- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О вспышке террористической активности в Алжире и Тунисе

Июль текущего года отметился усилением террористической активности в радиусе 200 километров от алжиро-тунисской границы.

Так, например, только в ходе одного боестолкновения 30 июля в провинции Скикда на востоке АНДР алжирские военные по данным источников из больниц страны потеряли 4 человека убитыми и 13 тяжелоранеными. По данным Минобороны Алжира, силовикам удалось уничтожить двоих нападавших.

Произошло оно на автомобильной трассе в местности Мензель-Эль-Моджахиде в районе населенного пункта Бисси в коммуне Аззаба.

По официальной информации, неудачное для алжирских силовиков боестолкновение произошло в ходе широкомасштабной многодневной операции по прочесыванию этого сложного для передвижений горно-лесистого района после получения неоднократных сообщений о присутствии террористической группы в этом районе.

Однако, судя по имеющимся с места столкновения деталям, охотники за террористами сами попали в их засаду: двигавшаяся войсковая колонна была подорвана при помощи радиоуправляемого фугаса и подверглась интенсивному обстрелу из автоматического оружия из засады.

До сих пор точное число потерь алжирские власти не оглашают, но, судя по неоднократно повторяемым ими призывам сдавать кровь для пострадавших, их число может быть на порядок выше.

Известно, что 10 пострадавших проходят лечение в больницах Аззабы, а трое наиболее «тяжелых» доставлены вертолетами в специализированный госпиталь в Аннабе.

Пока достоверной информации о том, какая именно группировка стоит за столь дерзкой атакой, какой не было уже довольно длительное время, но, по имеющимся данным, ее предприняла одна из катиб, подчиняющихся «Аль-Каиде исламского Магриба» (АКИМ, запрещена в России), достаточно вольготно чувствующих себя в северо-восточных и восточных берберских районах страны.

Их население как минимум не сочувствует в массе своей правительственным силам, а порой и помогает боевикам в их противостоянии с ними.

Во многом это связано с нерешенностью национальной проблемы в стране и продолжающимся давлением алжирских властей на представителей берберского меньшинства.

Также в течение июля 2018 г. в Алжире отмечались менее «громкие» теракты с попытками применения взрывных устройств (например, в Корсо на севере страны и др.), активизацией вооруженных радикальных группировок на севере и северо-востоке страны, прорывов боевиков с территории сопредельных государств и др.

Между тем, эти процессы нельзя рассматривать в отрыве от того, что происходит в соседнем Тунисе, где постепенно джихадисты активизируют свою деятельность, несмотря на противодействие им со стороны силовиков.

Так, 10 июля 2018 года «Катиба Окба Ибн Нафа», тунисская секция АКИМ, провела террористическую операцию в Айн-Солтане в районе Джендуба на границе между Тунисом и Алжиром, напав на подразделение тунисских силовиков (Национальная гвардия), заманив их в засаду, в результате чего были убиты 9 из них и похищено стрелковое оружие до крупнокалиберного пулемета (12.7 мм) и боеприпасов к нему.

В связи с этим руководство АКИМ распространило информацию о намерении расширить свои действия в регионе «до полной победы ислама».

Это, как и другие многочисленные нападения в Тунисе за последнее время создают серьезную угрозу для туризма, дающего заметные поступления как в национальный бюджет, так и обеспечивающего доходы и занятость значительной части местного населения.

Интересно, что в связи с этим директор Международного центра стратегических исследований и исследований в области безопасности (КЕСС) Бадра Гаалул заявила, что она, получив данные от информаторов, заброшенных в террористические группы, сообщила об этом в МВД Туниса.

Аналогичное сообщение она якобы сделала и о готовящейся террористической атаке в Сахеле, однако якобы должной реакции на это не последовало, тогда как представители органов безопасности страны эту информацию опровергли.

Как бы там ни было, но заявление Гаалул едва не спровоцировало серьезный виток политического кризиса в стране, поскольку целый ряд партийных лидеров Туниса потребовали от властей проведения полномасштабного расследования относительно инцидента с нападением в Джендубе и заявлений Гаалул относительно якобы сделанных ей предупреждений.

Следует заметить, что с момента падения в 2011 г. режима Бен Али обстановка в стране постепенно ухудшается. И с 2015 г. силовые структуры Туниса осуществляют регулярные полномасштабные операции по зачистке «террористических районов», преимущественно примыкающих к Алжиру.

Аналогичным образом их коллеги из АНДР неустанно проводят рейды в собственном восточном приграничье, с завидной постоянностью докладывая о всё новых успехах в деле борьбы против террора и ликвидации очередных боевиков.

Однако это странным образом не снижает потенциал последних, наглядно демонстрирующих свои возможности наносить более многочисленному, хорошо подготовленному и экипированному противнику болезненные удары.

Как представляется, для достижения более серьезных результатов алжирским и тунисским властям необходимо предпринять ряд совместных мер. Это объединить свои усилия в деле борьбы против терроризма на практике и осуществлять совместные одновременные операции по зачистке смежных горных районов, что позволит не допустить ухода боевиков во время разрозненных по времени некомбинированных операций. И, наконец, параллельно этому на практике улучшить жизнь собственного населения, которое по причине ухудшения социально-экономического положения втягивается в преступную и теневую деятельность.

Без алжирской помощи Тунис в среднесрочной перспективе рискует утратить свой контроль над значительной частью своей территории с превращением ее в «серую зону», откуда будет исходить опасность не только для АНДР, но и для Евросоюза.

Еще одним показательным моментом июльской активности джихадистов служит то, что сейчас «Исламское государство» (ИГ, запрещено в России) в отличие от АКИМ в Северной Африке старается избегать крупных столкновений с правительственными силами.

Судя по всему, его руководство решило копить ресурсы для подготовки нового «контрнаступления» сначала против властей Туниса, а потом и против Алжира. Тем более, что из Ирака и Сирии уже прибыли не менее полутора тысяч хорошо подготовленных тунисских боевиков, которые не только закрепляются в отдаленных горных районах страны, но и создают ячейки в крупных городах.

Вопрос, насколько власти Туниса и АНДР готовы противостоять подобному вызову? Как показывают июльские атаки куда более слабой, чем ИГ, АКИМ, сейчас в этом отношении у них имеются серьезные проблемы.