- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки китайских специалистов военно-технических контактов США и Израиля. Часть 2

Как известно, в настоящее время заправку топливом самолетов тактической авиации ВВС Израиля обеспечивают воздушные танкеры KC-135R, оборудование которых не позволяет проводить скоростную передачу топлива для нескольких самолетов одновременно. Кроме того, ресурс фюзеляжей KC-135R достиг предела и дальнейшая интенсивная эксплуатация может привести к серьезным авиационным происшествиям, которые будут болезненно восприняты военно-политическим руководством Израиля.

В этой связи достаточно своевременным выглядит контракт ВВС Израиля и корпорации Boeing на поставку партии (вероятно 6 самолетов) новых самолетов-заправщиков КС-46А, которые были созданы в рамках программы КС-Х, согласно которой основной заказчик – ВВС США должны получить 179 новейших самолетов подобного назначения. В тендере по программе КС-Х участвовали корпорации Boeing (проект КС-767), Airbus совместно с Northrop Grumman (проект А330). В итоге МО США отдало предпочтение проекту Boeing и заключило с корпорацией контракт стоимостью 34 млрд долл. США.

Китайским специалистам известно, что большая часть радиоэлектронного оборудования воздушного танкера КС-46А заимствована от однотипного гражданского самолета — Boeing 767-2С. Новый воздушный танкер получил фюзеляж от Боинга 767-200ER; крылья, стойки шасси, двери и пол грузовых отсеков от Боинг 767-300F; хвостовое оперение от Боинг 767-400ER; цифровую систему управления от новейшего пассажирского широкофюзеляжного дальнемагистрального пассажирского самолета Боинг-787.

Благодаря публикациям в китайских специализированных военно-технических изданиях представляется возможным указать основные тактико-технические характеристики КС-46А:

– длина: 50,5 м;

–  размах крыла: 47,6 м;

– вес пустого: 82 тонны;

– максимальный взлетный вес: 188 тонн;

Очевидно, что половина ключевых компонентов КС-46А установлена от пассажирских воздушных судов увеличенной дальности полета, что в совокупности с двумя мощными двигателями производства компании Pratt&Whitney (PW4062/4052/4056/4060) или General Electric (CF-80C2) позволяет данному самолету совершать взлет при суммарной массе топлива 96 297 литров.

Указанные двигатели обеспечивают максимальную скорость 0,9 МАХа и максимальную дальность полета в 12 200 км (на 4000 км больше , чем у КС-135R). Практический потолок составляет 13 100 м.

При удалении на 1852 км от аэродрома базирования в течение четырех часов полета один КС-767J способен передать другим самолетам от 34 до 45,3 тонн керосина. При взлете с полосы протяженностью 2100 м данный воздушный танкер способен поднять в воздух 44 тонны авиационного керосина и доставить их на дальность 1852 км.

При длине ВПП 3000 м и более масса топлива, предназначенного для истребителей, может быть увеличена до 53 тонн при одинаковой дальности полета самого самолета-заправщика. По данным китайских источников, максимальная скорость КС-46А при выполнении дозаправки ограничена на уровне 648.2 км/ч.

При переделке пассажирского самолета в заправщик американские специалисты убрали пассажирские сиденья на верхней палубе (при установке сидений в грузовом отсеке можно перевести 200 в/с), установили жесткую выдвижную топливную штангу, видеокамеру и специальное световое оборудование, которое помогает летчику заправляемого самолета получать информацию о начале, приостановке или окончании процесса передачи топлива. В случае неполного использования топливных емкостей в грузовом отсеке можно перевозить 114 пассажиров, 18 грузовых контейнеров вместительностью 463 литров каждый и 24 раненных на носилках.

Кроме того, существуют варианты компоновки верхнего грузового отсека КС-46А,  предусматриваюobt размещение 226 военнослужащих, 43 тонн груза в 32 стандартных транспортных контейнерах или 120 носилок с ранеными. Очевидно, что вариативность компоновки грузового отсека самолета позволит серьезно повысить возможности подразделений тылового обеспечения ВВС Израиля, в особенности в случае операции подразделений специального назначения на территории Ирана.

В отношении организации процесса дозаправки с КС-46А известно, что пост оператора представляет собой стенд с пятью мониторами, а именно, три монитора передают картинку с внешних видеокамер, расположенных на крыльях и под хвостовым оперением самолета, угол обзора составляет 185 градусов. На центральном мониторе военнослужащий наблюдает процесс стыковки самолета-потребителя с жесткой штангой заправки, а при помощи многофункционального жидкокристаллического монитора оператор может управлять процессом заправки.

Также пост позволяет оператору перейти в ручной режим управления в случае выхода из строя электроники. Для этого на панелях управления размещены соответствующие тумблеры и переключатели.

Как известно, КС-46А оснащен тремя гибкими шлангами и одной жесткой топливной штангой, они позволяют заправлять самолеты и БПЛА абсолютно всех типов и моделей, которые приняты или планируются к принятию на вооружение Армии обороны Израиля. По данным китайских источников, в корпусе КС-46 размещены четыре емкости для топлива, которые соединены последовательно. Производительность насосов составляет 4540 литров в минуту.

По данным китайских специалистов, жесткая штанга имеет общую длину 14,3 м (8,5 м – основная часть и 5,8 м – выдвижная часть), пропускная способность составляет 3400 литров/минуту. Следует отметить, что автоматическая система контроля подачи топлива самостоятельно подключает перекачивающие насосы в зависимости от типа летательного аппарата и давления в системе.

По оценкам китайских специалистов, самолет-заправщик КС-46А полностью отвечает требованиям израильских военных по проведению операций «сетецентрической войны». Так, к системе управления полетом FMS и тактической системе навигации типа TACAN рассматриваемого воздушного танкера подключены:

– метеорологическая РЛС;

– модуль инерциальной навигации;

– приемники-передатчики сигнала системы глобального позиционирования GPS с повышенной помехоустойчивостью под обозначением MAGR2000/2K;

– система передачи ложных данных позиционирования SAASM;

– системы связи с повышенной криптографической стойкостью.

Передачу данных обеспечивает сверхвысокочастотная станция радиосвязи  AN/ARC-210.

Безопасность полета в зонах присутствия авиации вероятного противника обеспечивают:

– система опознавания «свой–чужой» APX-119;

– цифровая РЛС оповещения об облучении станциями наведения зенитных ракет AN/ALR-69А

– комплексная система инфракрасного противодействия AN/AAQ-24(V), которая состоит из шести датчиков обнаружения о ракетном нападении AAR-54 и трех модулей лазерного подавления GLTA.

Все указанные выше компоненты позволяют экипажу КС-46А уверенно выполнять задачи в воздушных районах со средним уровнем плотности ПВО.

Подводя итог вышесказанному представляется возможным согласится с китайскими аналитиками в том, что контракт на поставку истребителей-бомбардировщиков F-15IA, самолетов заправщиков КС-46А и другой авиационной техники общей стоимостью 11 млрд долл. США не станет серьезным испытанием для оборонного бюджета Израиля, поскольку в предстоящие 10 лет, т.е. в период с 2018 по 2027 гг. планируется получить от Вашингтона военных субсидий в размере 4,2 (по другим данным 4,5) млрд долл.США. Для сравнения за прошедшие 10 лет – в период с 2008 по 2017 гг. Израиль получал ежегодно от США военно-финансовую помощь на сумму  3 млрд долл. США.