- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О реальности военно-технического сотрудничества России с Суданом

Министр обороны Судана Ибн Оуф принял 13 августа  посла России в Хартуме Владимира Желтова для обсуждения вопросов ВТС между двумя странами. Министр отметил при этом «значительный уровень»  поддержки Москвы в отношении Хартума. Он также заявил, что отношения с Россией развиваются поступательно, в частности военное сотрудничество, охарактеризовав отношения между двумя странами «как исторические». Сразу отметим, что такие оценки обычно присутствуют в заявлениях суданских официальных лиц тогда, когда они придают отношениям очень серьезное значение. В свою очередь, В.Желтов охарактеризовал отношения между двумя странами «как тесные и дружественные, отметив, что они основаны на взаимных интересах во всех сферах экономики и военной деятельности и служат общим интересам». Отметим, что на этой встрече присутствовали глава военной разведки Судана генерал-лейтенант  Гамаль Омар Мухаммед Ибрагим и помощник военного атташе посольства России в Хартуме А.Каплин. Последнее обстоятельство позволяет констатировать, что помимо чистой сферы ВТС стороны обсуждали и вопросы сотрудничества в области безопасности. Или, если проще, обмен развединформацией по интересующим стороны вопросам. Эту встречу эксперты рассматривают как шаги по практической реализации договоренностей, которые были достигнуты в ходе предыдущих контактов между странами на высшем уровне.

Военно-техническое сотрудничество России и Судана успешно развивается, как и взаимодействие двух стран по ряду других направлений. Об этом заявил  14 июля президент РФ Владимир Путин на встрече в Кремле с президентом Судана Омаром аль-Баширом. «У нас есть хорошие возможности развивать отношения по целому ряду направлений, в том числе — в военно-технической сфере. Это сотрудничество развивается», — сказал российский лидер. Он отметил также существенный рост товарооборота между странами и большой объем закупок Суданом российской пшеницы. В свою очередь, президент Судана также отметил «позитивные сдвиги в военно-техническом и военном сотрудничестве». «Большое количество российских специалистов работают в нашей стране», — сказал Омар аль-Башир, высоко оценив роль, которую играет Россия в подготовке суданских военных кадров. Суданский лидер подчеркнул, что его страна ценит политический диалог с Россией и позицию, которую РФ занимает на международных площадках по вопросам, касающимся Судана. Говоря о развитии торгово-экономических связей, Омар аль-Башир заявил, что Судан будет приветствовать участие российских нефтегазовых компаний в реализации проектов на своей территории. Если коснутся последних более конкретно, то реет идет в первую очередь о  концессионном контракте между Суданом и компанией «РосГеология» на разведку нефти в Суданском блоке Е57 и еще одно соглашение о геологическом картировании района Джебель-Мойя, штат Северный Кордофан. Если мы вернемся к области ВТС, то сейчас на повестке дня, помимо рутинного технического обновления имеющихся у суданцев образов старой военной советской техники, проработка вопроса о строительстве российской авиабазы на побережье Красного моря и переоснащение суданских ВВС  истребителями Су-30 и новыми ракетами класса «земля-воздух». И в данном случае снова отметим, что не совсем понятен источник оплаты этих контрактов. Казна и валютные запасы Судана скудны, и держаться только исключительно благодаря финансовой поддержке со стороны ОАЭ (КСА в последнее время скупо). Предположить, что ОАЭ согласились оплачивать оружейные контракты Судана взамен на поддержку Москвой усилий Абу-Даби в той же Ливии, пока сложно. Если речь идет об оплате услуг путем предоставления базы, которую еще надо построить,  в «безвозмездное пользование», то отметим рискованность таких сделок. Судан — это страна контрастов, и завтра там может прийти к власти режим, который просто попросит российских военных уйти без всяких компенсаций. Если кто-то в этом сомневается, то пусть вспомнит историю с базой Бербера в Сомали.

Стоит заметить также, что в политическом плане Россия рассматривается Хартумом как главный союзник в рамках попыток стран Запада все-таки привлечь самого суданского президента и его окружение к судебному разбирательству в рамках обвинительных вердиктов МУС. И такая роль объясняется исключительно присутствием Москвы в Совбезе ООН. Это единственная помимо заинтересованности в возможных кредитных линиях область притяжения Хартума в сотрудничестве с Россией. Об этом свидетельствует и динамика развития торговых отношений между странами. В декабре 2015 года Судан и Россия подписали 14 соглашений о сотрудничестве в различных областях, включая нефть, полезные ископаемые и банки. Однако экономическое сотрудничество на сегодня между двумя странами остается очень низким, а торговый баланс не превышает 400 млн долл. Ключевыми партнерами для Судана при всех его реверансах в сторону Москвы остаются КСА, ОАЭ и США, так от них зависит напрямую экономическая и политическая устойчивость режима О.аль-Башира. И в этой связи отметим, что послом Судана в США недавно стал бывший глава суданской разведки М.ат-Атта. И он поехал именно в Вашингтон, а не в Москву, что безусловно свидетельствует о приоритетах Хартума.