- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Проблемы системы образования в Египте

В  преддверии начала нового учебного года в Египте, все внимание простых египтян направлено на предстоящие реформы в системе образования, про которые так много пишут и говорят последнее время СМИ страны. 28 июля 2018 года в Каире была проведена национальная молодежная конференция, на которой присутствовал президент страны А.Ф.ас-Сиси, премьер-министр АРЕ Мустафа Мадбули, министр образования Египта Тарек Шауки, и другие официальные лица. Во время ее проведения был показан документальный  фильм  о проблемах системы образования в Египте, часть которого состояла из мини-интервью и мини-сюжетов телеканала «Десять» (TEN). Целью этого фильма было указать на негативные стороны и «подводные камни» системы обучения и предложить новую стратегию системы образования в АРЕ для создания «достойного египетского гражданина»[i] [1].

Доктор Тарик Шауки, министр образования АРЕ, выступил сразу после показа этого фильма, приведя конкретные цифры,  что, например, «всего в АРЕ сейчас около 55 тысяч школ, 22 миллиона школьников, 1,3 миллионов преподавателей», а также что в данный момент существуют «86% бесплатных государственных школ, 12% частных платных языковых школ, 1% государственных языковых школ (так называемые «мадарис тагрибия», за минимальную плату), и менее 1% международных школ». Он четко расставил акценты, сказав, что «основные проблемы в системе образования в Египте существуют в основном в школьном, а не ВУЗовском образовании, которое нуждается в реформировании в соответствии с нуждами современных реалий», а также указал на то, что «одной из основных проблем опять же остается рост численности населения в стране, который напрямую влияет на качество обучения»[ii] [2].

Египет занимает 146 место из 170 стран по уровню грамотности[iii] [3]. Известный египетский ведущий и актер Мухаммед Субхи в своей программе на канале СВС «Совсем нет проблем» настаивает на том, что «образование в АРЕ ведется по системе, которая уже давно устарела, обилие книг в школьной сумке ученика далеко не означает такое же количество знаний в голове, а нормальное обучение невозможно, когда количество детей в классе зачастую варьируется от 50 до 120 в зависимости от школы». Также он подчеркивает, что «проблемы образования начинаются с того, что преподавательские факультеты Египта опять же обучают уже 60 лет по одной застарелой системе, к тому же учителей настолько ничтожно мало по сравнению с их усилиями, что большинство преподавателей вынуждены зарабатывать репетиторством и относится к своей основной деятельности постольку-поскольку»[iv] [4]. Добавим к этому, что они охотно принимают всякого рода «подарки» или просто взятки, обеспечивая ученику успешную сдачу экзаменов[v] [5].

Прежде, чем продолжить углубляться в проблемы системы образования АРЕ, стоит рассказать о том, как вообще она построена и об ее основных принципах. В соответствии с законом Египта об обязательном бесплатном образовании 1981 года, все дети в возрасте от 6 до 14 лет должны получить базовое (подготовительное) образование. Затем уровень получения знаний зависит от возможности учеников[vi] [6]. Национальная система образования АРЕ находится в ведении Министерства образования. В Египте действует система обязательного бесплатного образования на всех уровнях. Сама система образования Египта включает в себя три основные ступени:

— начальное образование (араб. التعليم الأساسى‎‎, ат-таали́м аль-аса́си), оно подразделяется на начальную ступень (шесть лет) и базовую ступень (три года)

— среднее образование (общее и профессионально-техническое) длительностью три года (араб. التعليم الثانوى‎‎, ат-таали́м ат-са́науи)

— высшее образование длительностью от трех до семи лет (араб. التعليم الجامعى‎‎, ат-таали́м аль-га́маи).

Образование в АРЕ начинается рано. Детские сады в Египте частные, и, как правило, большинство родителей отдают туда детей примерно с двух лет. С 4 до 6 лет в Египте уже начинается пре-школа, или, как ее называют, «прескул» (Preschool или KG). Это двухгодичная образовательная система старшей и подготовительной групп детского сада, многие «прескул» находятся при конкретных школах. Эта подготовка к школе официально не входит в систему образования Египта, однако на деле это практически обязательная ступень первоначального обучения детей[vii] [7]. Надо сразу заметить, что большинство частных «прескул» и школ ведут все обучение на английском (французском, немецком), на арабском же обучают в основном государственные школы. Религия преподается в школе раздельно: для мусульман Коран и основы ислама, для христиан-коптов Библия.

