- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Обзор альманаха «Внешняя политика Турции в 2017 году» издания Фонда политических, экономических и социологических исследований (Анкара). Часть 6

В июне с.г. главный турецкий мозговой центр – Фонд политических, экономических и социологических исследований (в турецкой аббревиатуре SETAV – В.К.), базирующийся в столице Турции – Анкаре, опубликовал редакционный Альманах, подготовленный коллективом своих экспертов, под заголовком «Внешняя политика Турции в 2017 году».

Продолжаем анализ первого раздела Альманаха, который, напомним, состоит из нескольких авторских статей, привлекших наибольшее внимание руководства Фонда. Напомним, что мы завершили разбор публикации Нуршина Атешоглу Гюнея под заголовком «Прочна ли вторая весна в российско-турецких отношениях?».

От отношений Турции с Россией, Альманах переходит к статье, посвященной турецко-американским отношениям, под заголовком «Анализ кризиса между Турцией и США в период (правления – В.К.) Трампа» авторства Тунджая Кардаша.

Альманах датирован июнем этого года, однако, с тех пор в двусторонних отношениях не только не произошла стабилизация, но и, напротив, когда пишется эта статья, стороны вовсю обмениваются выпадами, а администрация Трампа, похоже, всерьез вознамерилась обрушить турецкую экономику.

Нельзя сказать, чтобы турки этого не предвидели. Во всяком случае, в программе «100 дней» в разделе, записанном за турецким МИДом, четко указывается намерение Анкары обратиться за заемным капиталом, нужным для покрытия дефицита текущего бюджета и своих крупных инфраструктурных проектов, в Китай. Можно сделать вывод, что китайское руководство к подобному развитию событий готово. На этом фоне, заметным образом, снизился градус обвинений Турции в сторону Китая в ущемлении прав уйгурского меньшинства страны. Китай сошел с турецкой повестки дня.

Не будем углубляться, по примеру автора статьи, в историю двусторонних турецко-американских отношений, ограничившись лишь его, очевидным для всех, тезисом о том, что сегодня Турция и США переживают наиболее проблемный период своей истории.

Как пишет Тунджай Кардаш, политику США в отношении Турции определяют три основных элемента: политика силы (принята на вооружение в ходе холодной войны), фактор так называемой «идеальной политики» (исламофобия и ориентация на «белых консерваторов»), а также социальный инжиниринг в странах Ближнего Востока, включая Турцию.

15 июля 2016 года, когда в Турции состоялась попытка военного переворота, называется автором материала предвестником очередного кризиса в отношениях между Турцией и Западом, включая США. Сейчас между ними наблюдается серьезный кризис доверия. И автор задается вопросом относительно путей его преодоления.

Здесь он предлагает сторонам вернуться на «реалистичную почву» и оценить существующие между ними возможности. С другой стороны, было бы нереалистично, чтобы Турция после 15 июля 2016 г. (за которым турки усматривают американский след – В.К.) вела бы себя с «ледяным спокойствием» и, как будто, «ничего не произошло».

Более того, и после ночи с 15 на 16 июля 2016 г. (когда турецкое руководство сохранило свою власть – В.К.) Запад оставил Турцию «в одиночестве». Так, канцлер ФРГ  А.Меркель в преддверии своих выборов 2017 года приезжала по вопросу беженцев в Турцию 5 раз, а когда в стране разразился кризис, как упрекает её автор, и вовсе прекратила свои посещения. После 15 июля американский госсекретарь Д. Керри заявил о том, что членство Турции в НАТО стоит прекратить.

Теперь, что же ждет, по мнению турецкого автора, двусторонние отношения при администрации Д. Трампа?

Как он пишет, как бы не акцентировало нынешнее американское руководство в своем Стратегическом документе по национальной безопасности угрозу, исходящую со стороны Китая, Северной Кореи и России, можно видеть, что поле «реальной операции» включает в себя Ближний Восток. В качестве примеров американских шагов, автор говорит о кризисе вокруг Катара, переносе американского посольства из Тель-Авива в Иерусалим, и о новых целях американцев в Северной Сирии. В изменении американского вектора турецким автором усматривается связь с «идеологическими и бюрократическими параметрами».

Идеологический параметр – это, к примеру, обвинения США ряда стран в том, что они являются «разносчиками политического ислама», и защита американцами Израиля.

Военно-дипломатическая бюрократия США проявляет себя в Северной Сирии. И её шаги, самым непосредственным образом, влияют на отношения между США и Турцией.

Как пишет автор, изменения американского подхода на Ближнем Востоке, вынуждают Турцию предпринимать, со своей стороны, рискованные шаги. И даже, если бы Трамп захотел бы предложить собственную повестку дня, то его связывает «по рукам и ногам» конкретные люди в Госдепартаменте, банки, юридические фирмы, компании и прочие структуры политического лобби.

Впрочем, автор предлагает отказаться от популярного тезиса о том, что «Трамп – хороший, его окружение – плохое» (такой взгляд, кстати, иногда ещё встречается и в России – В.К.). И, как он пишет, не стоит ожидать того, что в обозримой перспективе политика США по отношению к Турции претерпит заметные изменения. Визовый кризис между США и Турцией продемонстрировал наглядно, куда двигаются две стороны (еще несколько месяцев назад – В.К.).