данных.

По данным китайских источников, пакистанские конструкторы сознательно не используют приемо-передатчики сигналов систем глобального позиционирования GPS или ГЛОНАСС, поскольку опасаются, что в ключевой момент данные системы могут быть выключены. Кроме того, сигналы данных систем даже на военных диапазонах можно достаточно эффективно глушить наличными средствами радиоэлектронной борьбы.

Следует отметить, что пакистанские конструкторы также пока не соглашаются на установку модулей навигации по сигналу китайской национальной системы «Бэйдоу». Вполне вероятно, пакистанские военные ожидают ввода в строй третьей очереди космических аппаратов системы «Бэйдоу», которые обеспечат устойчивый сигнал на всей территории Пакистана и Индии.

В дополнение к вышесказанному следует отметить, что наличные ДЭПЛ «Августа 90В» ВМС Пакистана не позволяют скрытно выйти в районы ракетных стрельб и применить КР «Бабур-3» по предназначению. В этой связи следует отметить, что пакистанские военные ведут подготовку экипажей будущих ДЭПЛ проекта S20P (принятие первой лодки на вооружение запланировано на 2020 г.), строительство которых начато на заводе в г.Ухань (КНР). Подготовка экипажей также проходит в высших учебных заведениях ВМС НОАК.

Подводя промежуточный итог, представляется возможным согласиться с оценками китайских специалистов в том, что пакистанские конструкторы способны создавать достаточно современные образцы КР, которые предназначены для поражения высокоценных, охраняемых объектов, прикрытых эшелонированной системы ПВО.