Затем следующая образовательная ступень – это «праймери» (Primary), или начальная школа. В Египте она состоит из 6 классов. Причем, если в государственные школы в первый класс начальной школы берут без специального тестирования, в частных оно, как правило, обязательно. Требования для приёма в школу варьируются в зависимости от уровня сложности программы  каждого конкретного учебного заведения. Опять же, необходимо упомянуть о том, что частные школы Египта делятся на три группы – национальные (national), интернациональные (international) и полу-интернациональные (semi-international). Различия проявляются в системе обучения, сложности программы и, разумеется, в стоимости обучения в самой школе.

После «праймери» следующей ступенью является «эадади», или средняя школа (три года), а затем уже «санауи», или высшая школа, (последние три года школьного обучения). Как правило, в последней идет разделение на специализации: гуманитарная, математическая (все предметы, связанные с точными науками), и, наконец, научная (химия, биология, естествознание). Многие дети бедняков в Египте оставляют школу уже после получения аттестата об окончании средней школы («эадади»), большинство же египтян среднего и высшего класса продолжают обучение в старшей школе и институте или университете.

По окончанию школы (как государственной, так и частной), выпускники сдают единый экзамен (аналог российского ЕГЭ), и уже по результатам этого экзамена могут выбрать ВУЗ соответствующий своей специализации и полученной оценке. Высшее образование Египта также представлено как государственными, так и частными (египетскими и международными) учебными заведениями.

Высшее образование в Египте включает более 150 учебных заведений, различных по уровню и профилю подготовки специалистов. Есть университеты, специализированные институты, педагогические колледжи, технические школы и институты, осуществляющие подготовку специалистов на уровне среднего образования. Учебные заведения, осуществляющие подготовку на уровне специального образования по окончании двух-трех лет обучения, выдают диплом с указанием специальности и присваивают соответствующую квалификацию.  Прием в университеты и  институты осуществляется с учетом профиля школьной подготовки. Высшее образование в Египте получает совсем небольшая часть населения.  Причем, если для молодых людей это залог успеха и хорошей профессии, то для  девушек зачастую поступление в ВУЗ – лишь способ выгодно выйти замуж.

В институты принимаются лица со свидетельствами о полном среднем профессионально-техническом  образовании при условии успешной сдачи вступительных экзаменов. Однако ключевую роль в подготовке специалистов с высшим образованием играют университеты, в которых обучается более 80% всех студентов. Образование, даваемое в египетских университетах, пользуется признанием в других арабских странах и поэтому университеты Египта ежегодно принимают на обучение студентов из соседних стран. В них принимаются лица, имеющие свидетельство о полном среднем общем образовании при оценках по профилирующим предметам не менее 75-90% от максимального балла. В отдельных случаях сдаются вступительные экзамены.

Обучение в университетах состоит из трёх последовательных этапов. Первый этап – основной, на котором осуществляется общенаучная и общепрофессиональная подготовка, завершается присуждением степени бакалавра и выдачей соответствующего диплома с указанием профиля обучения[viii] [8]. Продолжительность обучения для специальностей гуманитарного профиля составляет четыре года, естественнонаучного и инженерного – пять лет. Диплом бакалавра медицины выдаётся после семи лет учёбы по специальности. Уровень других документов об окончании высших учебных заведений определяется по отношению к диплому бакалавра. Так, эквивалентными диплому бакалавра признаны дипломы высших педагогических институтов, отдельных институтов педагогического профиля, а также Высшего института планирования. Второй и третий этапы обучения в университетах относятся к последипломному образованию.

Второй этап – специализации и индивидуальной исследовательской работы – длится не менее двух лет после получения диплома бакалавра. Первый год, как правило, посвящён изучению теоретических дисциплин, второй – проведению исследований. Этап завершается присвоением степени магистра. Лица, имеющие степень бакалавра могут получить после одного года дополнительной подготовки диплом о специализации в определённой профессиональной области.

