- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Перспективы развития аграрного сектора Судана

На фоне набирающей обороты с начала года либерализации санкционного режима против Судана, возрастает активность международных организаций системы ООН различного профиля, особенно в секторе продовольствия и аграрного развития, который является ключевым компонентом суданской экономики (обеспечивает 33% ВВП страны и 80% занятости трудоспособного населения).

Состоявшийся в июле текущего года первый официальный визит в страну главы Всемирной продовольственной программы ООН (ВПП) Д.Бизли стал важным положительным сигналом о растущей роли этой страны в обеспечении стабильности и продовольственной безопасности во всем регионе. В частности, исполнительный директор ВПП отметил важную роль Судана в плане размещения более 900 000 беженцев из других стран (восьмое место в мире), а также его стратегическую функцию по обеспечению гуманитарных коридоров для доставки международной помощи в другие страны региона, включая Южный Судан, Эритрею и Чад. Д.Бизли подтвердил стратегический курс своей организации на оказание долгосрочной поддержки Судану не только в плане обеспечения продовольствием беженцев и уязвимых категорий местного населения, особенно в Дарфуре, но и в обеспечении перехода от чрезвычайного содействия к долгосрочному развитию. В частности, за счет  таких мер как поддержка малых фермерских хозяйств в сокращении продовольственных потерь после сбора урожая, внедрение программы денежных переводов для помощи фермерам в преодолении последствий экономического кризиса, комплексная программа по повышению качества питания.

В более долгосрочном плане — при содействии ООН и международного донорского сообщества – правительство намерено использовать складывающуюся благоприятную внешнюю конъюнктуру для решения актуальных задач долгосрочной стратегии развития 2007-2031. В первую очередь, в плане роста доходов в аграрном секторе, создания новых рабочих мест, сокращения бедности, роста продовольственного экспорта и пр. Ключевым партнером в обеспечении долгосрочного развития аграрного и продовольственного сектора Судана является Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО). На протяжении многих лет ФАО играла большую роль в развитии аграрного сектора Судана и вовлечении в аграрный сектор различных партнеров из числа организаций частного сектора, общественных организаций, академических и научных институтов. Действующая долгосрочная стратегия сотрудничества ФАО с Хартумом на 2017-2020 гг. включает следующие приоритетные направления.

  1. Содействие в разработке и институционализации национальных стратегий в сфере продовольственной безопасности и питания. Задача заключается в преодолении фрагментации и консолидации аграрного сектора и его различных институтов. Роль ФАО как раз и состоит в усиленной координации и интегрировании стратегий различных технических секторов (рыболовство, растениеводство, животноводство, лесной фонд, управление природными ресурсами, формирование продовольственных цепочек). В конечном счете, этот подход содействует выработке и имплементации комплексных и эффективных стратегий, планов и программ по реализации основных национальных задач в сфере продовольственной безопасности и безопасности питания, устойчивого сельского хозяйства и управления природными ресурсами. Дополнительно, в рамках этой задачи ФАО содействует развитию правовых и регулятивных рамок для аграрного сектора в соответствии с международными стандартами и нормативами, обеспечивая высокую конкурентоспособность продукции местного производства на международных рынках.
  2. Содействие в развитии устойчивого сельского хозяйства и в управлении природными ресурсами. Поскольку аграрный сектор в Судане базируется преимущественно на традиционных практиках и принципах, главной проблемой является отсутствие эффективных продовольственных цепочек. Основные минусы – отсутствие эффективных и модернизированных технологий переработки продовольствия, низкое качество и неразвитость правовых и регулятивных механизмов. В частности, неурегулированные вопросы земельных прав и пагубное воздействие климатических изменений на природные ресурсы ведут к неэффективному управлению основными ресурсами и, соответственно, низкой производительности. Также созданию инклюзивных продовольственных цепочек препятствует ограниченное развитие аграрных исследований, которые в подавляющем большинстве случаев носят теоретический характер и не имеют прикладного применения.

Таким образом, перед ФАО стоит спектр вопросов, требующих комплексного подхода для успешного содействия правительству в решении важнейшей проблемы обеспечении устойчивости развития аграрного сектора. В фокусе усилий ФАО будет обеспечить связи производителей с рынками и нормативно-регулятивными рыночными механизмами (это позволит повысить конкурентоспособность) и в предоставлении доступа малым фермерским хозяйствам к финансам и инвестициям, предоставляемым бизнес-сообществом в контексте развития агро-продовольственных цепочек. Наконец, ФАО обеспечит платформу для притока инновационных технологий и практик, которые позволят повысить производительность и конкурентоспособность не только в растениеводстве, но и в животноводстве, рыбном и лесном хозяйствах.

  1. Управление рисками при стихийных бедствиях и создание устойчивого потенциала. Это, фактически, задача оказания содействия правительству в снижении уязвимости аграрного сектора от негативного воздействия климатических изменений, оказывающих в последние годы все более возрастающее негативное воздействие на местное производство продовольствия. В частности, нарушение цикличности дождевых сезонов и продолжительная засуха уже привели к сокращению посевов и объемов производства, а также пастбищ для скота и продукции животноводства. В долгосрочном плане закладывается “мина замедленного действия”, которая грозит ростом конкуренции и конфликтов между фермерами из-за сокращающихся земельных и водных ресурсов. ФАО как нейтральный брокер и спецучреждение с широкой технической экспертизой может оказать правительству Судана неоценимую роль в решении этой комплексной и зачастую весьма чувствительной проблемы. Задачей ФАО станет управление рисками для сокращение угрозы возникновения конкуренции и конфликтов в сельском хозяйстве, а также внедрение передовых практик для укрепления устойчивости местных общин к возможным стихийным катаклизмам.

Для успешного решения амбициозных и масштабных задач в рамках совместной с правительством стратегии ФАО требуется значительная донорская поддержка. Работа по мобилизации необходимых ресурсов ведется с прошлого года, то есть фактически с момента подписания новой долгосрочной программы сотрудничества. Помимо заинтересованных традиционных доноров (США, Япония, Нидерланды, Швеция, Канада, Швейцария, Италия), ФАО активно работает с финансовыми институтами и региональными банками развития на предмет привлечения новых ресурсов на поддержку своей долгосрочной стратегии в Судане. Растущий интерес последних к инвестированию в аграрный сектор Судана свидетельствует о высоком потенциале и недооценке этого важнейшего компонента суданской экономики. При этом, главным приоритетом для инвестирования международные финансовые институты и банки развития в унисон называют создание инклюзивных продовольственных цепочек в стране. В качестве свежего примера – в начале августа с.г. Африканский банк развития выделил новый 41-миллионный грант на создание продовольственных цепочек в госсекторе Судана, а совокупный объем финансирования банком текущих инициатив в этой стране превысил 350 млн долларов.