- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ирак: о ситуации с выводом отрядов Народного ополчения из провинции Ниневия. Часть 1

В начале прошедшей недели из северных районов Ирака стали приходить сообщения, которые можно рассматривать как первый акт в близящемся обострении вопроса о, нет, не о статусе, а о перспективе самого существования Народного ополчения в том качестве, в котором оно привыкло себя ощущать. То есть, в виде самостоятельной силовой структуры, если угодно, второй, параллельной армии, которая действует, по большей части, самостоятельно, как в оперативном, так и в управленческом смыслах. Не секрет, что, примерно, с середины-конца 2016 года многие политические силы в Ираке, после принятия «со скрипом» закона об ополчении, уравнявшего его в правах и полномочиях с двумя другими основными силовыми структурами: министерствами обороны и внутренних дел, стали высказывать недовольство теми весьма широкими возможностями, которыми стала регулярно пользоваться эта организация. В адрес ополчения все чаще стали раздаваться обвинения в неправомерном и неадекватном уровне насилия, осуществляемом в ходе операций в суннитских районах Ирака, где действовали террористические группировки.  Само оно, как правило, предпочитало осуществлять операции в своих секторах ответственности, ограничиваясь координацией с штабами военных и полиции, иногда, весьма условной, логистика и материально-техническое обеспечение в ополчении были и остаются полностью независимы от других ведомств. До поры до времени власти мирились с подобным положением вещей: ополченцы, действовавшие, главным образом, в качестве легкой пехоты восполняли недостаток личного состава, были более мотивированы в силу религиозных взглядов, зачастую делали самую «грязную работу», наподобие зачистки населенных пунктов или многосоткилометровых рейдов по пустыне в поисках групп террористов. То есть, были нужны и востребованы. Но время идет, обстановка меняется и рано или поздно терпеть (и содержать) у себя в стране сразу две, а вернее, три армии никто не будет. На это не хватит никаких доходов от нефти. С учетом проигрыша политического крыла ополчения в коалиционной борьбе по итогам парламентских выборов в Ираке и ослабления проиранской партии, закономерно следует ожидать попыток прощупать «на слабость» систему Народного ополчения или, наоборот, реакцию властей и, вполне возможно, события в Ниневии и есть первая проба пера в этом направлении.

Происходит там следующее. В провинции объявили о «решении властей» вывести отряды ополчения, расквартированные в Мосуле, после чего, «взволнованные такой перспективой», жители города и провинции собрались у офиса губернатора, требуя прояснить ситуацию и объяснить, почему отряды ополченцев собираются менять на армейские части. Губернатор Ниневии лично высказал озабоченность по этому поводу, полагая, что вывод ополченцев «оголит» фронт, впрочем, «провинция второй раз не падет», заключил он, выступая перед собравшимися.

Абу Муса аль-Самави, командующий восточным направлением Народного ополчения заявил следующее: «Мы осознаем, что ополчение является органом премьер-министра и главнокомандующего вооруженными силами, и мы обязаны выполнить все его решения, но мы просим премьер-министра оценить чувства наших братьев-граждан в городе Мосул и отложить это решения до тех пор, пока не успокоятся люди, их семьи и все мирные жители в городе Мосул, тогда как все мы желаем этому городу безопасности».

Губернатор Ниневии, Нофаль Султан аль-Якуб, собрал пресс-конференцию, в которой приняли участие несколько старейшин, священнослужителей и представителей демонстрантов «в свете их озабоченностью решением о выводе сил ополчения из западных регионов (в Ниневии – авт.)», где расположено в настоящее время более семи их бригад. «Спонтанная демонстрация нашими гражданами своей активности была мирной и не такой, как недавно в остальной части иракских провинций, и это признак того, что жители Ниневии являются приверженцами закона», — пояснил журналистам губернатор.

Он добавил, что «присутствие высокопоставленных лиц и племенных старейшин и священнослужителей собравшихся в канцелярии провинции с началом проведения демонстраций, очень важно, они встречаются с представителями демонстрантов, и их требования – оставить отряды ополчения в городе».

По признанию самого губернатора «это решение стало для него полной неожиданностью, и он через ваши (СМИ – авт.) каналы просит премьер-министра, главнокомандующего Вооруженными силами, советника по национальной безопасности, шейха Фалеха аль-Файяда, а также Хаджа Абу Махди, Хаджа Хади аль-Амири и членов Совета национальной безопасности, тщательно рассмотреть этот вопрос не спешить с его реализацией с тем, чтобы вывод этих сил не был внезапным, и люди на местах смогли бы сохранить спокойствие».

Попробуем разобраться в происходящем в Ниневии. Подозревать жителей провинции в пристрастии к представителям ополчения можно лишь в аналогии с «стокгольмским синдромом», не очень присущим жителям Ирака: суннитское население относилось и относится к представителям официальных силовых структур, а ополчения – особенно, с плохо скрываемой враждебностью. Они скорее выйдут на улицы, приветствуя подобный шаг, а не выступая против него. И несколько десятков протестующих это конечно никакие не выразители мнения жителей провинции. Губернатора понять, разумеется, можно, его, в случае чего, если не сбежит, как в 2014 году, максимум куда доведут, так это до ближайшей стены, поэтому он «против». Что до остальных жителей Мосула и Ниневии, то единственное, из-за чего они могут переживать в связи с выводом ополчения, так это из-за перспективы повторения кошмара штурма города году тому назад, когда он почти в буквальном смысле слова, был стерт с лица земли. Они наверняка согласятся терпеть ополчение и дальше, лишь бы не повторилась та история.

Сами официальные структуры Народного ополчения хранят по поводу этой новости полное молчание. Что делает ситуацию очень похожей на информационный вброс с целью проверить реакцию всех заинтересованных сторон. А вдруг, целых семь бригад снимутся с севера и пойдут к столице? Правда, бригады ополчения, это скорее, в лучшем случае, батальоны, с точки зрения численности личного состава. А что, если оголится вся северо-западная часть Ирака? Правда, все стратегические объекты, наподобие Мосульской дамбы плотно прикрыты частями Министерства обороны и никаких ополченцев там сроду не было, а тысячи квадратных километров северо-западных пустынь, как никто не контролировал, так никто и не контролирует по сей день. Так что и это не аргумент, который мог бы восприниматься серьезно.  Ситуация на границе с Иракским Курдистаном и Турцией на сегодня выглядит вполне стабильной. Так что, по нашей оценке, новость о якобы начавшемся выводе отрядов Народного ополчения есть ни что иное как проверка реакции правящей партии. А паче чаяния отвод ополченцев действительно начнется, что может быть вызвано и сокращением поддержки от Ирана, так и намерением усилить позиции партии Хади аль-Амири в столице в канун утверждения состава парламента и нового кабинета министров, он не окажет существенного влияния на реальное положение дел в Ниневии. Так же как и в Анбаре. На расклад сил в этих провинциях оказывают влияние совсем другие факторы, особенно сейчас, в условиях перехода от открытой конфронтации к договорным отношениям и попыток наладить хоть какое-то подобие мирной жизни в этих многострадальных районах Ирака.