- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Обзор альманаха «Внешняя политика Турции в 2017 году» издания Фонда политических, экономических и социологических исследований (Анкара). Часть 9

В июне с.г. главный турецкий мозговой центр – Фонд политических, экономических и социологических исследований (в турецкой аббревиатуре SETAV – В.К.), базирующийся в столице Турции – Анкаре, опубликовал редакционный Альманах, подготовленный коллективом своих экспертов, под заголовком «Внешняя политика Турции в 2017 году».

Продолжаем анализ первого раздела Альманаха, который состоит из авторских статей, привлекших внимание руководства Фонда. Мы приступили к рассмотрению самого громкого вопроса этих дней – а, именно, турецко-американских отношений.

Им посвящена статья, опубликованная в Альманахе под заголовком «Анализ кризиса между Турцией и США в период (правления – В.К.) Трампа» авторства Тунджая Кардаша. В прошлом материале мы остановились на путях выхода из кризиса, который наблюдается в двусторонних отношениях.

На момент написания данного материала (20 августа) появились сообщения о том, что в 05.00 утра по местному времени (совпадает с московским) неизвестными было обстреляно американское посольство в Анкаре. И этот инцидент свидетельствует не столько уже о том, на какой низкой отметке находятся двусторонние отношения, а о том градусе неприятия, который наблюдается в отношении США со стороны турецкого общества.

Однако, вернемся к путям преодоления турецко-американского кризиса согласно Т. Кардашу. Напомним, что он их видит в том, чтобы, в первую очередь, американской стороной начала проводиться реалистичная политика, которая должна подразумевать отказ от привычных штампов.

Другим немаловажным, согласно турецкому обозревателю, моментом является осознание американским руководством того факта, что не вся внешняя политика в США определяется президентом, правительством и формальными институтами власти. Ему предлагается увидеть, наконец, многочисленные лоббистские структуры и понять границы проведения свободного внешнеполитического курса.

Как пишет автор, чрезвычайно важным представляется для Трампа увидеть влияние военной бюрократии (в Ираке и в Сирии; оставшееся от администрации Барака Обамы), политического сообщества (давление т.н. «Чайной партии» и евангелистического сообщества), а также гражданского общества (антиэрдогановский Совет по иностранным отношениям и Совет по защите демократии). В этом смысле, в США необходимо войти в союз с целым рядом влиятельных игроков, помимо бюрократов из исполнительной власти, — с медиа, университетами и различными фондами. Как пишет автор, это потребует «терпения и экспертизы».

В турецком обществе сформировался запрос (по отношению к США – В.К.) на прекращение поддержки Партии демократический союз (ПДС) и «Сил народной самообороны» (ОНС). Как пишет Альманах, этот запрос столь же важно транслировать соответствующим ведомствам в США, как и главе исполнительной власти (то есть, президенту – В.К.). В этом смысле, для того, чтобы достичь результата немедленно выложить на стол «НАТОвскую карту» (т.е. поставить вопрос ребром о членстве Турции в НАТО – В.К.) может не привести к нужному результату и даже вызвать обратные последствия. Для этого Турции потребуется ещё раз, более пристально, оценить свои отношения с Россией и Китаем, а также евразийскую политику в целом.

От Турции здесь требуется «в терпеливой и настойчивой манере» объяснить общественным и политическим кругам США то разрушительное влияние, которое несет в себе ПДС/СНС и так называемая «террористическая организация Фетхуллаха Гюлена» (ФЕТО). Однако, здесь потребуется участие не только кадровых дипломатов МИДа или других известных игроков. Здесь, как пишет автор, нужно содействие и со стороны турецкого гражданского общества.

Автор делится интересным наблюдением. Как он пишет, очень трудно найти в эти дни «выкристаллизовавшуюся» структуру и манеру американской внешней политики при администрации президента Дональда Трампа. Вместо этого, можно говорить о том, что по разным вопросам и в разных сферах между президентом Трампом и Пентагоном существуют «рабочие области». Деятельность там отчетливо определяется идеологическим и бюрократическим аппаратом.

Как пишет автор документа, с точки зрения идеологии, почвой для Трампа и его команды является слоган «Прежде всего Америка», адресованный белым националистам. Впрочем, в сфере идеологии автор документа призывает не забывать про бюрократию Пентагона, которая даже может потеснить Трампа. Особенно, если речь идет о зоне боевых действий.

Важным аспектом внешнеполитического курса Д.Трампа является изменение приоритетов своего предшественника Б.Х.Обамы и даже их саботаж. Это проявляется в шагах назад в отношениях с Кубой, усилиях по наложению эмбарго на Венесуэлу и Иран, в более «ястребиной» политике по отношению к Северной Корее и Китаю, в признании Иерусалима столицей Государства Израиль и т.д. Однако, как только речь идет о зоне столкновений, в процесс принятия внешнеполитических решений активно вмешивается Пентагон и другие бюрократические структуры. Результат получается при этом достаточно парадоксальный. Внешняя политика Д.Трампа начинает возвращаться к курсу, проложенному администрациями Д.Буша-мл. и Б.Х. Обамы.