- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Обзор анализа «Кризис в НАТО» издания Фонда политических, экономических и социологических исследований (Анкара). Часть 1

В конце июля месяца главный турецкий мозговой центр – Фонд политических, экономических и социологических исследований (в турецкой аббревиатуре SETAV – В.К.), базирующийся в столице Турции – Анкаре, опубликовал анализ под заголовком «Кризис НАТО и его будущее. Растущая автономия Турции». Автором материала стал Хасан Басри Ялчин – директор по стратегическим исследованиям Фонда.

Как пишется во вводной части документа, автором Анализа ставится перед собой задача по рассмотрению текущей ситуации в НАТО, с целью ответа на один из базовых вопросов – а, именно, наблюдается или нет в Североатлантическом альянсе, в его нынешнем состоянии, кризис?

Если ответ на этот вопрос – положительный, то о каком именно кризисе идет речь, каковы его причины и к каким результатам он может привести? Кроме того, можно ли считать кризис в НАТО результатом структурных изменений, которые происходят в мире? Или же речь идет о временном изменении конъюнктуры? Каким образом НАТО будет выходить из кризиса? Существует ли вероятность роспуска НАТО? В каком направлении Альянс двигается? И, разумеется, турецких авторов интересует вопрос, каким образом процессы, протекающие в НАТО, влияют на Турцию, как на члена Альянса? Каким образом будут строиться отношения между Турцией и НАТО в новый период времени?

Как пишет автор, на перечисленные вопросы можно дать от имени НАТО положительные ответы. Иными словами, можно признать, что Альянс находится в кризисном состоянии. Однако, этот кризис не является следствием масштабных структурных изменений в мире. Автор относит наблюдающуюся ситуацию к обусловленной конъюнктурой, временной категории явлений. Иными словами, им делается вывод о том, что кризис в НАТО носит временный характер.

В отличие от мнения очень многих политологов, как в Турции, так, кстати, и в России, автор этого анализа говорит о том, что США не находятся в эпицентре масштабных изменений. Как он утверждает, США все ещё находятся в верхней точке системы международных отношений и, когда возникает необходимость, они оказываются в состоянии предпринимать шаги, исходя из своего потенциала. Впрочем, правдой является и то утверждение, что как при администрации Барака Обамы, так и при руководстве Дональда Трампа, у США наблюдается определенное нежелание (занимать активную позицию – В.К.). США начали инвестировать (в широком смысле этого слова – В.К.) в международную систему заметно меньше. Приоритетом для страны в настоящее время является, прежде всего, собственная экономическая выгода. Однако, все это не означает того, что у страны не осталось возможностей к тому, чтобы длить свои лидирующие позиции в мире. Как подчеркивает автор, в случае Вашингтона, речь идет о сознательном выборе американского руководства. Который может и измениться в том случае, если зайдет речь о вопросах, затрагивающих национальную безопасность или интересы страны.

От США автор анализа переходит к НАТО, говоря о том, что «именно поэтому» Североатлантический альянс до сих пор является «самым надежным, сдерживающим и устойчивым союзом в мире». И, в этом смысле, у НАТО нет ни соперника, ни альтернативы. Более того, ни один внешнеполитический союз с НАТО даже невозможно сравнить. Именно поэтому страны – участницы НАТО, невзирая на все происходящее, не демонстрируют никакого желания по выходу из НАТО. Просто сегодняшняя повестка дня в меньшей степени нацелена на безопасность, а в большей степени – на экономические приоритеты.

Аналогичным образом, в случае, когда и если это потребуется, США вернется в своей миссии по большему инвестированию в НАТО. А другие страны-участницы будут ближе «держаться» к Альянсу.

Таким образом, автор делает вывод о том, что НАТО не находится на пути к своему разрушению. Напротив, даже переживая кризис, Североатлантический альянс остается «полезной и эффективной» организацией.

В этой ситуации Турция пересмотрит условия своих отношений с НАТО. Турция пытается выйти «из образа верного союзника НАТО» и «переквалифицироваться» в страну, которая извлекает пользу из своего участия в ней. В конце концов, в период, когда Турция безальтернативно была связана с НАТО, страны–участники Альянса не демонстрировали близкого сотрудничества с Турцией.

Как подчеркивает автор, напротив, ситуация в Сирии и события 15 июля 2016 года, то есть, самые критичные для страны события, связанные с террористической угрозой, показали, что Турция была не только оставлена в одиночестве, но и ещё, к тому же, попала под град обвинений. Сами же эти страны взяли за основу политику по опеке враждебных к Турции террористических организаций.