- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Израиль: новая угроза коалиционного кризиса

Вопрос о призыве ультраортодоксальных религиозных евреев на армейскую или на альтернативную гражданскую службу является одной из самых болезненных проблем израильской внутренней политики. На протяжении десятилетий, по мере роста численности ультраортодоксальных религиозных евреев и их доли в общем населении страны данная проблема все более обострялась. С одной стороны освобождение десятков тысяч потенциальных призывников от призыва на основании принципа «Торато омануто» — «его Тора (то есть изучение Торы) его ремесло» создает вопиющее неравноправие внутри еврейского национального коллектива Израиля, поскольку все остальные молодые евреи призываются в армию в обязательном порядке. С другой стороны радикальные ультраортодоксы считают – в лучшем случае, что служба в армии отвлекает от изучения Торы и ведет к изменению образа жизни призывников так, что он становится не столь строго религиозным, а в худшем случае – что служить в армии сионистского государства, созданного до того, как пришел Мессия, вообще не следует. К этому следует добавить и целый ряд создаваемых подобной ситуацией социальных проблем.

Неоднократно принимались разного рода законы, которые должны были каким-то образом решить данную проблему, но все они наталкивались с одной стороны на ожесточенное сопротивление ультраортодоксов, а с другой стороны – на сопротивление Верховного суда справедливости (БАГАЦа), среди судей которого однозначно преобладают сторонники левых антирелигиозных партий. Последняя версия Закона о призыве на военную службу была принята Кнессетом в первом чтении лишь в начале лет. Этот вариант представил министр обороны Авигдор Либерман, лидер партии «Наш дом-Израиль» (НДИ), на основании рекомендаций, сформулированных для него армейскими специалистами.  Однако БАГАЦ объявил данный вариант закона неконституционным и аннулировал его, потребовав от правительства принять новый вариант Закона о призыве на военную службу до конца текущего года. Одновременно с этим возник острый коалиционный кризис между НДИ и религиозными ультраортодоксами, не согласными даже с недостаточно жестким, по мнению судей БАГАЦа, вариантом Закона о призыве на военную службу.

В этой связи премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху объявил в воскресенье в ходе заседания глав партий, входящих в состав правящей коалиции, что он предпочитает, чтобы следующие выборы в Кнессет состоялись в свой установленный законом срок (то есть еще через год), и что он действует для того, чтобы так оно и было. Вместе с тем премьер-министр подчеркнул, что для того, чтобы ему удалось добиться этой цели, необходимо решить коалиционный кризис, вызванный Законом о призыве на военную службу.

Биньямин Нетаньяху добавил, что попытки разрешить этот кризис будут проводиться в течение ближайших недель, однако, если выясниться, что стороны упорствуют и не готовы пойти на уступки, лидерам партий правящей коалиции придется договориться между собой о согласованной дате проведения досрочных выборов в Кнессет еще до того, как депутаты Кнессета вернутся в сентябре с летних каникул. Все присутствовавшие на заседании главы входящих в состав правящей коалиции партии согласились с тем, что кризис, вызванный Законом о призыве на военную службу, следует разрешить.

Премьер-министр подчеркнул, что разрешение кризиса возможно, но необходимо, чтобы это было сделано при согласии всех партнеров по правящей коалиции. Однако в первую очередь, безусловно, Биньямин Нетаньяху имел при этому в виду лидера НДИ, министра обороны Авигдора Либермана, который уже пошел ранее на определенные уступки ультраортодоксальным религиозным партиям, и председателя ашкеназского ультраортодоксального религиозного парламентского бока «Еврейство Торы» заместителя министра здравоохранения Яакова Лицмана. Последний заявил после утверждения Закона о призыве на военную службу Кнессетом в первом чтении, что если в закон не будут внесены удовлетворяющие религиозных ультраортодоксов изменения, «Еврейство Торы» выйдет из состава правящей коалиции. Однако, как министр обороны Авигдор Либерман, так и заместитель министра здравоохранения Яаков Лицман не принимали участие в состоявшемся в воскресенье заседании глав партий правящей коалиции.

Следует отметить, что возглавляемая министром внутренних дел Арье Дери сефардская ультраортодоксальная религиозная партия ШАС, в отличие от «Еврейства Торы», относится к предложенному министром обороны Авигдором Либерманом варианту Закона о призыве на военную службу спокойно. Это объясняется тем, что сефардские ультраортодоксальные раввины в целом критически относятся к созданной ашкеназскими ультраортодоксами системе, при которой считается желательным, чтобы все мужчины занимались только изучением Торы и не отвлекались на работу. Сефардские раввины, базируясь как на предписаниях Талмуда, так и на простом здравом смысле, придерживаются того мнения, что все мужчины заниматься только изучением Торы не могут и что желательно, чтобы еврейский мужчина (если он не является исключительно одаренным в сфере изучения Торы) имел профессию – иначе он не сможет содержать свою семью, что предписывается Талмудом. Примерно также они относятся и к службе в ЦАХАЛе, поскольку, не будучи сионистами, все же считают, как и религиозные сионисты, что еврейское государство следует защищать от внешних врагов, и, соответственно, еврейский мужчина (опять же, если он не является исключительно одаренным в сфере изучения Торы) должен служить в армии.

Кстати, и в ашкеназском парламентском блоке «Еврейство Торы» есть определенные разногласия по поводу предложенного министром обороны Авигдором Либерманом варианта Закона о призыве на военную службу. Разногласия существуют между двумя образующими этот блок партиями – хасидской «Агудат Исраэль» и «литовской» (нехасидской) «Дегель га-Тора». Раввины последней считают, что предложение лидера НДИ не так уж и плохо и разваливать из-за него правящую коалицию не стоит. А вот «Агудат Исраэль», представителем которой является заместитель министра здравоохранения Яаков Лицман, поставила борьбу против Закона о призыве на военную службу во главу угла. Любопытно, что в прошлом «Агудат Исраэль» обычно была больше склонна к сотрудничеству с сионистскими партиями, чем «Дегель га-Тора». Сейчас их роли в определенном смысле поменялись.

Уже после заседания глав партий, входящих в состав правящей коалиции, замминистра Яаков Лицман сказал по поводу процитированного выше заявления премьер-министра, что «утверждение исправленного Закона и призыве на военную службу является одним из центральных вопросов, которые послужили основой для создания нынешней правящей коалиции и нынешнего правительства. Мы ничуть не заинтересованы в (досрочных – В.Ч.) выборах, однако мы не сможем пойти на компромисс в этом сущностном и принципиальном вопросе сохранения статуса учащихся иешив, для которых изучение Торы является ремеслом. Различные предложения будут представлены для обсуждения Совету мудрецов Торы (совет наиболее авторитетных раввинов, являющихся духовными патронами соответствующих ультраортодоксальных религиозных партий. Фактически заменяет в партиях такого рода отсутствующий в них Центральный комитет – В.Ч.), которые принят решение по этому делу. И как они нам велят, так мы и поступим».

Подводя итог, нельзя не признать, что в настоящий момент не ясно, каким образом разрешится данный коалиционный кризис, и разрешится ли он вообще, или же дело действительно дойдет до досрочных выборов. Блок «Еврейство Торы» имеет 6 мандатов в Кнессете нынешнего созыва. Всего же у правящей коалиции 66 мандатов из 120. Некоторое время продержаться с 60 мандатами правительство сможет, но Биньямин Нетаньяху не захочет идти на такой вариант, особенно, учитывая то, что опросы общественного мнения предсказывают усиление возглавляемой им партии Ликуд.