- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

К вопросу о падении турецкой лиры. Часть 2

Накануне турецкая лира, продемонстрировав рекордное падение в своей новейшей истории, побила ещё один антирекорд: пятничный курс (10 августа с.г.) покупки американской валюты Центральным банком Турецкой Республики был зафиксирован на отметке в 5,9389 тур. лир за 1 доллар и в 6,8081 тур. лир за 1 евро. На этом фоне турецкое руководство продолжает отправлять сообщения в сторону США.

Так, в субботу 11 августа, президент Р.Т.Эрдоган опубликовал статью в «Нью-Йорк Таймс», где отметил, что американские санкции против Турции в связи с задержанием американского пастора Эндрю Брансона являются «неприемлемыми, иррациональными и в конечном итоге наносят ущерб давней дружбе». Также турецкий президент указал на то, что попытки вынудить турецкое правительство на судебный процесс (над пастором – И.С.) «не соответствует нашей (турецкой – И.С.) Конституции и нашим общим демократическим ценностям».

Пришлось турецкому лидеру напоминать о том, что две страны являются стратегическими партнерами и союзниками по НАТО в течение шести десятилетий и о том, как Турция и США «встали плечом к плечу перед лицом общих проблем во время холодной войны и после её завершения». Это сотрудничество турецкий президент демонстрировал на примерах, в числе которых были названы война в Корее (куда Турция отправила свой воинский контингент – И.С.), Карибский кризис 1962 года и отправку турецких военнослужащих в Афганистан после терактов 11 сентября.

От примеров турецко-американского сотрудничества турецкий президент перешел к проблемам двусторонних отношений, начав с того, что Вашингтон «неоднократно и последовательно не понимал и не уважал озабоченности турецкого народа». Особенно ярко это проявилось в более чем сдержанной реакции американской администрации на попытку военного переворота в Турции в ночь с 15 на 16 июля 2016 г. А также в категорическом отказе от экстрадиции в Турцию беглого проповедника Фетхуллаха Гюлена. Другим источником «разочарования» для турецкой стороны стала поддержка американцами сирийских курдов, к ходе оказания которой американцами было задействовано 5 тыс. грузовиков и 2 тыс.  грузовых самолётовылетов. При том, что Рабочая партия Курдистана, чьим ответвлением являются сирийские «Силы народной самообороны», ответственна за гибель тысяч граждан Турции с 1984 года и, помимо всего прочего, признается США в качестве террористической организации.

Турецкий президент, со страниц влиятельного американского издания, обратился к Вашингтону, призвав отказаться от неправильного в корне подхода по построению асимметричных отношений и признать, «пока не поздно», что у Турции есть альтернативы сотрудничеству с США. Как заявил турецкий лидер: «Невозможность обратить вспять эту тенденцию односторонности и неуважения потребует от нас поиска новых друзей и союзников», — отметил президент Р.Т.Эрдоган.

Итак, какие выводы можно сделать из упомянутого обращения турецкого президента, помимо того, что турецкое посольство в Вашингтоне работает, пытаясь продвигать турецкую точку зрения в тиражных американских изданиях?

Не будем говорить про «глас вопиющего в пустые» и минимальный эффект от подобных публикаций на формирование общественного мнения в США. То, что в глазах американской общественности Турция стала звеном в цепи «мирового зла», которая включает Россию, Иран и Северную Корею – это данность, которую изменить в обозримой перспективе невозможно. Равно, как и невозможно изменить американскую «асимметричную» внешнюю политику, которая основана на экономическом и военно-политическом превосходстве.

Тогда, что означают заявления турецкого лидера, которые выдержаны в духе «последнего предупреждения»?

Турция столкнулась с беспрецедентным в своей истории давлением со стороны США с явным намерением американцев обрушить турецкую экономику, через введение санкций по скандальному «биллю о правах человека им. Магнитского» и ограничения на импорт в США важной для турок сталелитейной продукции. Как показало стремительное обесценивание турецкой лиры, турецкая экономика к американскому давлению оказалась очень чувствительной. И у турок пока не получается стабилизировать ситуацию. По мнению некоторых местных обозревателей, курс турецкой лиры продолжит снижаться и, вполне, с нынешних 6 лир за 1 доллар может упасть до 10 лир за 1 доллар.

Риторика турецкого лидера про «поиск новых друзей и союзников» для него  является достаточно типичной. Однако, лейтмотивом всех подобных заявлений, исходящих как от президента Р.Т.Эрдогана, так и, к примеру, от министра иностранных дел М.Чавушоглу до сих пор являлась «взаимодополняемость» всех форматов, в которых Турция участвует, не отказываясь ни от одного из них в пользу другого. Если отталкиваться от этого посыла, то произвести подобным заявлением впечатление на США у турецкого лидера, очевидно, не получится. А к тому, чтобы «встать и выйти» из НАТО не готова уже сама Турция, о чем свидетельствует отсутствие конкретики в статье турецкого лидера, хотя она там смотрелась бы уместно. Хотя если поставить этот вопрос на референдум в Турции, то в свете нынешних отношений с Америкой и Западом, результат голосования получится достаточно прогнозируемым.