Третий этап университетского образования продолжительностью не менее двух лет после завершения учёбы в магистратуре является углублением специализации. Результаты научных исследований, выполненных в период третьего этапа, оформляются в виде докторской диссертации и защищаются в специализированном учёном совете. Защита завершается присуждением степени доктора философии с указанием профиля подготовки.

Степень доктора может быть получена не менее, чем через два года после присуждения степени магистра на гуманитарном, коммерческом фармацевтическом, инженерном и естественнонаучном факультетах. На юридическом факультете степень доктора права присуждается после двух лет подготовки на базе диплома о специализации. На естественнонаучном факультете, кроме перечисленных выше степеней магистра и доктора философии, осуществляется подготовка на уровне доктора наук с не менее чем десятилетним сроком подготовки.

Университеты Египта реализуют образовательные программы университетского образования всех уровней, обеспечивая страну специалистами, инженерами и экспертами в различных областях жизни. Они готовят как государственных служащих, так и специалистов, владеющих современными методами исследования[ix] [9]. Необходимо заметить, что каждый университет имеет свой бюджет и управляется советом во главе с президентом университета. Имеется также Высший совет университетов во главе с министром высшего образования. В состав этого Совета кроме президентов университетов входят известные общественные деятели и специалисты в различных областях, которые формируют политику университетского образования и научных исследований, координируют межуниверситетские программы, ежегодно определяют порядок приёма абитуриентов в университеты[x] [10].

Когда мы говорим о реформе системы образования в АРЕ, то, как правило, мы имеем в виду школьную программу и само качество школьного образования[xi] [11]. Оно прямо пропорционально затратам на него: бесплатное обучение существует, однако уровень его очень невысок, и в основном египтяне предпочитают отдавать детей в частные школы.  Особенно видны недостатки системы образования на примере старшей школы. В большинстве своем все старшеклассники берут дополнительные уроки у репетиторов, и зачастую классы «санауи» пустуют, поскольку никто не считает нужным посещать школу, где учителя не смогут провести компетентную подготовку к единому экзамену в конце обучения. Система школьного образования имеет огромное влияние на дальнейший выбор профессии. Количество баллов, набранное во время итоговых выпускных экзаменов, определяет, какие вузы будут доступны абитуриенту. Например, в медицинский могут поступить только отличники, и можно сколько угодно мечтать стать доктором, но если во время школьных экзаменов не добрать хотя бы один балл, с карьерой медика можно попрощаться навсегда. Пересдать экзамены нельзя. Второй по престижности после медицинского – технический вуз. Поэтому инженер в Египте – это очень почетное звание. На следующем месте по престижности стоит торговля, а на последнем – туристическая индустрия. Чем сложнее будущая профессия, чем больше она требует знаний и ответственности, тем строже требования к баллам.

Демографическая проблема также является одной из тех, которые прямо влияют на качество образования в АРЕ. Количество детей в бедных семьях Египта может достигать более пяти-шести, и, соответственно, приводит к тому, что в государственных учебных заведениях классы переполнены, и выделяемого египетским бюджетом финансирования не хватает на достаточное количество книг, учебных материалов и достойных зарплат педагогов, а также создания элементарных санитарных норм для школ [xii] [12].

В целом, то, что предлагает Тарек Шауки, можно суммировать следующим образом: он предлагает реформирование системы оценки знаний египетских учеников, разработку новых норм  образования с точки зрения современных реалий и перевод обучения в средней школе на электронную систему (планшеты, доступ к интернету), реформирование школьной программы, специальные курсы для преподавательского состава[xiii] [13]. Также сейчас АРЕ активно сотрудничает с Японией в плане создания египетско-японского образовательного проекта, являющегося результатом взаимных соглашений, подписанных между двумя странами. Египет собирается использовать японскую систему образования, применяя ее на практике в 45 государственных школах. Внедрение системы в государственные школы говорит о том, что такое образование для детей могут позволить себе все слои населения, не зависимо от уровня достатка семьи. Надо сразу оговориться, что «японские школы» будут представлять собой обычные египетские школы, работающие по японской образовательной системе «Токосто плюс» (Tokosto Plus), направленные на воспитание дисциплины, чистоплотности, пунктуальности и других важных качеств[xiv] [14].

