- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О решении президента США Д.Трампа по приостановке поставки в Турцию самолетов F-35

Интрига в вопросе поставки в Турцию новейших истребителей F-35 разрешилась и не в пользу оптимистов американо-турецких отношений. В понедельник 13 августа президент США Д.Трамп утвердил закон о бюджете на оборону, согласно которому поставка в Турцию истребителей, в разработке и производстве которых турецкие компании участвуют непосредственным образом, откладывается. Поправка в Акт о национальной обороне (National Defense Authorization Act) предусматривает перенос сроков и вменяет в обязанность Пентагону в течение 90 дней представить в Конгресс отчет о состоянии турецко-американских отношений.

По сообщениям турецких СМИ, в доклад войдет оценка участия Турции в программе по созданию истребителя F-35, а также будут перечислены те риски, которые могут возникнуть при покупке страной у России системы противоракетной обороны С-400.

При этом, как указывается турецкими обозревателями, министр обороны Джеймс Мэттис в своем письме в Сенат, датированном 7 июля, выступил против исключения Турции из программы, в которую кроме нее входят: США, Италия, Нидерланды, Канада, Австралия, Норвегия и Дания. Помимо всего прочего, американский министр мотивировал свою позицию тем, что выход Турции из проекта может привести к нарушению цепочки поставок и, разумеется, привести к необходимости дополнительных ассигнований на замещение выбывшей Турции со своим объемом работ и обязательств.

Для справки турецкие СМИ сообщают, что Турция, со своей стороны, инвестировала в проект создания новейшего истребителя 1,25 млрд долл. с 1999 года. Турцию в проекте представляло несколько компаний, включая такие как: Alp Aviation, AYESAS, Kale Aviation, Kale Pratt & Whitney и Turkish Aerospace Industries. На этапе подготовки проекта ожидалось, что эти же турецкие компани получат суммарную прибыль от своего участия в размере 12 млрд долл.

Планировалось, что для своих ВВС Турция приобретет 100 истребителей F-35. Из этих 100 истребителей, уже принято решение о закупке 30 шт. Несмотря на неблагоприятную конъюнктуру турецко-американских отношений и прогнозы скептиков, поставка первого истребителя все же состоялась 21 июня с.г. на торжественной церемонии в штате Техас.

Тогда эта ситуация, благополучно в итоге разрешившаяся, уже вызвала в стране большой резонанс. Турецкие обозреватели подробно разбирали эту ситуацию, а руководство страны выступало с резкими обращениями в сторону США.

В своем письме в Сенат Джеймс Мэттис указал о том, что турецкая сторона будет, со всей неизбежностью, подавать судебный иск по принятому Д.Трампом решению. Также министр обороны США указал на то, что у Турции «есть альтернативы», а сама страна не является той, которую можно легко «отодвинуть».

Спустя несколько дней турецкая пресса вернулась к обсуждению вопроса, отметив в частности, что компания Ayesas является единственным поставщиком двух уникальных элементов машины. Упоминаются «панорамный дисплей кабины экипажа» и «пульт дистанционного управления ракетами».

Вполне разумным является утверждение турецких наблюдателей о том, что речь идет не просто об упущенной прибыли для турецких компаний-участниц проекта. Вызванная принятым решением задержка, приведет к тому, что пострадают все страны. И сумма ущерба намного превысит недополученную турками прибыль в размере 12 млрд долл. Иными словами, американцы своим односторонним решением ставят в затруднительное положение всех своих партнёров по проекту.

Итак, можно смело утверждать, что своим решением президент США Д.Трамп добавил ещё один серьезный раздражитель в двусторонние отношения с Турцией. Причем, речь здесь идет не просто о введении в отношении Турции оружейного эмбарго. Речь идет о том, что Турция одномоментно оказалась отодвинута от проекта F-35 , в котором она сама принимала непосредственное участие на протяжении почти что 20 лет.

Представляется, что теперь даже когда и если стороны урегулируют вопрос и поставки F-35 в страну начнутся, турецкое государство и частные компании трижды подумают, прежде чем договариваться с США о каких-либо совместных разработках. Понимая, что они в любой момент могут стать заложниками политики Вашингтона, которая не принимает в расчет ни свои контрактные обязательства, ни международное право.

Можно говорить о том, что перед Россией подобное развитие ситуации открывает дополнительные возможности, по крайней мере, в среднесрочной перспективе. И уж, во всяком случае, сильно увеличивает шансы на то, что сделка по системам С-400 будет доведена сторонами до своего логического завершения. Это станет важным прецедентом в ситуации, когда со стороны многих российских обозревателей ещё достаточно много скепсиса в отношении серьезности турецких намерений и готовности турок к тому, чтобы «идти до конца».