- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки китайских специалистов процесса модернизации парка военно-транспортных вертолетов Армии обороны Израиля

Как известно, основу военно-транспортной армейской авиации Армии обороны Израиля на протяжении последних 40 лет составляют тяжелые вертолеты американского производства СН-53 в модификациях А, С, D и E. По данным китайских источников, Израиль начал приобретать данные вертолеты еще в 1969 г. для нужд подразделений морской пехоты и специального назначения. За прошедшие 49 лет израильские военные приобрели 45 вертолетов указанной модели, которые в процессе эксплуатации прошли два этапа модернизации.

В рамках первого этапа под обозначением «Ясур» в период с 1994 по 1997 гг. была проведена замена бортового радиоэлектронного оборудования с целью продлить срок службы винтокрылых машин еще на 20 лет.

Второй этап модернизации под условным обозначением «Ясур 2025» был проведен в период с 06.2005 г по 10.2010 г. По данным китайских источников, специалисты предприятий оборонно-промышленного комплекса Израиля провели дефектовку корпусов и рам вертолетов с последующей заменой деталей из расчета, что вертолеты должны прослужить до 2025 г.

Кроме того, специалисты 22-ой эскадрильи обслуживания выполнили установку новых систем радиоэлектронной борьбы и спутниковой связи.  Китайские специалисты отмечают, что даже израильские предприятия ОПК уже к 2011 г. оказались не в состоянии  обеспечить боевую готовность всех вертолетов СН-53 армейской авиации, поскольку мощные двигатели T64-GE-416 достаточно прихотливы в обслуживании и требуют регулярной замены дорогостоящих запчастей.

Справедливости ради следует отметить, что потери вертолетов в армейской авиации АОИ случались крайне редко. Достоверно известно о крушении 12 августа 2006 г., которое произошло в результате применения исламистами переносного зенитно-ракетного комплекса, и второй случай был зафиксирован 26 июля 2010 г. в Румынии на многосторонних учениях «Синие небо-2010». К настоящему моменту в активной эксплуатации находится 26 вертолетов СН-53Е.

По данным китайских специализированных военно-технических изданий, представители армейской авиации АОИ еще в 2010 г. высказали заинтересованность в переходе на более современные СН-53К, которые на данный момент являются самыми тяжелыми военно-транспортными вертолетами производства компании «Сикорски». Максимальный взлетный вес составляет 39,9 тонны, максимальная скорость составляет 315 км/ч, а дальность полета без дозаправки 841 км.

Подобные характеристики стали возможны за счет применения самых мощных двигателей – GE38-1B (пр-во компании General Electric). Перелеты на большую дальность при максимальной нагрузке возможны за счет системы воздушной дозаправки, выполненной по схеме «шланг–конус». Топливо будут предоставлять турбовинтовые самолеты-заправщики КС-130Н (пр-во компании «Локхид-Мартин», США).

Следует отметить, что ради выделения финансирования перспективной сделки израильские военные согласились приостановить программу модернизации 30 ударных вертолетов АН-64А и 17 ед. AH-64D. Подтверждение намерений о приобретении 20 вертолетов СН-53К, которое Командование АА АОИ направило в компанию «Сикорски» в 2015 г., свидетельствует о том, что израильские военные осознают важность скоростной перевозки десанта или тяжелого вооружения, которое будет необходимо в перспективных операциях за пределами Израиля, Палестины и сектора Газа. В транспортном варианте вертолет СН-53Е или СН-53К позволяет перевозить 55 военнослужащих с личным вооружением, в медицинском варианте будут установлены носилки в количестве 24 ед. и выделены места для 4 врачей/санитарных инструкторов.

Очевидно, что американские производители винтокрылых боевых машин сначала начнут выполнять контракт на поставку 200 вертолетов СН-53К для подразделений Корпуса морской пехоты США и только потом приступят к реализации контрактных обязательств с ВС иностранных государств. Вероятно, компании ОПК Израиля разработают свои компоненты радиоэлектронного оборудования к моменту передачи вертолетов в подразделения АОИ.