Несмотря на позитивные перспективы, которые преподносят на своих страницах большинство официальных СМИ, многие египтяне уверены, что реформа системы образования, скорее всего, положительно отразится только на средних и высших слоях населения, те же, кто победнее (то есть большая часть простого народа), просто не поймут, зачем нужны планшеты для обучения, а интернет и Wi-Fi для них будут просто из серии фантастики. Также многие преподаватели в Египте сами называют египетскую образовательную систему «провальной», поскольку она основана не на том, чтобы понять предмет изучения, а на обыкновенном «заучивании наизусть»[xv] [15]. Этот подход к обучению  не просто изменить. На этом опять же заострил свое внимание министр образования АРЕ Тарек Шауки, подчеркнув, что «абсолютно неверно строить систему образования на том, чтобы заставлять школьников заучивать преподаваемый им материал, что гораздо важнее, чтобы они понимали, что им объясняют»[xvi] [16].

В целом можно сказать, что новая система образования Египта, о которой много говорят и которую собираются начать реализовывать с сентября 2018 года, дает надежды на позитивные изменения, однако вопрос в том, хватит ли у государства денег на финансирование этого долгосрочного проекта и на сколько инициатива сверху будет поддержана теми официальными лицами, которые будут отвечать за непосредственное осуществление этих реформ.

[i] [17] https://www.youtube.com/watch?v=xvnI5yYwGOM [18] «Шестая национальная молодежная конференция», заседание, посвященное стратегии развития системы образования в АРЕ в присутствии А.Ф. ас-Сиси (на арабском)

[ii] [19] https://misr5.com/1042023/مشاكل-التعليم-في-مصر/

[iii] [20] https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_стран_по_уровню_грамотности

[iv] [21] https://www.youtube.com/watch?v=I08WvfHpfi0 «СВС» مفيش مشكلة خالص | بدلة التعليم في مصر

[v] [22] https://egyptianstreets.com/2013/12/15/a-to-z-reasons-why-egypts-education-system-is-lacking/

[vi] [23] http://akaregypt.ru/index.php/item/151-sistema-obrazovaniya-v-egipte

[vii] [24] «KG», как правило, обучают базовому арабскому алфавиту и счету, английскому алфавиту и счету, религиозным азам, логике, рисованию, спортивной подготовке, и так далее. В большинстве своем после «прескул» дети уже умеют читать и писать, знают алфавиты арабского и английского, азы математики и х усилиями, вполне готовы к начальной школе.

[viii] [25] https://www.marefa.org/التعليم_في_مصر

[ix] [26] Несмотря на то, что в стране велико неимоверно количество безграмотных людей, есть определенная прослойка общества, отличающаяся великолепным образованием. Каирский университет, Американский университет и Арабская морская академия (которая не имеет никакого отношения к морю, кстати), дают высочайшее качество обучения. Преподаватели являются носителями иностранных языков, предметы преподаются не номинально, а с огромным количеством практики. Поступить на коммерческое отделение тоже непросто, с плохими оценками в престижный университет даже за деньги не возьмут.

[x] [27]  http://ru.globalstudygroup.com/1/8/291/obrazovanie-v-egipte

[xi] [28] https://www.nmisr.com/education/نظام-التعليم-الجديد-في-مصر-059

[xii] [29] http://www.borgenmagazine.com/egyptian-education-system/

[xiii] [30] https://www.facebook.com/tshawki/posts/10215013162147166 [31] Tarek Shawki 31  october 2017

[xiv] [32] http://russianinegypt.com/obrazovanie/159-v-iyune-v-yaponskie-shkoly-budut-otobrany-1500-uchitelej-ministr-obrazovaniya

[xv] [33] http://www.akhbarak.net/articles/31200073-المقال-من-المصدر-تعرَّف-على-أبرز-المشاكل?sec=egypt&src=صدى.البلد

[xvi] [34] https://arabic.rt.com/society/907493-وزير-التعليم-المصري-على-فيسبوك-ثورة-حقيقية-في-التعليم/#