- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О программе «100 дней» руководства Турецкой Республики. Часть 3

3 августа с.г. президент Турции Р.Т.Эрдоган представил во дворце «Аксарай» на суд общественности обещанный ранее, сразу после победы на досрочных президентских и парламентских выборах 24 июня с.г., план действий.

Этот план рассчитан на период в 100 дней (отсюда и соответствующее название), подразумевает реализацию 400 проектов и инициатив во всех сферах и отраслях политической и экономической жизни Турции на общую сумму в 46 млрд тур. лир.

Сделав обзор презентационной речи турецкого президента, где важное место занимало развитие независимого от зарубежья оборонно-промышленного комплекса, и реакции на «100 дней» делового сообщества страны, переходим непосредственно к рассмотрению набора мер, предложенных турецким руководством для нормализации турецкой экономики и обеспечения её дальнейшего роста.

Разумеется, не будем при этом перечислять все из них, а остановимся лишь на наиболее значимых и представляющих потенциальный интерес для российской  читательской аудитории.

Сразу отметим, что «100 дней» читать непосвященному несколько затруднительно. Программа, по сути, представляет перечень мер, без их подробного объяснения, разбитых по ведомствам, ответственным за их реализацию.

Первый раздел посвящен мерам, который записаны за администрацией президента (всего 11 шт.).

Пожалуй, главная задача, закрепленная за офисом президента, – это приведение в рабочее состояние вновь образованных министерств, офисов и политических ведомств, созданных в рамках перехода от парламентской к президентской форме правления. Также, необходимо «запустить» и администрацию президента страны, которая пережила кардинальную реформу и чьи полномочия теперь не только де-факто, но уже и де-юре многократно возросли. Помимо того, что требуется, чтобы заработали административные структуры министерств и ведомств, необходимо произвести все кадровые назначения. Тем более, что ряд министерств переживает процесс объединения, что требует отдельного внимания к решению кадрового вопроса.

Далее администрация президента до конца августа должна объявить о завершении работы над программой среднесрочного развития страны, включая «дорожную карту» по экономике. Также, администрация президента должна обеспечить подготовку стратегического плана для министерств и ведомств на период с 2019 по 2023 годы. Установленный срок для решения этой задачи – ноябрь с.г.

Отдельно от главных законодательных актов требуется перейти к принятию всего комплекса «вторичного» законодательства, то есть – всех подзаконных актов, которые нужны для полноценного функционирования президентской системы власти и не оставят юридических «слепых зон».

Разумеется, смена системы власти потребует изменений не только «оффлайн», но и «онлайн»: требуется оперативно внести изменения в систему электронного правительства.

И, наконец, за администрацией президента закреплена обязанность формирования дееспособной системы по обеспечению контроля и надзора за обязательствами правительства в рамках утвержденных стратегических планов, причем отдельно для каждого из 81 илов (провинций – В.К.) страны.

За Министерством юстиции страны закреплено 17 обязательств. Вот некоторые из наиболее важных из них.

Прежде всего, перед юстицией страны ставится задача по сокращению сроков судопроизводства и вынесения судебных вердиктов. Вся интеграция между прокуратурой, судом и органами исполнения наказаний должна обеспечиваться, в частности, в рамках системы электронного правительства.

Не первой по порядку, но, пожалуй, одной из важнейших задач, стоящих перед турецкой Фемидой, является продолжение «многостороннего и масштабного подхода к борьбе с вооруженной террористической организацией ФЕТО» (беглого проповедника Фетхуллаха Гюлена – В.К.).

Параллельно с борьбой с членами секты Фетхуллаха Гюлена (которую почему-то турецкая Фемида все время норовит приравнять к вооруженной террористической организации – В.К.), руководство продолжает свои усилия к тому, чтобы исключить осуждение невиновных и обеспечить защиту их доброго имени, чести и достоинства, от судебной ошибки.

Как часть общего плана по модернизации турецкой Фемиды планируется переоснащение учреждений судебной медицины во всех 81 провинциях страны. Кроме этого планируется увеличить число лабораторий, проводящих исследование ДНК с 5 до 7 шт.

Также, планируется увеличить число судов в стране на 20% со 111 до 134. Также планируется организовывать для граждан судебные консультации, построенные по принципу «одного окна».

Планируется усилить судебную ответственность по преступлениям, совершаемым в отношении детей и животных (разумеется, это отдельные пункты повести в программе «100 дней» — В.К.).

Также предлагается упростить и удешевить процедуру взимания задолженностей по коммунальным платежам. Также ставится задача по тому, чтобы сделать систему алиментов более справедливой. Разумеется, как и перед всеми ведомствами, перед Министерством юстиции поставлена задача по тому, чтобы к ноябрю месяцу этого года проделать свою часть работы по подготовке стратегического плана мероприятий на период с 2019 по 2023 годы.