Как стало известно, в рамках нового американо-израильского контракта на поставку вооружений и военной техники между на общую сумму 11 млрд долл. США Израиль получит не менее 10 военно-транспортных вертолетов CH-47F. Следует отметить, что китайским специалистам о переговорах израильских военных и представителей корпорации «Боинг» стало известно еще в марте 2018 г. Вполне вероятно, вертолеты CH-47F необходимы израильским военным для выполнения специальных операций на территории Сирии или Ирана.

Таблица

Сравнительные тактико-технические характеристики вертолетов CH-53E и CH-47F

 

Характеристика/модель СН-53Е СН-47F
Длина (м) 26,97 15,87
Диаметр несущего винта (м) 22,01 18,29
Высота (м) 7,6 5,59
Масса пустого вертолета (кг) 10740 12210
Максимальная взлетная масса (кг) 19100 24490
Двигатели T64-GE-416 T55-GA-117
Количество 3 2
Максимальная скорость (км/ч) 315 285
Практический потолок (м) 5106 3090
Скороподъемность (м/с) 12,5 9,35
Дальность полета без дозаправки (км) 1640
Боевой радиус (км) 160 935
Экипаж (чел.) 2 (3) 2 (3)
Кол-во военнослужащих десанта с вооружением до 55 до 55

Сравнительный анализ указанных характеристик показывает, что оба вертолета позволяют перевозить полноценный взвод сил специальных операций с вооружением и увеличенным боекомплектом. Следует отметить, что вертолеты СН-47F приняты на вооружение ВС Индии и именно благодаря этим машинам разработаны новые тактические приемы действия в сложной горной местности. Благодаря высокой мощности двигателей оба вертолета способны перевозить сверхлегкие авиадесантные гаубицы М777А2 калибра 155 мм, которые позволяют применять боеприпасы как американского, так и израильского производства, в т.ч. высокоточные, корректируемые с лазерным наведением.

Особого внимание заслуживает тот факт, что израильские военные приобрели партию конвертопланов MV-22 в количестве 6 ед. для нужд подразделений Морской пехоты ВМС Израиля. По данным китайских источников, впервые американские конгрессмены одобрили поставку конвертопланов еще в 2013 г, однако по причине сокращения оборонного бюджета израильские военные не смогли выплатить свою часть стоимости контракта. Как известно, США предоставили скидку в размере 400 млн долл., т.е. Израилю было необходимо выплатить 713 млн долл. Вторым моментом, который повлиял на отсрочку реализации контракта, стала низкая надежность силовой установки MV-22. По подсчетам китайских специалистов, в 80% воздушных происшествий (к настоящему моменту известно о 20 эпизодах) основной причиной явился отказ двигателя.

Как показала практика авиационных подразделений Корпуса морской пехоты ВМС США, двигатели конвертопланов вырабатывают свой ресурс раньше установленного срока. Согласно внутренних документов, первый ремонт двигатели должны проходить после 650 часов налета, однако на практике данную процедуру проводят уже после 380 летных часов.  Кроме того, израильских военных тревожит, что жаркий воздух и большое количество песчаной взвеси в воздушных потоках, которые будут циркулировать вокруг конвертоплана при взлете и посадке, спровоцируют его повышенный износ, а песок может привести даже к поломке.

Следующим важным элементом является видимость для пилотов и бортовых стрелков, которая также будет ухудшена при полетах в условиях высокой запыленности – т.е. экипаж не сможет своевременно обнаружить наземные цели и оказать огневую поддержку подразделениям. Как отмечают китайские специалисты, израильские военные подали повторную заявку на приобретение партии конвертопланов MV-22 в октябре 2017 г. и она была удовлетворена американскими законодателями.

С учетом вышесказанного представляется возможным согласиться с китайскими аналитиками в том, что за счет получения новых вертолетов CH-47F  (а в перспективе и СН-53К) подразделения армейской авиации АОИ поддержат свою боевую готовность. За счет опытной эксплуатации MV-22 израильские военные получат необходимые сведения о надежности узлов и агрегатов, а представители национального ОПК будут разрабатывать технические решения по защите силовых установок от песка.